На территории Средней Азии сохранилось более 200 замечательных архитектурных памятников. Среди них уникальнейшим и неповторимым является мавзолей Исмаила Самани в Бухаре: мавзолей Саманидов, возведенный на рубеже IX-X веков (892-907 гг.). О жемчужине архитектурного наследия наших предков рассказывает выдающийся ученый-археолог академик Галина Анатольевна ПУГАЧЕНКОВА.
— Это династическая усыпальница, возведенная эмиром Исмаилом Самани. Представляет собой кубическое здание, перекрытое полусферическим куполом. Для придания легкости тяжелому куполу по углам расставлены четыре маленьких купола. Толстые стены (до 1,8 м) предохранили памятник от разрушения в течение более тысячелетия. Мавзолей не имеет фасада, то есть его стороны одинаковы. Такой тип сооружения называется центричной композицией. По верху мавзолея проходит сквозная галерея, имеющая сорок оконных проемов. Она придает легкость этому замечательному памятнику и еще более разгружает его купол.
Мавзолей Саманидов — первое в среднеазиатском строительстве здание, построенное из жженого кирпича. Кирпич использован как конструктивный, так и декорообразующий материал.
Соотношение и чередование кирпичей, уложенных горизонтально, вертикально, под углом, отесанных в форме дисков и розеток, создают богатый архитектурный покров и выделяют основные архитектурные членения. Стены мавзолея плоские. На каждой стороне имеется по одному входу. Восточную сторону, имеющую деревянную доску с датой и подписью, принято условно считать главным входом. Стены мавзолея сложены и изнутри фигурной, узорчатой кладкой из обожженого кирпича. Эта кладка как бы заменяла отсутствующую тогда цветную поливу. Замечательные мастера той эпохи, расставляя по-разному кирпичные плитки, сумели достигнуть богатейшего художественного эффекта. Плоские стены мавзолея покрылись своеобразным орнаментом, который оживил их, придал им легкость; стены как бы раздвинулись, стали прозрачными. В течение всего дня, при разном наклоне солнечных лучей орнамент их меняет свой оригинальный рисунок. Наиболее эффектен он при лунном освещении. Подобного удивительнейшего способа декорирования не знает ни один памятник мировой архитектуры.
Многие ученые считают, что такая орнаментация является отражением резьбы по дереву — искусства, широко распространенного в странах Востока. Письменные источники и народные предания приписывают этот замечательный памятник основателю династии Саманидов — Исмаилу Самани, который поставил его на могилу своего отца. Впоследствии и он сам был захоронен в нем. Археологические раскопки, проведенные там, вскрыли под полом два деревянных гроба.
Мавзолей Исмаила Самани по стилю и конструкции отражает дух своей эпохи, наряду с другими памятниками монументального зодчества Средней Азии является огромным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Записал
Павел Силин.