Домой » Апрель » РЕФОРМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ

РЕФОРМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ

Основным фактором развития рыночных преобразований в сельском хозяйстве является реструктуризация, главный смысл которой — создание на селе класса собственников, формирование условий для того, чтобы дехканин почувствовал себя действительно хозяином результатов своего труда. Реформы требуют вложения значительных инвестиций, для чего привлекаются не только средства государственного бюджета, но и заемные ресурсы международных финансовых организаций. Процесс этот идет посредством осуществления пилотных проектов, которые перерастают затем в программу действий в республиканском масштабе. В последнее время было разработано несколько подобных проектов совместно со специалистами Всемирного банка и Азиатского банка развития. Их реализация возложена на Агентство по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий при Министерстве сельского и водного хозяйства Узбекистана. О деятельности агентства корреспондент УзА попросила рассказать его генерального директора Абдуллу ФАЙЗУЛЛАЕВА:
— После обретения независимости наша республика приступила к осуществлению перехода от командно-административной экономики к рыночной системе на основе проведения поэтапных реформ. Время доказало правильность выбранного руководством страны пути. Достижения Узбекистана сегодня признаны мировым сообществом, о чем говорит, в частности, развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями.
В агропромышленном комплексе республики также проведены огромные качественные преобразования. Сельскому хозяйству, являющемуся основным сектором нашей экономики, принадлежит около 28 процентов внутреннего валового продукта, 44 процента — общей занятости населения, более половины которого живет в сельской местности, и основная часть доходов от экспорта, получаемых республикой. С учетом этих данных трудно переоценить значение сельского хозяйства в социально-экономическом развитии Узбекистана и повышении благосостояния народа.
Как подчеркнул Президент Ислам Каримов в своем докладе на восьмой сессии Олий Мажлиса второго созыва, должны быть приняты решительные меры для расширения места и влияния частной собственности в экономике, предоставления еще больших свобод и льгот предпринимателям в малом и среднем бизнесе, создания для них всех необходимых возможностей и стимулов.
Этим задачам отвечает национальная программа реструктуризации сельскохозяйственных предприятий с ориентацией на поддержку развития частных хозяйств на селе. В ее рамках крупные кооперативные хозяйства преобразуются в ширкаты, где внедряется система семейного подряда. Были приняты законы, которые заложили правовую основу деятельности частного сектора, включая предоставление физическим лицам земель в долгосрочную аренду. Предпринимаются меры для повышения заинтересованности сельских тружеников в конечных результатах производства, включая налоговые льготы. Создана Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, которая оказывает помощь в организации их деятельности в условиях рынка.
— Абдулла Фатхуллаевич, как реализуемые агентством проекты содействуют продвижению реформ в агропромышленном секторе экономики?
— Контакты с международными финансовыми структурами в области реформирования сельского хозяйства и организации постприватизационной поддержки частных производителей с каждым годом расширяются. Хочу отметить, что основаны они на государственной стратегии развития сотрудничества, направленной на содействие проводимым правительством преобразованиям, а не на прямое внедрение зарубежного опыта без учета национальной специфики и менталитета.
Сейчас агентство занимается реализацией двух масштабных проектов — с участием Всемирного банка и Азиатского банка развития, ведется подготовительная работа еще по двум, также с Азиатским банком развития и с ЮНЕСКО. Преобразования в рамках этих проектов органично вписываются в содержание заключенного с Международным валютным фондом меморандума по вопросам экономической и финансовой политики на период с 1 января по 30 июня 2002 года.
При подготовке проектов были проанализированы все аспекты предполагаемых институциональных реформ в сельском хозяйстве, глубоко изучены проблемы, сдерживающие развитие отрасли. К этому мы привлекли специалистов республиканских министерств и ведомств, экспертов международных финансовых организаций. Целью проектов является создание условий для долгосрочного и устойчивого развития агропромышленного комплекса. Они направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, в основном хлопка-сырца и зерновых колосовых культур, рост доходности хозяйств за счет экономного и рационального использования ресурсов, усовершенствование методов управления водными ресурсами и повышения плодородия почв, организацию обучения современным методам хозяйствования и информационного обеспечения деятельности сельхозпредприятий.
