Домой » Июль » ЗАСЕДАНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

ЗАСЕДАНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

18 июля состоялось заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященное ходу реализации установленных приоритетов и заданий по развитию экономики Узбекистана за первое полугодие 2002 года и решению узловых проблем.
С докладом на заседании выступил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
Руководитель нашего государства говорил о результатах, достигнутых за минувший период во всех сферах благодаря последовательно осуществляемым в нашей стране реформам, о позитивных изменениях в экономике, весомых успехах в промышленности и в сельском хозяйстве, в частности, зерноводстве. Он особо остановился на вопросах дальнейшего привлечения в нашу страну иностранных инвестиций, развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем были определены актуальные задачи экономического развития страны.
Объем производства валового внутреннего продукта за шесть месяцев в республике возрос на 4,2 процента, в частности, промышленной продукции — на 7,2, потребительских товаров — на 11,5, валовой сельскохозяйственной продукции — на 4,5 процента. Розничный товарооборот увеличился на 8,3, а платные услуги — на 12,7 процента.
Эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что экономические реформы в нашей стране интенсивно продолжаются.
В нынешнем году в республике выращен невиданный урожай зерна. Появились семейные подрядчики, фермерские хозяйства, которые получили с гектара по 70-80 и более центнеров зерна. Президент страны выразил благодарность всем труженикам, которые внесли достойный вклад в получение огромного урожая зерна, составившего на нынешний день 4,7 миллиона тонн.
Президент подчеркнул необходимость использования опыта развитых стран при определении размера налогов. Он обратил внимание на возможность дальнейшего их снижения в республике от нынешнего уровня. При этом расширятся возможности для использования средств, которые появятся в результате сокращения налогов, для развития производства.
По обсужденным на заседании вопросам выступили заместители Премьер-министра Р.Азимов, Н.Юсупов, хоким Хорезмской области И.Бабаджанов, хоким Джизакской области У.Яманкулов, хоким Андижанской области К.Абидов и другие.
(УзА).

Доклад Президента Ислама Каримова
о ходе реализации установленных приоритетов и заданий по развитию экономики Узбекистана за первое полугодие 2002 г. и решениЮ узловых проблем

Уважаемые участники совещания!
Стало устойчивой традицией для нас на расширенных заседаниях Кабинета Министров подводить итоги развития экономики страны за истекший период, в частности, за год и полугодие.
При этом смысл и значение обсуждения итогов приобретает только тогда, когда делается глубокий, квалифицированный анализ, дается критическая оценка складывающихся позитивных и негативных тенденций, имеющихся проблем, допущенных недостатков и упущений, и на этой основе определяются приоритеты дальнейшего развития экономики и задачи по углублению и повышению эффективности реформ.
Поэтому, подводя итоги развития экономики за первое полугодие 2002 года, главное наше внимание должно быть сосредоточено не на простой констатации положительных и негативных фактов, а в первую очередь принципиальной оценке положения дел в экономике, выявлении основных причин и факторов, негативно сказывающихся на поступательном и динамичном социально-экономическом развитии страны.
Надо вернуться еще раз к протоколу заседания Кабинета Министров по итогам 2001 года и дать оценку, кто и как выполняет установленные в нем задания на текущий 2002 год.
Итак, коротко о количественных и качественных итогах первого полугодия.
Валовой внутренний продукт за истекший период увеличился на 4,2 процента, объем производства промышленной продукции — на 7,2, потребительских товаров — на 11,5, валовой продукции сельского хозяйства — на 4,5 процента. Розничный товарооборот возрос за полугодие на 8,3 процента, а платные услуги — на 12,7 процента. Обеспечивается положительное сальдо во внешнеторговом обороте.
Укрепляется финансовая система нашей страны. Практически по всем доходным статьям бюджета обеспечено выполнение прогнозных показателей. Это позволило еще раз критически оценить расходную часть бюджета и наряду с безусловным выполнением намеченных бюджетных ассигнований по важнейшим социально значимым статьям, осуществить меры по повышению заработной платы работникам бюджетных организаций, увеличению размеров пенсий, стипендий, социальных пособий, а также дополнительно изыскать средства на инвестирование в экономику. При этом дефицит бюджета составил всего 0,8 процента к ВВП при прогнозе 2,0 процента.
В результате проведения в первом полугодии жесткой денежно-кредитной политики при прогнозном уровне эмиссии наличных денег достигнуто их изъятие из обращения. Так, в I квартале при намеченном уровне эмиссии в 4,4 %, изъятие составило 2,1%. Во II квартале при установленном уровне эмиссии 2,2 процента фактический уровень изъятия наличных денег из обращения составил 0,6 процента. За первое полугодие образовалась экономия по эмиссионному результату в сумме свыше 50 млрд. сумов, а из обращения выведено 15,2 млрд. сумов наличных средств.
Суть и огромное значение проведенной работы по сокращению денежной массы, находящейся в обороте, станут особенно понятными, если учесть, что в результате мы добиваемся существенного укрепления национальной валюты и заметного снижения уровня инфляции, среднемесячный показатель которого составил 1,1 процента против 1,5 процента в 2001 году.
