Заметки с «круглого стола» по развитию корпоративного управления в Узбекистане
Он был организован ташкентским Клубом бизнеса совместно с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства, Научно-исследовательским институтом углубления рыночных реформ и Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг. Затронутая тема волнует сегодня деловых людей страны и потенциальных иностранных инвесторов за ее пределами, поскольку непосредственно связана с главным вопросом — правом владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью в непростой период приватизации и разгосударствления.
ПРЕЛЮДИЯ «РУССКОГО ЛЕСА»
Санкт-петербургская компания «Русский лес» в свое время изъявила желание инвестировать средства в Ургенчский экскаваторный завод, приобретя его контрольный пакет акций для выпуска на этой базе дефицитных земснарядов.(Это желание, кстати, сохранилось у нее и сегодня). Но когда вопросы взаимного сотрудничества прорабатывались более детально, выяснилась любопытная деталь: оказывается, инвестор не может по своему усмотрению распределять готовую продукцию. Средства вкладывай, производи, а вопросы распределения тех же земснарядов находятся в компетенции Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана. И в этой ситуации слово и деньги инвестора, имеющего контрольный пакет акций хорезмского завода, вроде бы, решающей роли и не играют. Он не может управлять производством, или, иными словами, проводить свой менеджмент. Эту идеологию инвестор понял и приостановил действие договора.
Риторический вопрос: много ли насчитывается случаев вывоза дивидендов иностранными инвесторами из республики? Или репатриации (возвращения на родину) прибыли в СКВ?
При этом иностранные инвесторы в один голос отмечают благоприятный инвестиционный климат в Узбекистане. Указы Президента, постановления правительства, законы республики устанавливают для них широкую систему гарантий и льгот. В зависимости от объема инвестиций и направлений деятельности предприятия с участием иностранного капитала имеют право на дополнительные налоговые льготы и стимулы. Для экспорто-ориентированных компаний установлены к тому же сокращенные таможенные тарифы.
Законодательством предусмотрены гарантии против дискриминации, национализации, конфискации и реквизиций, за исключением случаев чрезвычайных обстоятельств. Закон также гарантирует иностранным инвесторам иммунитет от любых неблагоприятных изменений в законодательстве в течение 10 лет после инвестирования в экономику Узбекистана.
О причинах нестыковки между созданными законодательством страны привлекательными для иностранных инвесторов условиями и невозможностью распорядиться заработанными прибылями на конечном этапе речь впереди. Пока же — краткая история приватизации в Узбекистане.
ГЕНЕЗИС НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сегодня экономика республики с полным правом может считаться многоукладной. По данным Госкомимущества, с 1992 по 2000 годы форму собственности изменили около 130 тысяч государственных предприятии, объектов. На биржевых, аукционных и конкурсных торгах приватизировано 51804 единицы государственного имущества в виде имущества, имущественных паев (на землю), отдельных объектов.
После так называемой «малой» и следом за ней массовой приватизации в стране с 1998 года осуществляется приватизация индустриальных гигантов, вспомогательных предприятий топливно-энергетического комплекса, химии, металлургии и машиностроения. Начиная с 1999 года эта работа проводится с широким привлечением иностранного капитала.
Для облегчения этой непростой работы по Соглашению о кредите между Республикой Узбекистан и Международным банком реконструкции и развития в стране реализуется проект по институциональному (организационному) развитию узбекских предприятий (28 миллионов долларов США). Из них 10 миллионов направляются на программу индивидуальной приватизации, в задачи которой входит продажа долей крупнейших предприятий Узбекистана иностранным инвесторам. Этот процесс осуществляется через созданное в республике Бюро по индивидуальной приватизации предприятий. Для решения многочисленных вопросов, возникающих в процессе приватизации и для окончательного отбора инвестора правительством республики создана Государственная комиссия по проведению тендерных торгов, возглавляемая Премьер-министром, и межведомственные рабочие группы Кабинета Министров.
