Домой » Политика » Мы долго шли навстречу друг другу

Мы долго шли навстречу друг другу

Развиваются партнерские отношения между Узбекистаном и НАТО
Заместитель Генерального секретаря НАТО Минуто Риццо:
«Активную позицию занял и Узбекистан, который, будучи партнером НАТО, образно говоря, не остался в ранге потребителя безопасности, а наоборот проводит активную политику в борьбе с международным злом. Предоставление аэродрома в Ханабаде — яркое тому подтверждение. Вклад Узбекистана, его огромную роль в борьбе с международным терроризмом подчеркивал и Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, побывав в вашей стране».
В предыдущей публикации может быть несколько схематично рассказывалось о том, что это за организация — НАТО. Информация о работе Североатлантического союза, его структуре всегда была неполной, и вряд ли можно было по ней представить, как функционирует прежде закрытая для нас организация, как принимаются решения его руководства, как финансируется работа.
Сегодня расскажем более подробно об отношениях Узбекистана с НАТО, тех оценках, которые дают политике Узбекистана специалисты, работающие в штаб-квартире в Брюсселе и в штабе Главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, расположенном в городке Монс (Бельгия).
ПАРТНЕРЫ ПО ПРОГРАММЕ И В ЖИЗНИ
Хотя и прошло четыре месяца после варварской атаки Америки, в штаб-квартире НАТО эта трагедия оставалась главной темой в выступлениях всех специалистов.
— Мы проявили максимум солидарности с США в час испытаний, — заявил на встрече с нами заместитель Генерального секретаря Алессандро Минуто Риццо. — В качестве символа этой солидарности уже 12 сентября члены НАТО впервые приняли решение о применении статьи 5 Вашингтонского договора.
Напомним, что статья 5 — обязательство о коллективной обороне — всегда была существенной основой НАТО, ее главной опорой. В ней говорится, что страны, подписавшие Североатлантический договор в апреле 1949 года, пришли к соглашению, что нападение на одну или несколько из этих стран будет рассматриваться как нападение на все эти страны в целом.
Через несколько часов после этого исторического решения НАТО представители 46 государств-членов Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) из Северной Америки, Европы, Центральной Азии, в том числе и Узбекистана, обнародовали заявление, в котором они выразили свое согласие с тем, что эти действия были нападением не только на США, но и на наши общие ценности, а также обещали предпринять все необходимые усилия для борьбы с терроризмом.
— Мы выделили в помощь США пять самолетов-разведчиков «Авакс», помогли США военно-морскими силами стран НАТО. Вооруженным силам НАТО не было необходимости вмешиваться в ход операции, так как страны сами выразили свою готовность помочь США в борьбе с международным терроризмом. Активную позицию занял и Узбекистан, который, будучи партнером НАТО, образно говоря, не остался в ранге потребителя безопасности, а наоборот, проводит активную политику в борьбе с международным злом. Предоставление аэродрома в Ханабаде — яркое тому подтверждение. Вклад Узбекистана, его огромную роль в борьбе с международным терроризмом подчеркивал и Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, побывав в вашей стране, — подчеркнул Минуто Риццо.
Членов нашей делегации, естественно, интересовал и вопрос гарантии безопасности нашей страны. На него отвечали разные выступающие и в штаб-квартире НАТО, и в штабе Главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Наиболее полный ответ дал Осман Явизалп, курирующий вопросы евроатлантического партнерства.
— Участие стран-партнеров в программе «Партнерство ради мира» позволяет обсуждать с НАТО вопросы личной безопасности, — отметил он. — Раз в два года с каждым государством разрабатывается программа, отражающая комплекс вопросов, по которым будет осуществляться сотрудничество. Дважды в месяц на уровне послов проходят совещания без регламента, на которых решаются оперативные вопросы взаимодействия. В рамках программы «Партнерство ради мира» у стран появилась возможность развивать индивидуальные отношения сотрудничества с НАТО. Сюда входит и право любого партнера на проведение консультаций с Североатлантическим союзом в случае, если он будет усматривать угрозу своей политической независимости, безопасности или территориальной целостности…
Конечно, ответы в какой-то степени были общими, но и цель нашей поездки была чисто ознакомительной. Тем не менее прозвучали и вопросы, на которые ни политики, ни военные ответить не смогли.
— Даже при всей открытости НАТО и прозрачности действий есть десять процентов секретных данных, которые мы не имеем права разглашать, — пояснил крупный военный чин в штабе Главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе на вопрос вашего корреспондента. А звучал он так: «Поскольку у НАТО нет постоянной своей армии, но есть 15 разведывательных самолетов «Авакс», оснащенных аппаратурой, позволяющей разглядеть с большой высоты даже мелкие предметы на земле, где обрабатываются данные полетов — в штаб-квартире НАТО, в военном штабе в городе Монсе или в штабах стран-членов НАТО?»