Хочу обратить ваше внимание, что в соответствии с намеченным курсом по дальнейшей либерализации внешнеэкономической и валютной политики, в первом полугодии был осуществлен широкий комплекс мер, который позволил значительно укрепить и расширить межбанковский валютный рынок, увеличить объемы операций наличной иностранной валюты в тесной связи с повышением роли национальной валюты как единого платежного средства.
Однако надо признать — это только часть мер. Основную же работу по дальнейшей либерализации валютного рынка и унификации предстоит осуществить во втором полугодии. Особая ответственность ложится в этом вопросе на Центральный банк, Министерство финансов и Государственные налоговый и таможенный комитеты.
Дорогие друзья!
Все вы знаете, какое огромное значение мы придаем развитию малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Я неоднократно подчеркивал, какое место он призван уже в ближайшее время занять в структуре нашей экономики, в решении проблем занятости, насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, повышения в целом благосостояния людей. Вопросы стимулирования деятельности, поддержки, создания благоприятных правовых и экономических условий для предпринимателей должны быть постоянно в центре внимания руководителей всех уровней и прежде всего территориальных органов власти и управления.
Следует отметить, что за последнее время активизировалась деятельность малого бизнеса и частных предпринимателей. За полугодие создано более 26,7 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса или в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этому в немалой степени способствовало значительное упрощение процедуры их регистрации, либерализации условий их деятельности. Всего по состоянию на 1 июля 2002 года количество действующих предприятий малого и среднего бизнеса превысило 200 тысяч, из которых 168,6 тысячи — это микрофирмы.
За счет развития предпринимательства создано порядка 200 тыс. новых рабочих мест, что в 1,5 раза выше прогноза. Удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте возрос с 31,6 до 33 процентов.
Значительно улучшилась система кредитования малого бизнеса и частного предпринимательства — объемы микрокредитов увеличились в 2,5 раза и составили 18,0 млрд.сумов, за полугодие освоено 40,4 млн. долларов США иностранных кредитов, реализуются мероприятия по привлечению дополнительно иностранных кредитов и грантов для этих целей в объеме 270 млн. долларов США.
Вместе с тем на пути развития малого бизнеса и частного предпринимательства еще немало нерешенных вопросов, бюрократических барьеров, чиновничьего произвола.
Важнейшие задачи, которые необходимо решать в сфере малого бизнеса и предпринимательства — это проблемы развития рыночной инфраструктуры, обеспечения доступа предпринимателей к материально-техническим ресурсам, сырью и материалам, обеспечения их необходимой техникой, создания сети мелкооптовой торговли и сервиса. Иначе говоря, цивилизованной системы обслуживания их нужд. И конечно, всемерное расширение и улучшение банковских услуг, увеличение для них льготных кредитов. Сюда же необходимо отнести и решение проблем, связанных со сбытом и реализацией выпускаемой малым бизнесом и предпринимателями продукции.
Хотел бы еще раз обратить внимание руководителей, в первую очередь представителей власти в центре и на местах, особенно хокимиятов областных и районных на следующий вопрос.
Надо раз и навсегда отказаться от сложившейся повсеместно порочной практики — рассматривать малый и средний бизнес, в целом предпринимательство как дойную корову, с которой можно высасывать безнаказанно все соки.
Нельзя превращать благотворительность в принудиловку, когда каждый местный руководитель произвольно устанавливает различные формы и размеры поборов с предпринимателей, прикрываясь благородными целями строительства, ремонта необходимых объектов и благоустройства.
Все это необходимо квалифицировать как факты произвола и незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что Министерство юстиции и органы прокуратуры на местах примут необходимые меры для наведения порядка в этих вопросах.
Еще и еще раз хотел бы предупредить прежде всего властные структуры на местах, что всемерное и всестороннее развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование на их базе среднего класса предпринимателей — это и в социально-экономическом и в общественно-политическом плане главное направление и наша опора для достижения основных стратегических целей обновления и процветания общества и земли, на которой мы все живем.
Хотел бы особо остановиться на ходе выполнения принятых решений по важнейшему ключевому вопросу, поднятому на заседании Кабинета Министров в начале года. Речь идет об обеспечении экономного, рационального, бережного использования важнейших материальных и природных ресурсов.
В результате принятых мер по повышению эффективности использования водных ресурсов коэффициент использования воды возрос до 0,81 по сравнению с 0,66 в прошлогодний период. Расход воды на один комплексный гектар в среднем по республике сократился на 200 куб.м. За счет повышения водообеспеченности и рационального использования водных ресурсов орошено земель на 463,0 тыс. га больше по сравнению с прошлым годом. В целом выполняются установленные задания по очистке и ремонту межхозяйственных каналов, коллекторов и других видов ирригационной системы. Разработана концепция эффективного использования земельных и водных ресурсов до 2010 года. Принята и последовательно реализуется программа оснащения в 2002-2004 г.г. жилищного фонда приборами учета газа.
В то же время, как показывают проверки, на местах еще не изжиты факты нарушения действующего законодательства водопользования и землепользования, несоблюдения договорных обязательств, бесхозяйственного, нерационального и нецелевого использования природных ресурсов, самовольного подключения к электрической энергии, нарушения лимитной дисциплины.
