Домой » Культура » Гравюрам — более ста лет

Гравюрам — более ста лет

Загадочный Восток на своих полотнах увековечили многие художники. Эти гравюры из альбома художника Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского «По Средней Азии. Записки художника», выпущенного в Санкт-Петербурге в 1894 году.
В альбоме — 199 работ, сделанных Дмитриевым-Кавказским во время путешествия от Каспия до Арала через Мерв, Чарджуй, Бухару, Самарканд, Хиву по маршруту прокладки Закаспийской железной дороги.
Любопытно, что именно к этому времени относится действие романа Жюля Верна «Клодиус Бомбарнак» о приключениях французского журналиста, пишущего о строительстве железной дороги в Средней Азии. Известно, что Ж. Верн никогда не покидал пределов Парижа, а все описанное им от лица Клодиуса Бомбарнака — результат глубокого изучения работ путешественников и ученых, посещавших в те годы Среднюю Азию. У художника на этот счет свое мнение: «Описывая мои впечатления и наблюдения, не буду приводить выдержки из книг различных путешественников и ученых, бывших раньше меня в этих краях. Я опишу только то, что увижу сам и опишу так, как сам понял и какое впечатление воспринял от увиденного и пережитого на месте».
Слово и рисунок, слитые воедино, и сейчас создают необъяснимый эффект: читая и рассматривая иллюстрации, словно воочию переносишься в далекий 1887 год, присутствуешь на торжестве в честь открытия моста через Амударью, видишь прокладку стального полотна через пески пустыни.
О встречах со многими людьми рассказывают портретные зарисовки, в том числе и те, что послужили эскизами парадных портретов генерала М. Н. Анненкова, ханов и беков, представителей местной знати. Художника интересовала жизнь во всех ее проявлениях. И потому на страницах альбома есть степенные бухарцы, спешащие на базар, амударьинские лодочники и носильщики, борцы-курашисты, готовящиеся к схватке. Исключительная точность изображения, ювелирная прорисовка деталей дополняются коротким текстом, который словно «раскрашивает» черно-белые гравюры.
Кто же он, автор с необычной двойной фамилией?
Ни в одном справочном, энциклопедическом издании не было даже упоминания о художнике и его странствиях по Средней Азии. Не осталось ни малейшего следа ни в экспозициях, ни в запасниках музеев, Самарканда и Бухары.
Dmitriev-Kavkazsky
Выручила изданная в конце XX века книга Булгакова «Наши художники». В ней — рассказы о двух живописцах Дмитриевых. Однофамилец Льва Евграфовича — баталист Николай Дмитриевич — был известен и своими жанровыми картинками и именовался Дмитриевым-Оренбургским.
Льва Евграфовича коллеги и критики оценивали как великолепного гравера по меди, он был удостоен высокого титула академика, но и ранее во время учебы в Академии художеств за высокое мастерство был отмечен двумя серебряными медалями. Титулованный гравер, редактор иллюстрированного журнала «Ласточка», он нередко оставлял столицу, проехал весь Кавказ, а потом и Среднюю Азию. Сейчас практически невозможно подсчитать, сколько гравюр стало итогом этих поездок. Художник постоянно носил с собой альбом и карандаши. Он не оставлял его, даже уходя на охоту, и как-то привез необычный охотничий трофей: зарисовку разъяренного дикого кабана в тугаях. Удалось художнику подсмотреть и зарисовать бой богомола со скорпионом…
Покидая Самарканд, Л. Е. Дмитриев с сожалением пишет: «Беда для художника вот в чем: чересчур много интересного. Я кое-что зарисовал, но это капля в море».
Нам тоже остается сожалеть о том, что талантливый рисовальщик не успел осуществить задуманное.
Святослав Фенютин.