Домой » Закон » СТАНЕТ ЛИ АДВОКАТ НЕЗАВИСИМЫМ?

СТАНЕТ ЛИ АДВОКАТ НЕЗАВИСИМЫМ?

Мы живем в исторически сложное и вместе с тем интересное время. За неполные одиннадцать лет независимого развития страна сделала огромные шаги по пути политического, экономического и социального развития. Создана значительная правовая база для поступательного демократического развития страны, закладываются законодательные основы для построения правового государства. Узбекистан приобрел международный авторитет, присоединился к многочисленным международно-правовым договорам, приняв на себя обязательства по их исполнению. Продолжается судебно-правовая реформа, ведется поиск научно обоснованных исследований в области соблюдения прав человека.
Адвокатура страны, насчитывающая более трёх тысяч юристов, на наш взгляд, не вправе оставаться в стороне от насущных проблем общественного и демократического развития и обязана внести свою лепту в процесс построения правового государства. Реформирование правовых институтов, естественно, предполагает и реформирование адвокатуры, определение ее места и роли в жизни общества.
В адвокатской среде не прекращаются оживленные и заинтересованные споры по вопросу о путях реформирования института адвокатуры на современном этапе развития Узбекистана. Отрадным является тот факт, что именно благодаря политической воле Президента Узбекистана вопрос о реформировании адвокатуры сегодня встал остро и принципиально. Лейтмотивом многих выступлений главы нашего государства за последний период, как известно, является принципиальная позиция о необходимости обеспечения подлинной независимости адвокатуры, повышения ее роли и авторитета, уравнивания статуса адвоката со статусом прокурора. Это и высокая честь, и огромная ответственность.
К сожалению, приходится констатировать, что качественный состав адвокатуры сегодня должным образом не отвечает тому высокому предназначению, которое должно быть присуще этому институту. Уж очень легко сегодня стать адвокатом. Примитивны морально-этические требования к кандидатам. Не секрет, что лица, уволенные из правоохранительных органов и судов по компрометирующим обстоятельствам, без труда могут получить адвокатскую лицензию и затем, как правило, занимают соглашательскую позицию со следствием, судом, оставляя людей без защиты. Есть и другая сторона медали: следователи, судьи, прокуроры занижают роль адвоката в процессе, игнорируя его законные требования.
Девятнадцатого мая нынешнего года прошла конференция адвокатов города Ташкента, которых насчитывается около полутора тысяч. Мы обсуждали концепцию реформирования адвокатуры, наметили программу законотворческих работ по совершенствованию ее деятельности, создали рабочие группы по подготовке проектов нормативных актов, обсудили важность принятия стандартов адвокатской практики, этики и поведения представителей нашей профессии. Не обошлось без жарких споров и дебатов.
Правовой анализ ныне действующего законодательства, и в первую очередь Конституции страны, привел к пониманию и констатации того,что адвокатура, будучи предусмотренной в главе ХХII Конституции о независимой судебной власти, является правовым институтом не государства, а гражданского общества Узбекистана.
Принципиальным, на наш взгляд, стало понимание того, что полномочия и статус адвоката — не самоцель, а производные от прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц (доверителей). Адвокат в силу своего конституционного предназначения должен разъяснять, представлять и защищать эти права и свободы. Однако он не может должным образом выполнить своего предназначения, если не будет независим от государственных структур. В данном случае — в лице Министерства юстиции.
Да, после принятия Закона «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» у представителей нашего цеха достаточно прав и полномочий. Но дело не в их количестве. К большому сожалению, законодательная техника составления норм права и установления механизма их реализации у нас пока страдает несовершенством, что приводит к существенному затруднению реализации прав и полномочий на практике. Это же, в конечном итоге, приводит к неэффективности защиты прав и свобод наших доверителей.
Полезной была полемика по вопросу повышения требований к кандидатам в адвокаты:
— установление высоких моральных требований профессиональной подготовки;
— разработка и утверждение научно-обоснованного перечня вопросов на квалификационный экзамен в содружестве с научными работниками, в том числе и по вопросам знания международно-правовых стандартов в области прав человека и умения их применять;
— периодическая аттестация адвокатов на предмет профессиональной пригодности, установление имущественной ответственности адвоката перед доверителем за профессиональный риск;
— специализация адвокатов;
— ведение реестров адвокатов, ежегодно публикуемых для населения;
— непрерывное образование адвокатов и повышение их профессионального уровня;
— создание школ адвокатского мастерства и института повышения квалификации адвокатов.