Так, по объему штрафов, начисленных за нарушение Закона «О воде и водопользовании», только за первое полугодие выделяются Республика Каракалпакстан, Андижанская и Самаркандская области.
С нарушением законодательства используются земли в Республике Каракалпакстан, в Ферганской, Ташкентской, Джизакской, Самаркандской и Навоийской областях.
За нарушения в использовании нефтепродуктов и природного газа наложены экономические санкции на 1,7 млрд.сумов, передано 224 материала в правоохранительные органы и суды.
С отставанием ведется работа по оснащению жилищного фонда приборами учета газа в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях, а по оснащению приборами учета воды — в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Наманганской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях.
Специально созданной комиссии Кабинета Министров по вопросам бережного и эффективного использования природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (К.Туляганов) еще раз критически рассмотреть ход выполнения принятых решений правительства по данному вопросу и доложить о принятых мерах на очередном заседании Кабинета Министров.
Дорогие друзья!
Завершается уборка зерновых. Сегодня без всякого преувеличения можно заявить о том, что текущий сезон оказался самым богатым, самым урожайным — произведено около 4,7 млн. тонн зерновых. Средняя урожайность зерна на поливных землях страны достигла 41,5 центнера с гектара, а в Андижанской области рекордной цифры — 75 центнеров с га, Наманганской — 46, Ферганской -45, Самаркандской — 49 центнеров с гектара. Сегодня практически нет ни одного живущего на нашей земле человека, который бы с гордостью не говорил о небывалых достижениях наших дехкан. Именно их стараниями и тяжелейшим трудом достигнуты эти результаты на зерновой, хлебной ниве, обеспечивается зерновая независимость страны.
Мне доставляет огромное удовольствие с этой высокой трибуны от имени всего нашего народа, от себя лично принести нашим дехканам-зерноводам чувства глубокой благодарности и признательности за их труд, за их отношение к земле, за все, что делают для блага нашей Родины.
Отмечая достигнутые результаты, мы осознаем, что все это -выполнение четкой, ясной стратегической задачи, которую мы поставили перед собой — обеспечить свою страну, свой народ собственным зерном, собственным хлебом. Это единственный путь решения целого комплекса проблем по повышению благополучия и благосостояния нашего народа.
Говоря обо всем этом, уместно задаться вопросом — что лежит в основе этих достижений? Думаю, очень многие согласятся со мной, что фундаментом достигнутых результатов явилось глубоко продуманная, взвешенная политика обновления села, реализация реформ в сельском хозяйстве.
Можно сказать однозначно — изменился производитель — дехканин, фермер, изменилось его отношение к земле, отношение к труду.
Прежде всего они становятся сегодня реальными хозяевами на земле, реальными собственниками своего труда и выращенной ими продукции. В этом, по сути, заложен главный смысл происходящих на селе изменений.
В этой связи нам всем необходимо отказаться от старых, сохранившихся с прежних времен шаблонных стереотипов и таких, скажем, выражений — «дехкане и хозяйства такого-то района успешно справились с государственным планом хлебозаготовок — в закрома страны сдано столько-то тонн зерна и так далее и тому подобное».
Сегодня отношения между государством, сельскохозяйственным предприятием и самим дехканином, фермером строятся и должны строиться исключительно на договорных отношениях.
Есть два вида договора. Первый — это договор контрактации между государством и хозяйством на закупку для государственных нужд конкретных объемов сельскохозяйственной продукции. И второй тип договорных отношений — заключение договора ширкатного хозяйства с семейным подрядчиком и фермером.
На основании первого договора, с одной стороны — государство, с другой — хозяйство берут на себя определенные обязательства и гарантии. Над выполнением этих договоров и трудятся хозяйства, а государство, в свою очередь, обязано четко по договорным условиям выполнить свои обязательства — обеспечить хозяйство, фермера техникой, минеральными удобрениями, осуществить закупку, сполна и своевременно оплатить за сданный по договору урожай.
Обращает на себя внимание и другая сторона этой проблемы. Интересы государства, так это было заведено с советских коммунистических времен, всегда считались превыше всего. Поэтому контролеров, надзирающих за выполнением договора контрактации государства с хозяйством, больше, чем нужно. На страже этого стоят все представители государственной власти и государственных структур, начиная от хокимиятов и кончая контролирующими органами. А кто контролирует безусловное выполнение второго типа договоров — договора, заключаемого хозяйством с конкретным представителем семейного подряда? Здесь много вопросов.
Ни для кого не должно быть секрета — именно от исполнения этих договоров, четкого выполнения с одной стороны хозяйством -ширкатом всех своих обязательств, а подрядчиком — своих, и зависит судьба урожая — будем мы с хлебом, будем мы с хлопком и другой сельскохозяйственной продукцией или нет. Сегодня именно этот вид договорных отношений приобретает наибольшую значимость. Именно он определяет реальные экономические рычаги и стимулы для тех, кто непосредственно своим трудом создает урожай.
Поэтому нас сегодня не могут не возмущать факты, когда к заключению внутрихозяйственных договоров относятся формально, когда подрядчики не знают сути и значения договорных обязательств, когда нет надлежащего контроля за их исполнением. Абсолютно недопустимым является несоблюдение хозяйствами принятых на себя по договору обязательств. За этим должны четко следить не только территориальные управления сельского и водного хозяйства, которые эти договора регистрируют, а прежде всего органы юстиции.