Были и другие вопросы от членов нашей делегации, в том числе и этот: «Почему НАТО не рассматривает вопросы международной торговли наркотиками? Ведь зачастую переправа их из одной страны в другую сопровождается нарушением границ, перестрелками, в которых гибнут люди». Пожалуй, на этот вопрос лучше ответит поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». С недостаточным вниманием относился мир и к призыву нашего Президента Ислама Каримова объявить борьбу международному терроризму, пока не прогремели взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне. «Бдительность — это та цена, которую нужно платить за свободу» — эти слова по латыни написаны на эмблеме войск НАТО.
На них особо обратил наше внимание майор американских ВВС, служащий в штабе. Мы с ним были совершенно согласны. И даже не напомнили, что при въезде на территорию штаба у журналистов даже не отобрали фотоаппараты. Очевидно, надо почаще вспоминать эти слова, начертанные на эмблеме и руководителям НАТО. Ведь терроризм, незаконная торговля оружием и наркотики всегда стоят рядом.
О борьбе с незаконной торговлей оружием вспомнилось не случайно. Один из высокопоставленных чинов штаба в Монсе (военные просили не упоминать их фамилии), говоря о факторах, дестабилизирующих мирную обстановку, особо подчеркнул, что военные видят только два из них — международный терроризм и незаконную торговлю оружием.
А жаль. Факты зачастую говорят об обратном — терроризм и незаконная торговля оружием зачастую подпитываются средствами, полученными от торговли наркотиками. Повторюсь, угрозы международного терроризма раньше никто не предвидел. В рамках программы «Партнерство ради мира» предусмотрены разные виды сотрудничества, но никто не ожидал, что терроризм выйдет на передний план, вызовет серьезную обеспокоенность и руководства НАТО, и всей мировой общественности.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ В МИРНЫХ УСЛОВИЯХ
Первым выходом нашей страны на международную военную арену стало участие взвода воинов-узбекистанцев в миротворческих учениях «Самородок взаимодействия-95». Наши солдаты в непривычных условиях штата Луизиана (США) на равных действовали не только с представителями армий стран-партнеров, но и с солдатами-профессионалами самых развитых стран НАТО.
— Свой первый урок, — сказал Президент Узбекистана И. А. Каримов, — наши ребята, наши Вооруженные Силы выдержали достойно.
Через год сводный взвод Центразбата из миротворческого батальона, созданного Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном под эгидой ООН, принял участие в учениях «Кооператив оспрей-96». Они проходили на территории США (штат Северная Каролина) на полигоне морской пехоты Кэмп-Лежюн. В них приняли участие более 1000 военнослужащих из 16 государств НАТО, Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Прибалтики.
В том же году наше десантное подразделение участвовало в совместных экспериментальных учениях «Ультрабаланс-96» с десантниками США на территории Узбекистана.
В 1997 году участие узбекистанских военнослужащих в международных учениях значительно расширилось. В мае в Норвегию на совместные миротворческие учения «Кооператив баннерс-97» отправился сводный аэромобильный взвод в составе курсантов Ташкентского высшего общевойскового училища; Самаркандского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища, Чирчикского высшего танкового командно-инженерного училища. Курсанты впервые участвовали в миротворческих учениях, проводившихся в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».
В июне в рамках совместных военных контактов между США и Узбекистаном на территории нашей страны прошли учения воздушно-десантных подразделений «Ультрабаланс-97», а в июле — «Кооператив наггет-97» на базе Форт Полк в Луизиане (США).
Самыми ответственными стали миротворческие учения в сентябре «Центразбат-97», которые проходили в два этапа.
Первый начался с беспрецедентного беспосадочного перелета совместной оперативно-тактической группы в составе батальона 82-й воздушно-десантной дивизии армии США и сводного взвода Центразбата. Пролетев без посадки 13 тысяч километров, узбекистанские, кыргызские, казахстанские и американские миротворцы десантировались в районе аэропорта Шымкент-Сайрам. Чуть позже здесь же высадились российские и турецкие десантники.
По общему мнению участников учений, на высоком уровне прошел и второй этап — на земле Узбекистана. С учетом опыта предыдущих аналогичных учений, миротворческих операций в Боснии и Герцеговине, других «горячих точках» были отработаны вопросы по поставке гуманитарных грузов, ликвидации гражданских беспорядков, освобождения заложников, а также изучения техники и вооружения Центразбата.
