Домой » Культура » НЕ ПОДДАВАЯСЬ ДАТЕ…

НЕ ПОДДАВАЯСЬ ДАТЕ…

Тридцать лет назад в Узбекистане открылся Ташкентский государственный театр музыкальной комедии (оперетты) — первый в Среднеазиатском регионе.
Премьера состоялась в августе следующего года, и с тех пор труппа этого театра, преодолевая взлеты и падения, которые всегда неизбежны при становлении нового творческого коллектива, показывает новые спектакли, расширяет свой репертуар.
teatroperetty
Писать об артистах трудно, тем более об актере театра, где синтезируются все виды театральной культуры: вокал, слово, балет. «Вы должны встретиться с нашей «примой», фанатиком от оперетты Валентиной Максимовной Митрофановой, — подсказала мне по телефону заведующая литературной частью Татьяна Тарнавская, — не только потому, что она почти с первого дня работает в нашем коллективе. Это удивительнейший человек, отдающий себя искусству без остатка».
Пришла на встречу. Валентину Максимовну застала на репетиции, где она еще и режиссер. Актеры долго не могли войти в роль, Валентина Максимовна десятки раз повторяла, показывала, пела, говорила, танцевала, пока не добилась от молодых того, что ей как режиссеру было нужно.
— Писать обо мне? Лучше меня есть, о молодых пишите, а мы же первооткрыватели, как память о тех днях, когда зарождался театр.
Все же удалось разговорить ее:
— Родилась в Термезе, вокалу училась в Ташкенте, закончила училище, работала в Ростове-на-Дону; после землетрясения вернулась в Ташкент, поступила уже взрослой в госконсерваторию, после которой пришла в этот театр и ни одного дня без него. Перепела почти все ведущие роли. Так получилось, что с первых же дней работы предложили «освоить» характерные образы. Играла тогда, тридцать лет назад, героинь старше себя по возрасту. И было довольно хорошо, во всяком случае, так писала критика.
Валентина Максимовна посмотрела на часы, села в кресло:
— Режиссер Вилькович как-то доверил мне роль без единой вокальной партии. Вы бы видели, как я сопротивлялась, плакала. А сегодня понимаю сказанные тогда им слова: «Валя, ты разносторонняя актриса, береги свою острохарактерность, это твое амплуа». После этой роли я вдруг получаю роль Теодоры Вердье из «Принцессы цирка» Кальмана!
Тот, кто любит оперетту, помнит, с каким успехом шли спектакли с участием «примы» Митрофановой: «Сильва», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра», «Марица», «Девушка с голубыми глазами», «Мадам Арно»… Ни одного года не было простоя, губительного для творческого человека.
— Мне нравится такая интенсивная работа, я благодарна своим педагогам, наставникам, которые работали со мной, уже довольно «взрослой» актрисой. Это заслуженный артист Узбекистана Николай Шацкий, актер Генблюм, которые пророчили мне долгую творческую жизнь на сцене. Хотя я сегодня на пенсии, совмещаю актерскую работу с режиссерской, да еще и административной — в управлении театра.
— И никогда не тянуло в оперу?
— Больной вопрос! Скажу откровенно, после консерватории хотела петь в опере, и могла бы, голос позволял. Но не прошла! И нисколечко не разочарована. Жизнь сама расставляет все на свои места.
— Я наблюдала за вами на репетиции спектакля «Голландочка»: молодые уставали, а вы нет. Но ведь и вам через два часа выступать в главной роли в спектакле, который вы восстановили после нескольких лет.
— Они еще молоды, не успели отдохнуть, войти в образы, но все будет в порядке, потому что они очень любят театр, свою работу.
— Стабильный коллектив?
— Вы попали «в десятку»! Основная проблема многих театров — текучесть кадров, многие наши артисты уехали. Ведь театр собирался по всему бывшему Союзу. Приходится работать очень много с выпускниками училищ, консерватории, театрального института. Трудно! Пробовали студию при театре открыть, тоже трудно пошло. Что я думаю о будущем нашего театра? Знаете, оперетта никогда не умрет, потому что она вышла из народа. Это слова Легара, не мои. К величайшему сожалению, сегодня основным мерилом таланта становятся деньги. Многие одаренные артисты, отучившись в творческих учебных заведениях, уходят … в шоу-бизнес, создают группы-однодневки. А серьезное искусство, требующее каждодневной работы над собой, остается на втором плане.
Валентина Максимовна отвернулась к окну. За дверью раздавались звуки оркестра, артисты ждали режиссера. На мой, казалось бы, обыкновенный вопрос «ваше звание?» она по-доброму, мило улыбнувшись, ответила: «Да нет у меня никакого звания, кроме одного — меня любит зритель, а звание — «актриса», этим и горжусь!»
В дверь заглянули, извинившись, актриса попрощалась, пригласив на вечерний спектакль. Я осталась с заведующей литчастью театра Татьяной Тарнавской: «Я поражаюсь ее неугасаемой энергии. Она всю жизнь красавица, отличный голос, вокальные данные, до сих пор «на Митрофанову» идут в театр. И очень хочется, чтобы она сохранила эту бодрость, темперамент, чтобы не поддавалась дате своего рождения».
С утра репетиции, затем спектакли, небольшие перерывы для отдыха тела и голоса. Затем дом, где ее ждут дочь — режиссер Узбекского телевидения, зять — журналист, и внучка, которая решила идти по стопам бабушки. Благо, природа и, вероятно, бабушкины гены, дали ей привлекательность, желание петь, танцевать, девочка уже участвует в некоторых спектаклях театра. И больше всех этому радуется бабушка Валя. «Значит, есть, кому продолжить стезю».
Да, актриса ждет от жизни новых ролей, удачных спектаклей своих подопечных. В этом жанре театрального искусства — оперетте — есть правило: у пьесы всегда хороший конец. Усилия ее героев никогда не остаются тщетными.
Флора Фахрутдинова.