Мы должны однозначно для себя уяснить, это касается всех: и тех, кто заключает договор, и тех, кто контролирует его исполнение, что безусловное выполнение принятых в договоре обязательств — это, по сути дела, главное условие и гарантия наших успехов в следующем году и в целом на перспективу.
Должно стать непреложным обязательное правило — потеря доверия семейных подрядчиков в этом сезоне — это для хозяйства потеря урожая будущего года.
В этой связи руководителям областного и районного звена, в первую очередь хокимам районов необходимо жестко проконтролировать результаты выполнения договорных обязательств этого года с тем, чтобы каждый семейный подрядчик, каждый фермер безусловно получил то, что ему положено. Тем самым руководитель — хоким сделает доброе дело, обеспечит справедливость, что непременно скажется, в первую очередь, на его собственном авторитете.
Дорогие друзья!
Определяя на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва стратегию обновления и реформирования нашего общества на рубеже нового тысячелетия, мы четко и ясно определили для себя курс на дальнейшее углубление реформ и либерализацию всех сторон нашей жизни. По сути, либерализация становится для нас сегодня главным стержнем, связующим звеном всех преобразований в стране.
Для создания правовой базы и действенного механизма реализации курса либерализации еще в 2000 году была разработана и принята Программа по либерализации в политической сфере, в области государственного строительства и управления экономической, духовной, судебно-правовой, внешнеполитических сферах и в сфере обеспечения безопасности. По всем этим направлениям созданы специальные рабочие группы, которые осуществляют контроль за безусловным выполнением предусмотренных программой мер либерализации.
На первом этапе реализации программы главное внимание обращено на критическую оценку действующей, разработку и формирование прочной юридической и нормативной базы, обеспечивающей на законодательном уровне процессы либерализации в политической, экономической и духовной сферах.
Можно перечислить сегодня десятки новых принятых законов, направленных, в первую очередь, на решение вышеуказанных проблем.
Приняты многие поправки в действующее законодательство, обеспечивающие необходимые гарантии прав и свобод граждан, защищающие интересы частной собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Практически пересмотрены многие нормы Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального, Хозяйственно-процессуального кодексов, исходя из требований углубления реформ и всесторонней либерализации многих сторон жизни нашего общества.
Особо хочу отметить глубокие изменения, произошедшие в судебно-правовой сфере. Приняты не только новые законы о судах, прокуратуре, об исполнении судебных актов и актов иных органов, но и осуществлены меры по специализации судов с образованием судов по гражданским делам и судов по уголовным делам.
Последовательно реализуются намеченные меры по углублению судебно-правовой реформы, направленной на усиление защиты прав и законных интересов граждан, обеспечение равенства прокурора и адвоката на всех стадиях судопроизводства, равенства сторон при рассмотрении хозяйственных споров в хозяйственных судах, на повышение качества и оперативности осуществления правосудия, на либерализацию наказаний, особенно в экономической сфере.
В части мер по либерализации в политической сфере и в области государственного строительства выработана концепция «Махалля ХХI века», предусматривающая расширение прав и повышение роли и значения в жизни общества органов самоуправления граждан — махаллей. Разработаны и реализуются меры по повышению социальной и политической активности граждан, укреплению системы национального мониторинга соблюдения прав человека.
Широкий комплекс мер был реализован за эти годы и в части дальнейшего углубления реформ и либерализации в сфере экономики, направленных на расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, усиление правовых гарантий и защиту интересов частного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, либерализацию внешнеэкономической деятельности и валютной политики.
Логическим, закономерным шагом по дальнейшему углублению процессов либерализации экономики стала разработка в начале этого года в тесном сотрудничестве с персоналом Международного валютного фонда Программы мониторинга и подписание Меморандума по вопросам экономической и финансовой политики на период с 1 января по 30 июня 2002 года.
Сегодня можно однозначно отметить, что все положения и условия Меморандума по экономической и финансовой политике, а их более 30, нами практически выполнены.
Особо хотел бы выделить те изменения, что произошли в части унификации курса национальной валюты и обмена наличной иностранной валюты. По республике создана обширная сеть обменных пунктов, сняты практически все ограничения, которые ранее действовали при покупке в обменных пунктах иностранной валюты. Больше, чем предусмотрено в меморандуме (1500 долларов), установлены размеры разовой продажи наличной иностранной валюты.
Находившаяся в Узбекистане в середине июня миссия Международного валютного фонда однозначно констатировала, что все положения и количественные целевые параметры программы выполнены. Более того, достигнута договоренность, что совместно с сотрудниками МВФ уже в текущем году будут выработаны основные элементы экономической программы на 2002-2003 годы, которая могла быть поддержана финансовыми ресурсами фонда и других международных финансовых институтов.
Меры, осуществленные правительством в первом полугодии в части углубления экономических реформ и либерализации экономики, высоко оцениваются ведущими международными финансовыми структурами, правительствами многих зарубежных экономически развитых стран. С их стороны сегодня исходит не только ощутимая политическая поддержка проводимого нами курса на обновление и реформирование нашего общества, но и желание, стремление оказать реальную экономическую помощь в обеспечении устойчивости и сбалансированности нашей экономики.
