Сегодня наступил мусульманский праздник Руза-хайит
Закончился тридцатидневный пост Рамазан и наступил праздник разговения Ид аль-Фитр 1423 года хиджры, у нас чаще называемый Руза-хайитом. Примечательно, что через день страна всенародно отметит свою государственную дату — десятую годовщину Конституции Узбекистана, по которой живет республика, по которой строят судьбы каждый из граждан. Статья 31 Основного Закона узбекистанцам предоставляет право религиозной свободы. И хотя опять же согласно Конституции, церковь у нас отделена от государства, оно защищает потребность своих граждан в свободе совести. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Но мы сегодня о тех, кто верует и привержен исламу. Их в стране большинство. Самое внушительное число из всех зарегистрированных религиозных общин объединяет мусульман — 1869 организаций. К их духовным потребностям государство относится с большим пониманием. В стране первый день Руза-хайита, как и начало Курбан-хайита, объявлены красными числами календаря. Что ж, пусть, кто ходит в церкви, синагоги, кирхи, костелы, воспользуются выходным, чтобы посетить своих мусульманских братьев, поздравить их с праздником.
По случаю окончания поста Рамазан исламским общинам мира направил послание президент Папского Совета по диалогу между религиями архиепископ Майкл Л. Фитцджеральд. Дружески приветствуя всех мусульман, он благодарит за полученные от них поздравления по случаю христианских праздников, с радостью отмечает развивающиеся контакты между мусульманами и христианами во многих уголках мира.
Тем не менее, как замечает архиепископ, сейчас остро стоит вопрос о сохранении мира. Он пишет: «Мы, христиане и мусульмане, верим, что мир в первую очередь — дар Божий. Вот почему последователи обеих религий молятся о мире, они призваны делать это неустанно».
Религии, продолжает высокий представитель Ватикана, могут внести особый вклад в области образования. Путь к миру немыслим без обучения, поскольку в процессе обучения человек учится уважать личность другого. Это достигается без противопоставления самого себя другим братьям и сестрам. Обучение миру требуют не только признать и принять различия, но и приобрести навыки поведения в кризисных ситуациях, чтобы предотвратить превращения их в конфликты.
Если уж приветствия нашим мусульманам пришло издалека, то на родной земле их тем более поздравят представители других конфессий. Стали традиционными взаимные визиты иерархов Ташкентско-Среднеазиатской епархии Русской православной церкви и Духовного управления мусульман Узбекистана в дни религиозных праздников этих конфессий. Такая встреча состоится и сегодня. В Духовном управлении услышат много теплых слов и добрых христианских пожеланий мусульманам страны.
Не сомневайтесь, их встреча повторится через месяц. Исламские религиозные деятели Узбекистана 7 января поздравят православных христиан Ташкентско-Среднеазиатской епархии с Рождеством Христовым.
Как и на всякий религиозный праздник, сегодня много молятся. Но Руза-хайит — не только ритуальный намаз. Это и время массового проявления человеческого благородства. Люди уже ощутили его в дни Рамазана. После заката солнца мусульмане на ифторлик — легкую трапезу — приглашали соседей, родственников, близких, сослуживцев. За таким столом всегда был человек, умеющий читать молитвы, суры из Корана. Накануне Руза-хайита верующие обменивались праздничными блюдами с соседями, а сами при этом оставались дома. Набожные люди убеждены, что накануне Ид аль-Фитра родные стены навещают души умерших. Умерших поминают и на кладбищах, куда сегодня людской поток будет нескончаемым.
Однако в первую очередь правоверные мусульмане не забывают о живых. Больше всего подарков раздают именно в этот день. Необъятен диапазон праздничной щедрости. Закят аль-Фитр получат все нуждающиеся.
Широкое понятие у этого слова. В прямом его смысле без куска хлеба сегодня у нас люди не живут. Но сколько еще у человека потребностей, кроме гастрономических!
Кто о чем, а я о своих газетных проблемах. И даже не о газетных, а о читательских. Разве их разделишь жирной чертой?
Завершающий этап подписной кампании на периодические издания будущего года совпал с Рамазаном и Руза-хайитом. Как раз в это время в редакцию стали приходить письма от ветеранов-читателей. Они отдали производству или иной сфере лучшие свои годы, при этом оставаясь подписчиком на «Правду Востока». В письмах наши друзья горевали, что, возможно, в будущем году расстанутся с газетой, к которой привыкли, с которой сроднились, которую полюбили за годы общения с ней. Но, кажется, уже не получат в 2003 году. Не по карману стала подписчику-пенсионеру.
Старики в общем-то ни о чем не просили. Им просто хотелось выговориться и как бы уведомить редакцию: дескать, не обессудьте, с нового года нас не будет в числе ваших подписчиков.
Как мы могли помочь своим стародавним поклонникам? Собственных средств, которые мы могли бы выделить на подписку, у нас едва хватило, чтобы оформить ее ветеранам самой редакции, чьи фамилии долгие годы не сходили со страниц «Правды Востока». Или во всяком случае, без чьего участия газета просто не могла выходить. Теперь их связь с изданием только в том и проявляется, что они стали нашими читателями.
Не знаю, почему мне захотелось прочитать жалостливые письма генеральному директору акционерной компании «Матбуот таркатувчи» Рустаму Касимову. Но я набрал именно его номер телефона, хотя и понимал: у него откуда возьмутся средства на подписку?
Выслушав сетования наших почти бывших читателей, Рустам Саидович сказал:
— У компании нет лишних средств. Но за счет коммерческой деятельности, которой попутно занимаемся, мы поможем ветеранам. Это долг коммерсантов не только «Матбуот таркатувчи». Лучше всего его исполнить во время подписной кампании.
И в самом деле, распространители печати помогли людям с узбекскими, русскими, корейскими, татарскими, украинскими фамилиями. Скоро они получат доставочные карточки, помеченные датами милосердного праздника Руза-хайит.
Люди разных вероисповеданий, а может, и вовсе неверующие будут целый год поминать добрым словом и своих благодетелей, и дни, когда они сделали столь щедрый подарок.
Сегодня мусульманин должен испытывать потребность в добрых поступках. Совершать их искренне, а не показушно. Человек, от души оказавший помощь нуждающемуся, меньше всего думает, чтобы его жест был известен всей махалле. Но, как утверждают набожные люди, Всевышний все видит…
Шерали Искандеров.