Вторая часть выделенного МБРР кредита — 15 миллионов долларов США направлена на программу постприватизационной поддержки узбекских предприятий (предоставление консультаций и привлечению иностранных инвестиций на средние предприятия). Оставшиеся 3 миллиона долларов США выделены на развитие рынка капиталов (совершенствование депозитарной и клиринговой системы, фондовой биржи). Вторая и третья часть проекта осуществляются через Бюро по постприватизационной поддержке предприятий.
Программа приватизации с участием иностранных инвесторов в 2001 — 2002 годах нашла свое отражение в постановлении Кабинета Министров от 9 марта 2001 года «О дальнейших мерах по разгосударствлению и приватизации предприятий с привлечением иностранных инвесторов в 2001 — 2002 гг.». Ею предусмотрено вовлечение в эту сферу 1244 предприятий. Утвержден перечень 38 структуро- и градообразующих предприятий и банков, подлежащих акционированию по индивидуальным проектам с участием иностранных инвесторов. В числе рекомендуемых инвесторам предприятий — НХК «Узбекнефтегаз» и 8 ее акционерных компаний, некоторые подразделения вновь образованного ГАК «Узбекэнерго», Алмалыкский ГМК, ГАО «ТАПОиЧ»,
АО «Узметкомбинат», ряд предприятий ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», цементные заводы в Ахангаране и Навои. Причем иностранному инвестору предлагается купить акции в размере от 39 до 70 процентов.
Рискуя утомить внимание читателя, отметим, что перечень предприятий, подлежащих продаже целиком в собственность иностранных инвесторов, увеличен до 49. В их число, в частности, входят АО «Джизакпластмасса», «Подшипник», «Мехмаш», «Самаркандлифтсозлик заводи», ПО «Кинап», 20 автонаполнительных компрессорных станций НХК «Узбекнефтегаз», 10 хлебопекарен корпорации «Узхлебопродукт», гостиницы, птицефермы, а также Самаркандская чаеразвесочная фабрика.
Нельзя не сказать и о значительном расширении перечня предприятий, активы которых подлежат свободной реализации иностранным инвесторам, в том числе в частную собственность на биржевом и внебиржевом рынках. Их — 535, и представляют они все отрасли экономики республики. При этом размер предлагаемой доли для свободной продажи, в том числе иностранным инвесторам, составляет от 50 до 100 процентов. Впервые представлены для приватизации объекты и социальная инфраструктура ГАК «Узбекэнерго», ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», автовокзалы госкорпорации «Узавто-транс». Большой перечень составляют учреждения Министерства здравоохранения, детские сады Министерства народного образования, дома культуры , относящиеся к ведению Министерства культуры и т.д.
Еще один важный штрих: государственная доля 622 приватизированных предприятий также подлежит реализации на биржевом и внебиржевом рынках.
ПОЧЕМУ ПОБЕДИЛИ СПАРТАНЦЫ?
В самом деле, почему? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд не имеющий отношения к затронутой теме, дал в своем выступлении заместитель председателя Комитета Олий Мажлиса по бюджету, банковским и финансовым вопросам Рахмон Каримов. Да потому, что у римлян каждый воин, кроме выполнения своих прямых функций, дополнял другого. Между ними была сцепка, система. Аналогичная параллель уместна и применительно к законам. Успех определяет не только количество принятых в стране законов, а и то, как они сцепляются друг с другом по принципу подшипниковой связи. И когда ее нет, случаются ситуации, приведенные в случае с «Русским лесом». Поэтому и возник спор: кто сегодня важнее — министерство с госдолей акций и договором с хорезмским заводом-изготовителем, делегировавшим ему свои права, или инвестор, имеющий контрольный пакет акций того же завода? То есть законодатели вплотную подошли к необходимости создания, образно выражаясь, подшипникового звена — разработке закона о корпоративном управлении. И он должен плавно вписаться в существующую законодательную базу.
