Домой » Август » ЗАПЛАТИ НАЛОГИ — И РАБОТАЙ СПОКОЙНО

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ — И РАБОТАЙ СПОКОЙНО

или О бюджетно-налоговой политике в 2003 году
Никто не станет оспаривать утверждение, что в современном мире поведение любого человека, предприятия, целого государства зависит от состояния его кошелька. Общенародным кошельком для государства служит государственный бюджет с его доходной и расходной частями, при подготовке которого экономические ведомства ломают немало копий. Не стал исключением и проект Государственного бюджета республики на 2003 год, обсуждение которого прошло на прошлой неделе в президентской резиденции Оксарой. На этом совещании, кстати, глава государства бросил упрек средствам массовой информации в том, что они не проявляют интереса к вопросам бюджетно-налоговой политики правительства и народ оказывается неосведомленным. Реалии же сегодняшнего дня таковы, что понимание текущего момента экономического развития, всех его сложностей и трудностей значительно облегчает работу правительства по осуществлению рыночных преобразований. Для восполнения этого пробела ведущие специалисты Министерства финансов и Государственного налогового комитета в Национальном пресс-центре на протяжении двух дней провели своеобразный ликбез с узбекскими журналистами по вопросам бюджетной и налоговой политики.
Сухой концентрат этих курсов: чтобы расходовать деньги из собственного кошелька, в том числе и общенародного, нужно туда их положить, обеспечив доходную часть бюджета. В Узбекистане она складывается из налогов — семи общегосударственных и восьми местных. Своевременная и полная уплата налогов — залог того, что государство успешно выполнит свои функции и задачи в расходной части — найдет деньги и для пенсионеров, малообеспеченных семей, выплату заработной платы бюджетникам, сможет в полном объеме осуществлять капитальное строительство и так далее.
Казалось бы, на поверхностный взгляд, логика расширения расходной части бюджета проста — увеличивай налоги и собирай богатую жатву. Но Президент страны на совещании по вопросам обсуждения проекта Государственного бюджета на 2003 год отметил одну характерную особенность: при высоком налоговом прессинге начинается бегство от уплаты налогов, в результате чего бюджет несет серьезные потери. Смягченное налоговое бремя, напротив, облегчает собираемость налогов, расширяет налогооблагаемую базу и таким образом снимает тяжесть налоговой нагрузки на тех, кто их исправно платит. С учетом этих требований и перекраивается проект Государственного бюджета страны на 2003 год.
Итак, увеличение собираемости налогов и расширение налогооблагаемой базы. Не все благополучно в этом плане в торговой сфере, являющейся основным посредником между как отечественным, так и иностранным производителем товара и его покупателем. По данным Минмакроэкономстата, сокрытие товарооборота юридическими и физическими лицами составляет порядка 35 процентов. В результате в бюджете недосчитываются немалых сумм, которые «крутятся» в теневом обороте.
Правительство рядом своих постановлений пытается заделать эту брешь. Введенные летом нынешнего года требования об уплате физиче-скими лицами единого таможенного сбора по завозимым в страну продовольственным и непродовольственным товарам, необходимость предоставления сертификатов соответствия на ввезенный товар сильно сократили количество челноков. Но, с другой стороны, не означает ли это, что львиная доля низкопробного ширпотреба завозилась в страну контрабандным путем со всеми вытекающими из этого последствиями для бюджета? Остается только домысливать, каким образом такому товару удавалось проникнуть на территорию республики через таможенную границу.
В последнее время введен и таможенный сбор в размере 30 процентов на потребитель-ские товары, завозимые в республику юридиче-скими лицами — крупными оптовыми фирмами. Данная мера на треть увеличивает цену импортного товара и в определенной мере защищает интересы отечественного товаропроизводителя, заинтересованного в сбыте своего товара. Внутренний же производитель, опутанный до последнего времени рядом ограничений, получает серьезные экономические свободы, которых ему так не хватало для конкуренции с зарубежными фирмами-производителями. Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств» ему с 1 сентября предоставляется право получать в установленном порядке по первому требованию со своих счетов в коммерческих банках наличные средства в пределах сданной выручки. Это одно. И второе — государство отказывается с 1 сентября от регулирования фонда оплаты труда, что позволит менеджменту узбекских предприятий и организаций стимулировать труд своих работников. Можно уверенно прогнозировать, что рост доходов увеличит налоговые поступления в бюджет.
Кстати, проект Государственного бюджета 2003 года предполагает щадящий подход к нормам личного подоходного налога. Снижение прямого налогового изъятия как у юридических (сокращение налоговой ставки на прибыль в 2003 году до 20 процентов с 24 процентов ныне действующей), так и у физических лиц призвано увеличить объем оборотных средств у предприятий и доходы населения. Потому что платежеспособный спрос — наиболее рыночный стимулятор для развития отечественного производства.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».