Участие в программе «Партнерство ради мира» позволяет Узбекистану изложить на международных форумах свое видение проблем глобальной и региональной безопасности и пути их решения, получить поддержку у мирового сообщества.
Особо стоит отметить поддержку США. Американская сторона оценивает Узбекистан как одного из потенциальных партнеров, способного проводить активную внутреннюю и внешнюю политику в Центральноазиатском регионе, в том числе по отношению к Афганистану. Нынешние события в этой стране, наша помощь США в борьбе с международным терроризмом подтвердили прогнозы и правильность политики нашего руководства, ориентированной на реальное сотрудничество Узбекистана и США в оборонной области.
Основой наших отношений стал Меморандум о договоренности и сотрудничестве по вопросам обороны и военных взаимоотношений, подписанный в октябре 1995 года. На днях была парафирована декларация об основах американо-узбекских отношений, по которой две страны становятся союзниками, в том числе военными, и Соединенные Штаты будут помогать в строительстве наших Вооруженных Сил.
Перспективные направления военного сотрудничества успешно реализуются. Укрепились связи и с военными ведомствами Германии, Франции, Англии, Турции.
Для эффективного функционирования программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), как мы убедились, побывав в штабе в Монсе, не потребовалось больших средств, у нее нет огромного бюрократического аппарата. Группа координации партнерства занимает небольшое двух-этажное здание. Мы прошли по второму этажу, где расположены кабинеты военных миссий. Сегодня здесь работают представители 26 стран-партнеров. Побывали и в кабинете советника миссии Узбекистана при НАТО по военно-политическим вопросам подполковника Шухрата Икрамова. В кабинете ничего лишнего: стол, портрет нашего Президента, флаг Узбекистана и обязательный для работы компьютер. Шухрат отлично говорит по-английски, на равных общается с коллегами из других стран. Он также совмещает эту работу с обязанностями представителя Узбекистана в Военном комитете НАТО.
Руководитель центра генерал-майор Болеслав Изидорчик в Узбекистане не бывал, но прекрасно осведомлен о том, что происходит в нашей стране и регионе в целом.
— Программа, в которой участвует и ваша страна, будет содействовать проведению реформ, о которых я наслышан, — сказал генерал-майор. — Думаю, на вас смотрят все страны региона, так как Узбекистан всегда был флагманом на Востоке. Я встречался с вашими солдатами на учениях в Казахстане, где они прекрасно проявили себя. Но, чтобы армия Узбекистана стала, по меркам НАТО, по-настоящему сильной, служащей гарантом стабильности в регионе, нужно время. Сейчас Узбекистан выразил желание присоединиться к механизму планирования и оценки. Думаю, мнения лучших специалистов НАТО помогут Узбекистану в выполнении собственной военной доктрины. Сейчас мы работаем с вашей страной по 170 мероприятиям индивидуального характера в рамках программы. Коэффициент выполнения очень высокий. Надеюсь побывать в Узбекистане, познакомиться с боевой выучкой офицеров и солдат.
ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО УЧЕНЫХ
Я уже упоминал о том, что НАТО работает по трем направлениям — политическом, военном и научном. Научная программа существует с 1958 года, когда был создан Научный комитет НАТО. В докладе комитета отмечалось, что научно-технический прогресс может стать решающим фактором при определении степени безопасности государств и их положения в международных делах. В нем подчеркивалось, что наука и техника являются областями, имеющими особую важность для североатлантического сообщества.
С начала 90-х годов научная программа стала ориентироваться на более широкие круги ученых по мере того, как ученые из государств-партнеров, входящих в СЕАП, получили право пользоваться поддержкой комитета.
С 1999 года научная программа ориентирована на сотрудничество ученых государств-партнеров с учеными стран НАТО. Заявки на получение поддержки сотрудничества между учеными только стран-членов НАТО даже не рассматриваются. Ежегодно 10 тысяч ученых получают гранты на свои исследования. Около 90 процентов грантов выдается сегодня ученым стран-партнеров.
Об этом нам рассказал доктор Вальтер Каффенбергер. От него мы узнали о том, что НАТО осуществляет сейчас один из проектов, который получил название «Виртуальная Шелковая магистраль». Смысл его — в создании высокоэффективной информационной магистрали на основе спутниковой технологии, которая соединит страны Закавказья и Центральной Азии с мировыми информационными сетями Интернета. Через турецкий спутник связи сигнал с антенны, которая будет установлена в Ташкенте, пойдет на «тарелку», установленную в Гамбурге. Оттуда — в страны Европы, США, всего мира.
