Апрель у производственников — время подведения итогов работы за первый квартал года, определения новых рубежей. По заведенной традиции в госассоциации «Ташгорпасстранс» на большой сбор всегда съезжаются в одно из его подразделений руководители, экономисты автопредприятий, наземного электротранспорта, метро, депо и других структур, входящих в объединение. В этот раз расширенное заседание правления ГА состоялось в автоколонне 2519, где шел откровенный разговор о состоянии дел в отрасли, разработаны меры по совершенствованию деятельности коллектива.
«Правда Востока» обратилась с просьбой к первому заместителю правления ассоциации «Ташгорпасстранс» Шамурату Шаходиевичу Мухамеджанову прокомментировать ход минувшего заседания и перспективы развития столичного пассажирского транспорта. Вот что он рассказал.
— Вы когда-нибудь видели постановление руководства любой отрасли, которое бы начиналось со слов: «Отметить неудовлетворительную работу в части…», а потом даны определения именно в чем? Мы в этот раз довольно самокритично отнеслись к положению в отрасли, несмотря на то, что сделано немало. В докладе был дан глубокий анализ деятельности структур ассоциации, названы цифры достижений и промахов. Прежде всего отмечалось, что в минувшем квартале нами перевезено более 219 млн пассажиров — значительно больше, чем за тот же период прошлого года. Получили солидный доход — почти 8 млрд сумов. Причем основной рост доходов дали автобусные парки. А повлияли на это регулярность движения, которая, несмотря на старение парка машин, поднялась более чем на 92 процента — выше прогнозируемого, и коэффициент использования автобусного парка, достигший 0,740, превышающий тот же показатель у наземного электрического транспорта.
В минувшем квартале освоено более миллиарда сумов капиталовложений, причем основные средства ушли на строительно-монтажные работы, в том числе строительство транспортной развязки (трамвайные пути и контактные сети электротранспорта) на пересечении улиц Усмана Насыра и Фархадской, на реконструкцию троллейбусной линии по улице Абая до улицы Навои.
Неплохо поработали и наши промышленные предприятия, особенно АРЗ-2, ОАО «Ремэлтранс». Ими выпущены запасные части 92 наименований, а также товарной продукции на 123 млн сумов, отремонтированы десятки единиц подвижного состава авто- и электротранспорта.
О том, что в столице уже не первый год работают представители частного извоза, жители также знают. К их 70 маршрутам за квартал прибавилось еще 18. На этих линиях занято 990 автобусов и микроавтобусов. Они перевезли почти 2,5 млн пассажиров.
Особое внимание уделяли мы пожеланиям жителей отдаленных махаллей города. Так, по их просьбе в первом квартале изменены четыре маршрута автобусов и один — троллейбусный, появились три новых и восстановлен один автобусный. Кое-где продлены маршруты, добавлены единицы подвижного состава на них. Ритмично работал и метрополитен. Словом, делаем все, чтобы удовлетворить спрос населения на транспортные услуги.
Но на общем благополучном фоне некоторые автопредприятия и депо наземного электротранспорта не обеспечили установленных объемов перевозок пассажиров, снизили доходы и объем наличной выручки, не обеспечили заданную регулярность движения. Причины разные: старение парка машин, неразворотливость руководителей и неумение наладить дело. Вот и отметили в постановлении неудовлетворительную работу — в части сбора доходов в троллейбусном депо № 2; снижения наличной выручки в автопарке № 4; регулярности на городских перевозках — автопарками № 2, 3, 7 и по другим направлениям. Досталось и хозяевам собрания — автоколонне 2519 за невыполнение задания по коэффициенту использования парка. На некоторых руководителей наложены строгие взыскания. Предложены и конкретные меры по улучшению дела.
Одной из важнейших мер, в частности, является обновление всего машинного и вагонного парка городского транспорта. Ташкентцы помнят прошедшую в сентябре прошлого года презентацию нового городского автобуса производства «Мерседес-Бенц-Тюрк АШ». Его дизайн, комфорт, габариты соответствуют международным стандартам. Три двухстворчатые двери, сконструированные по просьбе ташкентских специалистов, экономичный двигатель с турбонаддувом признаны нашими водителями. Испытания двух турецких «Мерседесов» показали их надежность. Машины работают на линии экономично, с прибылью. В наступившем квартале мы решаем вопрос о поставке 300 единиц этих машин. На эти цели правительство республики и хокимият города нашли возможность выделить нам 3 млрд сумов. Их поступление значительно улучшит положение в автобусном парке города и будет доброй прибавкой к тем «Мерседесам», что уже восьмой год курсируют в Ташкенте. И, несмотря на долголетие, коэффициент их использования составляет 95-97 процентов благодаря сервисному обслуживанию в специализированном центре.
Заинтересовал нас и новый автобус Львовского автопредприятия модификации ЛАЗ-52523 на 125 мест. Машины этой марки хороши для работы не только в городе, но и в подразделениях МЧС, при вывозе детей в лагеря отдыха, на пригородных и горных маршрутах. Двигатель, работает на сжиженном газе, силовой агрегат французской фирмы «Рено» обеспечивает экономичный расход горючего, задний мост венгерского производства «Рабо», механизм закрывания дверей — германского.
Для освоения новых машин мы готовим и кадры водителей, слесарей-ремонтников на базе сервис-центра «Мерседес». А 60 специалистов из числа ИТР пройдут курс специализации на совместном предприятии в Турции. Технический же руководитель от фирмы постоянно располагается у нас в сервис-центре. Для обслуживания «новичков» к сервис-центру и его филиалу прибавится еще один. А поступят машины марки «Мерседес-Бенц-Тюрк АШ» по графику в течение полугода. Заключили контракт на испытание первых пяти автобусов ЛАЗ-52523.
Так, в госассоциации решается основная проблема с автобусным парком города. Но вся транспортная политика предусматривает использование разных видов машин и вагонов. Например, метрополитен сформирует базу и основу всей транспортной системы города. Трамваи и троллейбусы — вторичную сеть с перераспределением задач каждого вида транспорта. Автобусные маршруты — системы третьего уровня, а такси и маршрутки будут решать вспомогательную задачу. И все это направлено на удовлетворение спроса и повышение культуры обслуживания жителей столицы.
И еще. Возвращаясь к заседанию правления, хочу сказать, что в нем впервые участвовали руководители грузовых автопредприятий, а председатель ассоциации «Ташшахарюктранс» А. Исамухамедов отчитался перед первым заместителем хокима города, ведающим всем транспортным сектором, Р. Файзуллаевым о работе своих подразделений. Заслушали мы также информацию начальника Главного управления по социальному развитию ассоциации Х. Зиядуллаева о ходе выполнения государственной программы «2002 год — Год защиты интересов старшего поколения» и подготовки к летнему оздоровительному сезону детских лагерей отрасли. Так что постоянно заботимся как о жителях города, так и о своих работниках.