Уважаемые участники совещания!
Думаю, излишне сегодня говорить о том, что всю начатую нашу работу по углублению реформирования нашей экономики необходимо продолжить, довести ее до логического конца. Хотел бы, пользуясь этой возможностью, остановиться на некоторых принципиальных направлениях углубления этой работы.
Как известно, либерализация экономики, расширение свободы экономической деятельности предприятий требуют, с одной стороны, резкого ограничения регулирующей роли государства, с другой — расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов, предоставления им большей свободы и возможностей для того, чтобы они могли лучше распорядиться заработанными средствами. Говоря проще — облегчить им жизнь, снизить для них налоговое бремя.
В прежние времена, при планово-административной системе, в условиях полного диктата государственной собственности важнейшее значение придавалось усилению фискальных функций государства. Система строилась на том, чтобы больше средств собирать в государственную казну в форме налогов и других обязательных отчислений, а затем распределять, точнее сказать, перераспределять их, исходя прежде всего из так называемых государственных интересов.
Сегодня доля фискальных, обязательных изъятий в консолидированный бюджет республики превышает практически 35 процентов от ВВП.
Тем более в мировой практике уже давно сложились оптимальные нормы налоговых изъятий в бюджет, которые, например, в США составляют — 26,1%, Японии — 22,6%, Германии — 29,2%. Аналогично и в других экономически развитых странах. Более того, если нормы изъятия превышают эти пределы, происходит, как правило, торможение темпов роста производства и в целом валового внутреннего продукта.
Поэтому Общеэкономическому комплексу Кабинета Министров (Р.Азимову), Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом, всеми заинтересованными структурами при разработке проекта Государственного бюджета на 2003 и последующие годы надо в корне пересмотреть сложившиеся со старых времен стереотипы. Внести предложения, в первую очередь, по снижению ставок налога с прибыли и в целом по сокращению налогового бремени.
Нам следует еще раз критически рассмотреть, насколько эффективно работают предприятия, находящиеся в государственной собственности и в целом государственный сектор в нашей экономике.
В настоящее время государственный сектор представлен 937 госпредприятиями, а также долями и паями в 2434 акционерных обществах и 394 обществах с ограниченной ответственностью. Достаточно представителен он в таких отраслях экономики, как нефтяная, газовая и добывающая промышленность, в электроэнергетике, химической промышленности, в системе транспорта, связи и коммуникаций. Значительна доля государства и в уставных капиталах многих предприятий, компаний, корпораций и ассоциаций.
Теперь давайте оценим, насколько это оправдано. Чрезмерное присутствие государственной доли в структуре и активах предприятий многих отраслей приводит к излишней зарегулированности управления, абсолютно ненужного, а зачастую вредного вмешательства управленческих структур в хозяйственную деятельность предприятий.
Зачастую аккумулируя в своих руках государственные доли и пакеты акций, руководители компаний, корпораций, ассоциаций и им подобных хозяйствующих объединений, используя старые административно-командные методы управления, искусственно тормозят процессы приватизации, ограничивают экономическую свободу предприятий, не дают развиться инициативе и предприимчивости, углублению процессов либерализации экономики.
С этим необходимо детально разобраться. Следует определить четкие критерии, по которым целесообразно сохранить присутствие государства в активах предприятий и хозяйственных объединениях. В акционерных обществах, которые не являются стратегическими, нет смысла сохранять государственную долю. Ее нужно самым решительным образом реализовывать на фондовом рынке, в том числе потенциальным иностранным инвесторам.
Анализ показывает, что сегодня государственные предприятия не выдерживают конкуренции с негосударственными. Наибольшее количество убыточных и низкорентабельных предприятий как раз и являются государственными предприятиями или акционерными обществами с высокой государственной долей.
Из общего числа убыточных предприятий на предприятия с государственной долей собственности приходится свыше 57 процентов, и на их долю приходится почти 95 процентов всей суммы убытков.
В составе «Узбекчармпойафзали» почти 59 процентов всех предприятий с государственной долей являются убыточными, экономически несостоятельными и неплатежеспособными. Каждое третье такое предприятие находится в составе «Узпаррандасаноат», «Узпищепроме», «Узбекенгилсаноате», «Узстройматериалах», «Узмясомолпроме».
Возникает вопрос: за счет чего они содержатся, кто покрывает эти убытки? Почему государство и здесь должно брать на себя заботу по поддержке этих предприятий, санированию их, пролонгации и списанию задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, кредитной задолженности?
Ведь причины такого положения очевидны. Это прежде всего неспособность адаптироваться к требованиям и условиям рыночной экономики, низкий уровень организации производства, устаревшие технологии, нежелание расстаться с унаследованными в больших объемах производственными территориями и мощностями. Главная причина — на этих предприятиях нет хозяина, не работают реальные экономические стимулы и рычаги.
Процесс банкротства таких предприятий идет крайне медленно. Ликвидировано всего 149 подобных предприятий.
Убыточные предприятия надо смелее объявлять банкротами, ликвидировать их, а имущество реализовывать в частную собственность.