— Это дает возможность включить наш научный потенциал в мировое сообщество, обмениваться последними разработками и идеями, — прокомментировал уже в Ташкенте начальник главного управления по информатизации ГКНТ Рустам Ахмедович Лутфуллаев.
Это не первый проект НАТО в Узбекистане. Ранее были реализованы проекты по созданию возможностей доступа к Интернету для академических и образовательных учреждений, современной кампусной оптоволоконной сети Национального университета Узбекистана.
— Идеология нового проекта — создать виртуальное сообщество ученых, преподавателей, студентов. Стоимость его — 2,5 млн долларов оплачивает НАТО. Эти средства пойдут на закупку оборудования для всех восьми стран, оплату за использование сетей до 2004 года.
— Проект будет осуществлен в рамках разрабатываемой ГКНТ совместно с ПРООН, Институтом Открытое общество — Фонд содействия Узбекистан концепции национальной информационной научно-образовательной сети Узбекистана, призванной объединить усилия и информационные, коммуникационные ресурсы вузов республики, институтов Академии наук, других организаций и международных доноров в решении такой масштабной задачи, — подытожил Лутфуллаев.
* * *
…Вот и закончилась наша «кругосветка». Летели в Брюссель через Париж, домой возвращаемся из Франкфурта. Позади встречи в НАТО, в нашем посольстве в Бельгии. Пять дней пролетели незаметно, и у каждого члена нашей делегации в мыслях только одно: как там дома? А как дома — узнали уже в самолете. Поднялись по трапу «Боинга-747», и стюардессы тут же на входе предложили свежие газеты. В том числе и «Правду Востока». Оценить то чувство, с которым мы листали страницы родных газет, и понять наше состояние может только тот, кто долго не был на Родине. Спасибо компании «Узбекистон хаво йуллари» за то, что за пять часов до посадки в Ташкенте мы были уже дома.
Виктор Дегтярев.
Спец.корр. «Правды Востока».
Брюссель-Ташкент.

Наша справка
Программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), в которой Узбекистан участвует с 1994 года, является ключевым фактором в развитии новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и государствами-партнерами. Сотрудничество по программе ПРМ:
— способствует достижению большей транспорентности в планировании национальной обороны и формировании военных бюджетов;
— укрепляет демократический контроль над вооруженными силами;
— помогает участвующим странам поддерживать свой потенциал и готовность к внесению своего вклада в миротворческие операции;
— дает возможность государствам-партнерам развивать сотрудничество с Североатлантическим союзом путем совместного планирования, проведения военной подготовки и учений;
— способствует взаимодействию между армиями государств-партнеров, а также силами стран НАТО;
— облегчает сотрудничество в планировании действий при чрезвычайных ситуациях невоенного характера, в научных и экономических программах;
— помогает урегулировать разногласия между государствами-партнерами;
Рамочный документ программы ПРМ включает в себя обязательство со стороны НАТО проводить консультации с любым активным участником программы, если он усматривает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
В программе ПРМ участвуют 27 стран, в том числе все республики, входившие в состав бывшего Союза. После создания Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), учрежденного в 1997 году, все страны-участницы программы «Партнерство ради мира» стали членами СЕАП. Одновременно была принята углубленная и более оперативная программа партнерства.
СЕАП создан в соответствии с необходимостью укрепления политического аспекта сотрудничества НАТО с государствами-партнерами. Он является органом для проведения политического диалога, наряду с развитием практического сотрудничества по программе ПРМ. Страны-участницы СЕАП могут развивать политические отношения с НАТО в соответствии с их индивидуальными потребностями, играют весомую роль в операциях по поддержанию мира, в которых они участвуют.
Во время войны в Боснии ряд государств-партнеров оказывали содействие Североатлантическому союзу в контроле за соблюдением эмбарго на оружие, наложенного на всю бывшую Югославию, осуществлению экономических санкций против Сербии и Черногории и запрету на полеты над Боснией. Например, Албания разрешила кораблям НАТО использовать свои территориальные воды для осуществления контроля за соблюдением эмбарго на оружие и экономических санкций, а Венгрия, которая тогда еще имела статус партнера, предоставила свое воздушное пространство самолетам дальнего радиолокационного обнаружения НАТО для наблюдения и контроля запретной зоны для авиации в Боснии. Более того, военнослужащие 14 стран-партнеров несли службу в Силах по выполнению мирного соглашения (ИФОР) во время первой миротворческой операции плечом к плечу со своими товарищами по оружию из Североатлантического союза.
Вклад партнеров в миротворческие операции невозможно переоценить. Более того, можно утверждать, что действия НАТО в восстановлении мира в Косово были бы невозможны без их участия.
Партнерство стало важнейшим элементом евроатлантической безопасности.