В разработанном и предложенном для обсуждения адвокатами Ташкента проекте нового единого закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» вместо ныне существующих двух законов нашли свое место реалии нынешнего этапа развития Узбекистана, принятые страной международные обязательства и, самое главное, гарантии большей защищенности прав и свобод доверителей. Программа деятельности рабочих групп предусматривает также разработку проекта Закона «О бесплатной правовой помощи гражданам», в котором будет предусмотрено создание в каждом районе бюро бесплатной правовой помощи гражданам, где студенты ныне существующих юридических клиник под руководством опытных адвокатов оказывали бы неимущим гражданам квалифицированную юридическую помощь.
Участники конференции признали, что новый Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» должен отвечать всем требованиям международно-правовых стандартов. В нем необходимо предусмотреть механизм, при котором адвокатами могли бы стать только наиболее квалифицированные, компетентные в различных областях законодательства, высоко этичные и грамотные лица, способные принципиально и последовательно отстаивать и защищать законные права, свободы и интересы доверителей. Все вопросы, связанные с лицензированием адвокатов (выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензии), а также вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов, должны быть в полномочиях адвокатуры, а не подразделений Министерства юстиции.
Данный тезис нуждается в разъяснениях. Дело в том, что Министерство юстиции — сегмент исполнительной власти. А адвокатура — неотъемлемая часть судебной, которая ни в коем случае не должна быть зависима от исполнительной. Она содействует осуществлению правосудия.
Наши оппоненты, желающие сохранить контроль Минюста над адвокатами, порою ссылаются на опыт Великобритании, где выдача лицензий замыкается на лорде-канцлере, представителе исполнительной власти. Но они либо лукавят, либо не желают видеть того, что в судах Великобритании, США нет функций обвинения, а есть функции установления истины. То есть спор идет о праве, о том, чье право нарушено в результате того или иного действия. Здесь в судебном процессе обе стороны представляют адвокаты, но одного из них нанимает государство.
В Узбекистане есть государственное обвинение в лице прокурора, являющегося представителем исполнительной власти, и если исполнительная власть, теперь уже в лице Минюста, будет контролировать адвокатов, то мы вряд ли добьемся истинного правосудия.
Другой пример. С первого июля в России, где схожая с Узбекистаном модель судебно-правовой системы, Минюст лишен права выдавать или не выдавать лицензии адвокатам. Теперь выдача сертификата на право заниматься профессиональной деятельностью в функциях квалификационной комиссии Российской палаты адвокатов.
Принципы реформирования адвокатуры, разработанные управлением правовой помощи гражданам Минюста Республики Узбекистан, именно в этом вопросе в корне отличаются от адвокатской концепции. Мы не согласились с положением концепции министерства о том, что адвокатура является правовым институтом государства, а не гражданского общества. (На правлении ассоциации адвокатов Узбекистана и. о. президента ассоциации А. Мамаджанов от имени нашего профессионального сообщества представил на обсуждение четыре проекта законов «Об адвокатуре…», якобы разработанных наманганскими коллегами. Здесь на удивление многих имеются нормы, позволяющие работникам правоохранительных органов, имеющим пятилетний стаж работы в качестве юриста, без сдачи квалификационных экзаменов получить лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. То есть, теоретически человек, изгнанный из вышеперечисленных структур, может без труда стать адвокатом).
Сегодня адвокаты не ждут, что кто-то за них подготовит закон, а энергично участвуют в подготовке его проекта.
Но… Вызывает недоумение позиция правления Ассоциации адвокатов Узбекистана во главе с и. о. президента ассоциации А. Мамаджановым. Причина — в возможности нашего участия в работе предстоящего съезда адвокатов.
На конференции Ташкентского городского отделения ассоциации (напоминаем: из 3000 адвокатов 1500 находятся в Ташкенте), состоявшейся 19 мая 2002 года, была принята резолюция о выборе 100 делегатов на съезд. Правление же ассоциации установило квоту о равном количестве делегатов: по 10 человек от каждой коллегии адвокатов, независимо от численности коллегий.
Таким образом и от Кашкадарьинской областной коллегии, где работает 18 адвокатов, и от Ташкентской городской коллегии, где их 840, будут участвовать по десять делегатов. Интересы же адвокатов бюро и фирм города Ташкента, вошедших в ассоциацию и уплачивающих членские взносы, правлением были проигнорированы.
Конференция Ташкентского отделения ассоциации адвокатов Узбекистана к удовлетворению многих наших коллег доказала, что в адвокатуре есть здоровые силы, которым небезразличны права и свободы граждан, гарантии их правовой обеспеченности, международный авторитет Узбекистана. Считаем нелишним процитировать лидера нашей страны: «Необходимо не только присоединиться к новым международным договорам, но и выработать в законодательном порядке механизм выполнения принятых на себя международных обязательств по этим декларациям, неукоснительному выполнению их требований всеми органами, должностными лицами и гражданами».
Гульнора Ишанханова.
Председатель Ташкентского городского отделения Ассоциации адвокатов Узбекистана.
Рудольф Амбарцумов.
Адвокат Ташкентской городской коллегии
адвокатов.