Министерству макроэкономики и статистики (Р.Азимову), Госкомимуществу, Комитету по вопросам об экономической несостоятельности предприятий, Министерству финансов, соответствующим комплексам Кабинета Министров детально проинвентаризировать все государственные предприятия и в срок до 1 сентября т.г. разработать и представить в Кабинет Министров конкретную программу по ликвидации низкорентабельных и убыточных, акционированию и преобразованию их в другие формы собственности.
Ход осуществления работ по ликвидации бесперспективных и убыточных государственных предприятий ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.
Министерству юстиции совместно с Министерством макроэкономики и статистики, Высшим хозяйственным судом, Комитетом по вопросам об экономической несостоятельности предприятий, Министерством финансов и другими заинтересованными структурами в месячный срок внести проект новой редакции Закона «О банкротстве предприятий».
Уважаемые участники заседания!
Мы должны критически посмотреть на то, насколько эффективно сегодня используются бюджетные средства.
Следует отметить, что за последние годы значительно изменилась структура государственных расходов. Усилилась адресная направленность бюджетных выплат. Свыше 45 процентов общих расходов государственного бюджета составляют расходы на социальную сферу и социальную защиту населения.
Важную роль играют бюджетные ассигнования в реализации социально значимых, стратегических инвестиционных проектов. На протяжении последних 7 лет доля расходов на инвестиции в структуре расходов бюджета устойчиво держится на уровне 18,0 процента.
Почти треть централизованных инвестиций идет на финансирование строительства и реконструкцию академических лицеев и профессиональных колледжей в соответствии с принятой Национальной программой по подготовке кадров. Значительные средства направляются также на улучшение ирригационно-мелиоративного состояния земель.
Вместе с тем мы не можем сегодня признать, что структура расходов государственных средств является оптимальной. Более того, как показывают проверки, имеют место грубые нарушения в расходовании бюджетных средств, их нецелевого использования, незаконного присвоения денежных средств и материальных запасов, а главное — практически не работают стимулы бережного и рачительного использования государственных средств. Только в прошлом году таких нарушений было выявлено на сумму почти миллиард сумов.
Множество фактов можно привести и по бесхозяйственному использованию централизованных инвестиций. Отсутствует должный анализ целесообразности и необходимости строительства ряда объектов, порой имеющих в основном престижный характер.
Срываются графики строительства, повсеместно допускается превышение сметной стоимости, распыление средств, рост незавершенного строительства, что, в свою очередь, приводит к необоснованному повышению кредиторской задолженности.
Сегодня надо признать — реформирование строительного комплекса идет неудовлетворительно. Ни для кого не секрет, что проведение тендеров по выбору подрядчика — это чистая профанация, когда заранее известны все его результаты.
Выполнение договорных обязательств между подрядчиками и заказчиками носит формальный характер. К примеру, если допускается в сдаваемых объектах удорожание, то это превышение должно оплачиваться самим подрядчиком, как говорится, из своего кармана, но не за счет государственных источников.
И практически никто за все это не несет никакой ответственности. Думаю, руководителям комплексов, прежде всего первому заместителю Премьер-министра
К. Туляганову необходимо быстрее разобраться с подобными фактами, навести здесь должный порядок.
Министерству финансов совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и внести на утверждение Кабинета Министров программу сокращения государственных расходов на 2002 год и на период до 2005 года, предусматривающую оптимизацию объемов и структуры расходов, установление эффективного контроля за расходованием средств государственных целевых фондов, расширение внебюджетных источников финансирования, повышение заинтересованности бюджетных организаций в эффективном использовании бюджетных ресурсов.
Наряду с этим Министерству макроэкономики и статистики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента на основе полной инвентаризации состояния строительства объектов до 1 ноября 2002 года внести предложения по формированию Инвестиционной программы на период 2003-2005 годы с учетом приоритетности объектов строительства, их экономической эффективности и социальной значимости, существенного сокращения объемов незавершенного производства.
Уважаемые друзья!
Подводя итоги развития нашей экономики за I полугодие, есть необходимость коротко остановиться на положении дел с привлечением и эффективным использованием иностранных инвестиций. Значимость этой задачи, очевидно, нет необходимости никому доказывать.
Сегодня в республике реализуются 109 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более 3,6 млрд. долларов, из них 38 проектов — за счет прямых инвестиций на сумму 725 млн. долларов.
Если в 2001 году освоение иностранных инвестиций составило 824 млн. долларов США, в том числе прямых инвестиций — 108 млн. долларов, то в текущем 2002 году предусматривается освоить около 905 млн. долларов, из них прямых инвестиций на сумму 183 млн. долларов. Темпы роста составят соответственно 110 процентов и 1,7 раза.
Преобладающие объемы инвестиций осваиваются в нефтегазовой и текстильной промышленности. Приходится с сожалением говорить о том, что явно не используется потенциал для вовлечения зарубежных инвестиций в электротехнической, химической отраслях, промышленности строительных материалов, машиностроении, производстве потребительских товаров.
Опять же с сожалением приходится говорить о том, что почти две трети общего объема иностранных инвестиций приходится на долю г.Ташкента, а также Самаркандскую, Андижанскую и Ташкентскую области.
Надо сказать, что на сегодняшний день в 21 районе все еще не созданы совместно с иностранными партнерами предприятия.