Эту мысль углубил директор Центра развития предпринимательства Валерий Жирков. Среди факторов, которые инвесторы принимают во внимание при принятии решения об инвестировании, отметил он, в последние годы особое значение приобрела оценка состояния корпоративного управления компании, в которую направляются инвестиции. Азиатский кризис 1997-98 годов показал, что за внешним благополучием и привлекательной официальной отчетностью может стоять отсутствие элементарной устойчивости, системы реагирования на кризисные ситуации. Столкнувшись с серьезными проблемами, компании в таких случаях стремятся решить их прежде всего за счет инвесторов. Одной из причин кризиса в Азии эксперты определили именно недостаточность корпоративного устройства. Организация содействия экономическому развитию еще в 1989 году разработала и утвердила принципы корпоративного управления, принятые во всех странах — ее членах. И рекомендации ее были следующими: не направлять иностранные инвестиции в те страны, где отсутствует корпоративное управление.
Что же сегодня делается по улучшению этого вопроса в республике? Директор Научно-исследовательского института рыночных реформ при Госкомимуществе Игорь Бутиков коснулся изменений в законодательной базе.
ООО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В переходном периоде существует две организационно-правовые формы функционирования предприятий — акционерное общество(АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). В новейшей истории Узбекистана ООО возникли в начале
90-х годов, после принятия Закона «О хозяйственных обществах и товариществах». Предприятия малого и среднего бизнеса создавались преимущественно в более выгодной для них форме обществ с органиченной ответственностью. В Узбекистане, по неточным данным, сегодня насчитывается порядка 14 — 15 тысяч ООО. Эта организационно-правовая форма позволяет предпринимателю быть одновременно и реальным собственником, то есть вкладчиком, и осуществлять оперативное управление. ООО отличает относительно небольшой уставный капитал (50 минимальных зарплат). Привлекательна и сама ограниченная ответственность участников такого общества — в случае банкротства они несут ответственность лишь в размере собственного вклада, в то время как учредитель, скажем, частного предприятия или фирмы отвечает всем личным имуществом.
Но жизнь меняется, и требования по совершенствованию корпоративного управления потребовали принятия нового закона взамен исчерпавшего себя.
Он был разработан в минувшем году и сейчас проходит экспертизу. Что нового принесет он предпринимателю? У ООО, как и прежде, сохраняется размер уставного капитала в 50 минимальных зарплат на дату регистрации. То есть, в отличие от существовавшего прежде порядка, он сохраняется на этом уровне, вне зависимости от ежегодного повышения правительством размеров минимальной заработной платы. В рамках нового закона ООО стали более открытыми и прозрачными. Законодательно определено количество их членов (не более 50 человек), выше этого оно должно быть преобразовано в акционерное общество открытого типа.
Учредительными же документами являются устав и договор. Иными словами, ООО -это форма, которая позволяет внедрять корпоративные методы управления на предприятиях малого и среднего бизнеса, но закрытая от внешних источников финансирования. Привлекать средства с международных рынков капиталов — прерогатива АО.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ: ЕСТЬ ЗАКОН О КРЕДИТНЫХ СОЮЗАХ
Он был принят в первом чтении на декабрьской сессии Олий Мажлиса и представляет собой революционный шаг в области корпоративного управления, подчеркнул Рахмон Каримов. Потому что демократические изменения коснулись денежно-кредитной сферы. В лице кредитных союзов в стране создается альтернатива банковской системе — ее конкурент. Такой союз должен быть зарегистрирован в Центральном банке, чтобы последний мог регулировать денежные потоки.
В чем отличие наших кредитных союзов от действующих, в частности, в России, Казахстане, Кыргызстане? В том, что они представляют в других странах некоммерческие организации, выделяющие потребительские кредиты физическим лицам. У нас это коммерческие организации с участием юридических лиц. Независимо от суммы внесенного капитала, каждый член кредитного товарищества имеет один голос. То есть несколько заводов, объединившись, могут создать мощный кредитный союз. Помимо взаимного кредитования, у такого союза появляется возможность получить и солидный иностранный кредит.
Вот, в принципе, далеко не полный рассказ о работе по внедрению корпоративного управления в республике, влияющего на принятие решений инвесторами.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».