Домой » Культура » ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА!

«Лингвокультурологические проблемы преподавания языка и литературы: состояние и перспективы» — научно-практическую конференцию под таким сложным, на первый взгляд, названием готовятся провести посольство России, представительство Росзарубежцентра, Национальный университет Узбекистана и общество дружбы «Узбекистан — Россия» в Ташкенте. Какие проблемы предполагается обсудить? — на этот вопрос мы попросили ответить директора представительства Росзарубежцентра в республике члена-корреспондента Российской академии педагогических и социальных наук Давлятбека Саъдуллаева:
— За таким сугубо наукообразным названием кроются проблемы, каждодневно волнующие определенные категории жителей Узбекистана, говорящих на русском языке. Собственно, в этом и состоит интерес организаторов и специалистов — коль сохраняется в республике сфера применения русского языка, по возможности помогать его носителям беречь и совершенствовать свои знания.
Есть мнение, что в Узбекистане падает интерес к русскому языку, сужается экономическая, социальная, лингвистическая сферы его применения. Так ли это? В чем причина? В этом мы хотим разобраться. Хотел бы только подчеркнуть, что саму эту проблему необходимо деидеологизировать, собственно, это уже сделала жизнь. Не должно быть политизации и в изучении русского языка, необходимо убрать все лозунговые способы обучения и т.д. Это все не нужно, потому что в мире и так огромное число людей изучают русский язык.
Мы должны обращать внимание на другое: у проблемы существуют разные аспекты, русский язык изучают как родной, неродной и как иностранный. Первый и третий не вызывают вопросов, а вот со вторым сложнее. Если мотивация изучения русского языка сохраняется, она должна учитываться.
Я убежден, что в Узбекистане такая мотивация сохраняется. Товарооборот между Российской Федерацией и Узбекистаном превышает миллиард долларов. Эти деньги, грубо говоря, должны обслуживаться, в этом задействовано очень много людей. И, надеюсь, экономические связи между РФ и Узбекистаном будут успешно развиваться и дальше. И вряд ли уменьшится число деловых людей, чиновников, ученых, кому знание русского языка может быть полезным. Да и сейчас есть много примеров, когда некоторые из них уже в достаточно зрелом возрасте вынуждены обращаться в … платные курсы обучения русскому языку. Хорошо, как говорится, что они есть, и что у этих людей находятся на это средства. А как быть другим?
Проблема обучения русскому языку как неродному существует, она актуальна, и у нее есть причины. Они, считаю, в уменьшении числа уроков русского языка в узбекских школах, в нехватке квалифицированных учителей-русистов и др.
Третье тысячелетие, в которое мы вступили, приоритет отдает экономике, торжествуют рационалистичные, прагматичные взгляды. И вместе с тем я убежден, что это тысячелетие гуманизации, потребность в ней тоже растет. И растет соответственно интерес к лингвокультурологии — науке, которая учит уважительно относиться ко всем языкам и всем народам.
В этом контексте, считаю, мы и должны вести работу по распространению русского языка как неродного, не ущемляя другие языки, но помогая всем людям, которые сохранили интерес к миру русского слова и потребность к его применению. И, конечно, язык нельзя изучать вне литературы, существующей на нем.
А теперь — об увеличении числа часов на изучение того или иного языка, государственного и русского. И о том, как это будет соотноситься со школьной программой. Проблема, безусловно, существует, но острота ее будет снижена, если при преподавании языков будут использоваться новые методики, современные технологии. Имеются обучающая программа «Руслан», программа, созданная к 200-летию А.С.Пушкина, которую представительство Росзарубежцентра предоставило ряду университетов Узбекистана.
По просьбе местных русистов мы открыли на сайте представительства рубрику «Русский язык», методический практикум, оборудовали у себя методкабинет, организуем различные вечера и встречи, посвященные деятелям русской культуры. Такие встречи были посвящены творчеству М. Цветаевой, С. Лемешева, С. Маршака, готовятся дни российского кино, проведен ряд семинаров в партнерстве с Национальным университетом, а также университетами мировых языков, мировой экономики и дипломатии, на базе самаркандских вузов.
В том, что интерес к изучению русского языка достаточно велик, мы убедились, готовясь к этой конференции. Свои сообщения хотят представить около девяноста докладчиков. Участвовать будут Российский государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Московский, Санкт-Петербургский, Хакасский университеты, еще ряд институтов, далеко не языковых — автодорожный, физической культуры, такие известные специалисты, как вице-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.Воробьев, секретарь президиума ассоциации И.Лопухина, профессор И.Мангус из Эстонии и другие.
Я уверен, что состоится полезный разговор об особенностях изучения русского языка, взаимообогащении соответствующих методик.
Кира Яковлева.