О чем думают руководители наших областей, районов, а также отраслевых концернов и компаний — об этом, очевидно, должен состояться отдельный разговор.
Я думаю, что будет целесообразным обсудить эти нежелательные явления и в целом ход выполнения заданий по экспорту выпускаемой нами продукции при подведении итогов деятельности за девять месяцев текущего года.
На сегодняшний день в Узбекистане действуют около 2 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, из которых 69 совместных предприятий создано за истекшее полугодие.
В первом полугодии производственной деятельностью занимались около 1250 и только одна треть из них экспортировала свою продукцию и услуги. Эти цифры говорят сами за себя.
Недопустимым является тот факт, что из-за некачественной подготовки технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, низкого уровня их экспертизы, высокой доли импортной составляющей в производстве готовой продукции, отсутствия целенаправленной маркетинговой проработки сбыта производимой продукции, слабого контроля за выполнением принятых на стадии проектов обязательств со стороны партнеров — многие созданные предприятия простаивают.
Премьер-министру У.Султанову, отвечающему за этот участок, в кратчайшие сроки надо разобраться с этими вопросами, принять надлежащие меры, обеспечивающие эффективную работу созданных с привлечением иностранного капитала предприятий.
Уважаемые соотечественники!
Подчеркивая решающее значение роста экспорта отечественной продукции для экономики страны, обеспечения устойчивости платежного баланса и курса национальной валюты, не могу не сказать о том, как обстоит у нас дело с импортом завозимых в нашу страну потребительских товаров, точнее сказать, о нашем отношении к этим вопросам.
Разумеется, у нас нет никаких вопросов к тем иностранным фирмам, посредническим и торговым организациям, которые наладили завоз в республику товаров высокого качества, действительно пользующихся большим потребительским спросом.
Здесь должны работать непреложные законы конкуренции как движущей силы рыночной экономики, то есть предпочтение должно отдаваться лучшим во всех отношениях товарам для населения, как импортным, так и отечественным.
Вместе с тем мы не можем оставаться равнодушными, когда видим среди отдельной части населения какое-то бездумное преклонение перед зачастую некачественными, но внешне броскими, рассчитанными на внешний эффект импортными, завозимыми из-за пределов республики, товарами с яркими ярлыками и этикетками.
Как показывает анализ, у нас сложилась порочная практика, когда на вещевые рынки, в первую очередь г. Ташкента, большей частью в обход закона, контрабандным путем, используя криминальные каналы, завозится во все увеличивающихся масштабах подобный некачественный, низкопробный ширпотреб.
Надо признать, что подобный бизнес во многом поощряется и прикрывается коррумпированными элементами, в том числе сидящими во властных структурах, таможенных и налоговых органах, имеющих свой интерес, свою долю в доходах.
Хотел бы однозначно подчеркнуть, что мы ничего не имеем против так называемой «челночной» торговли, когда все происходит в пределах установленных законных правил и порядка.
Но мы категорически против того, чтобы этот вид торговли превращался в устойчивую статью и источник доходов различных криминальных и коррумпированных структур.
Если глубже проанализировать эту ситуацию, здесь есть над чем задуматься.
Первое, на что необходимо обратить внимание — нельзя забывать, что все товары, завозимые таким путем, оплачиваются в твердой конвертируемой валюте. Это значит, что заработанная нашей страной тяжелым трудом и потом валюта от продажи хлопка-волокна, цветных и драгоценных металлов — основных статей нашего экспорта, остается за пределами Узбекистана.
Разве не лучше было бы использовать эти валютные средства для более неотложных, острейших нужд, таких, как строительство колледжей и больниц, оснащение их самым современным оборудованием, больше покупать лекарств, которых мы сами не производим, удовлетворяя первоочередные нужды наших стариков и детей.
Второе, над чем должны мы задуматься. Заваливая низкокачественным зарубежным ширпотребом наш внутренний рынок, хотим мы этого или нет, ставим себя в положение слаборазвитых стран, не способных по-другому построить свою экономику и наладить у себя производство более качественных потребительских товаров, имея для этого все необходимое — сырье, материалы и, самое главное, квалифицированную рабочую силу.
Тем самым подрываем всякую основу для того, чтобы развивать не только существующие для этого мощности, но и для того, чтобы развивать в стране мелкие и средние предприятия, развивать предпринимательство, создавать рабочие места для молодых людей, наших же детей, вступающих в трудоспособный возраст. Говоря проще, лишаем их рабочих мест, возможности развиваться, иметь устойчивый надежный источник доходов.
Я уже не говорю о чувствах патриотизма, уважения и гордости к своему труду, к тем товарам, которые этим трудом создаются.
Я уже не говорю о высоком чувстве национального достоинства, чувстве, которое всегда было присуще нашему народу.
Хочу, чтобы все поняли, что без уважения к тому, что мы делаем и создаем, без развития отечественного производства нам очень трудно будет войти в число экономически сильных стран и добиться того, чтобы жизнь наших людей была достойной и благополучной.
Третий вывод. У нас абсолютно неблагополучно обстоит дело с рекламой производимой продукции. К сожалению, если и рекламируем что-то, то это все иностранного производства. Эти претензии, в первую очередь, относятся к «Узбеклегпрому», «Узплодо-овощвинпрому», «Узпищепрому», всем предприятиям, выпускающим потребительские товары.
Реклама требует выдумки и средств, и эти средства надо находить.
Уважаемые друзья!
Есть еще чрезвычайно важная задача, без реализации которой просто немыслимо добиться тех целей, которые мы ставим перед собой не только в сфере экономики, но и в целом модернизации нашего общества.
Речь идет о выполнении Национальной программы по подготовке кадров, кадров, отвечающих самым высоким современным требованиям, кадров, которым мы должны доверить судьбу нашей страны.
Нам необходимо сегодня критически оценить, как идет процесс реализации второго этапа Национальной программы по подготовке кадров.
Я не буду говорить о том, что сделано. Делается действительно немало. За короткий период в республике создано 44 академических лицея, 291 профессиональный колледж на 216 тысяч ученических мест, оснащенных современным учебным и производственным оборудованием. В 20 районах и городах областного подчинения республики осуществлен полный охват выпускников 9-х классов образовательными учреждениями нового типа.
Разработаны и внедрены в учебный процесс новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательных школ, а также среднего специального, профессионального и высшего образования. Подготавливаются и издаются учебники нового поколения. В 56 вузах республики ведется широкая подготовка педагогических и инженерно-педагогических кадров.
Вместе с тем, как показывает критический анализ состояния дел в этой сфере, не все обстоит благополучно, как пишут об этом в отчетах руководители всех уровней, а также во многих средствах массовой информации.
Прежде всего считаю ненормальным положение дел со строительством и вводом академических лицеев и профессиональных колледжей. Значительное отставание по вводу объектов, не сданных в 2001 году, имеет место по Бухарской (освоение лимитов капитальных вложений — 51%), Навоийской (53%), Самаркандской (60%), Ташкентской (50,6%) областям и г.Ташкенту (35%).
Много нареканий вызывает качество проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию колледжей и лицеев. Недопустимым является нарушение процедур проведения тендерных торгов на строительство.
Такие факты имеют место в Навоийской, Ферганской и Хорезмской областях, что приводит к удорожанию стоимости объектов.
До сих пор практически не начаты работы по проектированию и строительству колледжей в компании «Узбенгилсаноат», где должны вводиться 5 объектов, и ассоциациях «Узавтопром» — 2 объекта, «Пище-пром» — 2 объекта, «Масложиртабакпром», корпорации «Уз-хлебопродукт», концерне «Узавтодор», компаниях «Узсельхозмаш-холдинг» и «Узплодоовощвин-пром-холдинг», Палате товаропроизводителей и предпринимателей.
Следует особое внимание обратить на оснащение, в первую очередь, вновь строящихся колледжей современным учебным и лабораторным оборудованием. Правительство для этих целей изыскивает средства, привлекает зарубежные кредиты. В то же время крайне неудовлетворительно ведется работа по выполнению программы локализации производства и выпуска учебно-лабораторного оборудования отечественными производителями. До сих пор не приняты меры по выпуску учебно-лабораторного оборудования в таких ассоциациях и на предприятиях, как «Узэлтехпром», «Узавтопром», «Узагромашсервис», ГАО ТАПОиЧ, «Моторный завод» и «Агрегатный завод».
Еще не отвечает предъявляемым требованиям и система подготовки, и в первую очередь, переподготовки педагогических кадров. Качество профессорско-преподавательского состава, состояние материально-технической и учебно-методической базы курсов, факультетов, центров и институтов повышения квалификации в системе общего среднего и высшего образования не соответствуют требованиям Национальной программы.
Необходимо ускорить разработку и утверждение государственных образовательных стандартов по специальностям профессиональных колледжей. Разве это нормально, когда до настоящего времени разработаны и проходят апробацию стандарты только по 145 из 291 специальности, предусмотренных для колледжей.
Отстает работа и по обеспечению средних учебных заведений, профессиональных колледжей новой учебной литературой, особенно по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Из 672 наименований учебников, необходимых для учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ в соответствии с учебными программами, в настоящее время издано лишь 492.
Следует установить порядок, при котором все виды учебной литературы будут создаваться в строгом соответствии с принципами и требованиями, изложенными в «Концепции создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного образования».
Думаю, сегодня нет необходимости разъяснять, говорить в первую очередь руководителям Совета Министров Республики Каракалпакстан, областных, городских и районных хокимиятов, нашим уважаемым заказчикам и подрядчикам, нашим министрам и руководителям ведомств о важности, не просто важности, а стратегической государственной важности безусловного выполнения заданий, предусмотренных в Национальной программе по подготовке кадров.
Выполнение этих заданий — не только наш общий долг, но и долг каждого из нас в отдельности. Этот вопрос, если хотите, должен стать предметом чести и гордости каждого руководителя и специалиста, каждого, кому не безразлично будущее нашей страны, нашей Родины.
Мы все должны хорошо уяснить одну истину. Решение имеющихся у нас проблем, исполнение всех благих намерений требуют от руководителей и людей, занимающих ответственные должности, прежде всего — жить заботами и интересами наших сограждан, принимать близко к сердцу их проблемы, целиком отдавать себя достижению наших великих и благородных целей.
Всем вам желаю удач и новых успехов в каждодневном труде ради спокойствия и благополучия нашего народа.