К примеру, проект «Увеличение продуктивности зерновых культур», разработанный совместно со специалистами АБР, нацелен на повышение урожайности зерновых колосовых. Запланированы широкие прикладные исследования по семеноводству, в том числе выведение адаптированных к местным условиям, устойчивых к болезням отечественных сортов семян. Предполагается апробирование и внедрение новой системы управления водными ресурсами, оказание финансовой и технической поддержки семеноводческим, зерновым хозяйствам и специализированным НИИ. В рамках пилотного проекта будут проведены институциональные изменения для переустройства организационно-экономических взаимоотношений всех участников зернового сектора АПК, поэтапное внедрение в них элементов рынка.
Два других проекта — «Поддержка сель-скохозяйственных предприятий», осуществляемый с участием Всемирного банка, и «Поддержка развития инфраструктуры, а также реструктуризированных хозяйств в Акалтынском районе Сырдарьинской области», реализуемый в сотрудничестве с Азиатским банком развития. Стоит задача апробации рыночных механизмов в организации производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, повышения рентабельности предприятий и уровня жизни населения за счет роста производительности и увеличения объемов производства. Проекты предусматривают создание финансово-экономических условий устойчивого развития отрасли на долгосрочной основе. В них входит поддержка частных предприятий — как производителей продукции, так и занимающихся оказанием услуг в аграрном секторе, — а также совершенствование землепользования и восстановление ирригационно-дренажной инфраструктуры.
Разработан проект «Экономическая и экологическая реструктуризация земле- и водопользования в Хорезмской области». Он будет реализован в рамках программы сотрудничества с ЮНЕСКО. Суть его — в выявлении путей и методов сокращения затрат сельскохозяйственного производства путем внедрения более современных и более прибыльных систем хозяйствования, способствующих экономному использованию земли и воды. В ходе осуществления проекта, проводимого при участии Центра исследований по развитию «ZEF» (Боннский университет, Германия), намечено создать специальную базу данных, которая необходима для проведения земельной реструктуризации.
— А по какому принципу отбирались регионы для реализации пилотных проектов?
— Области и районы для внедрения пилотных проектов определены правительством. Выбор был сделан с учетом их экономического состояния, региональной стратегии развития сельского хозяйства, актуальности накопившихся проблем и типичности производства с точки зрения возможности распространения приобретаемого опыта в масштабах всей республики. Так, например, в проект Всемирного банка включены районы из различных природно-климатических и демографических зон республики. Это — Элликкалинский район Каракалпакстана, отличающийся засушливостью и низкой плотностью населения, Мархаматский район Андижанской области, где, наоборот, высокая плотность населения и благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, включая хорошую водную обеспеченность, Ахангаранский район Ташкентской области — с преобладанием богарных земель, а также Нишанский район Кашкадарьинской области и Шерабадский район Сурхандарьи с относительно средними показателями, однако с плохим состоянием ирригационно-дренажной сети.
— На заседании Кабинета Министров 14 февраля Президент Ислам Каримов подчеркнул необходимость бережного отношения к поливной земле. Какие шаги будут предприняты в рамках проектов в этом направлении?
— Решение проблем ирригации — фундамент для повышения урожайности, плодородия почвы, обеспечения качества земельных угодий, своевременного и достаточного полива сельхозкультур. Поэтому в проектах большое внимание уделяется оказанию финансового, технического и технологического содействия совершенствованию ирригации в пилотных регионах. На эти цели будет направлено более половины средств от общей стоимости проектов.
— Одним из приоритетов экономической политики в нашей стране является развитие предпринимательства. Какая поддержка будет оказана ему?
— Отмечу, что эффективность проекта в целом, а также отдельных его компонентов, зависит от активности вовлечения самих производителей и населения в те или иные проектные мероприятия.
Для повышения предпринимательской активности на селе предусмотрено создание информационно-консультативных центров. Всем известно, что на нынешнем этапе научно-технического развития владение информацией стало одной из важных предпосылок успеха. Поэтому новые центры призваны обеспечивать сельскохозяйственных производителей и предпринимателей технической, технологической, юридической, маркетинговой информацией. Эти структуры будут помогать им в разработке бизнес-планов, проводить обучающие семинары, встречи со специалистами для обмена опытом.
Намечено также малое кредитование дехканских и фермерских хозяйств проектных районов. К примеру, в рамках реализации проекта Всемирного банка «Поддержка сельскохозяйственных предприятий» на это будет выделено 6 миллионов долларов США.
— Каковы перспективы развития сотрудничества агентства с международными финансовыми организациями?
— Деятельность агентства для привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство страны будет расширяться. Опыт становления экономики многих стран, к примеру, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Германии, указывает на возможности достижения хороших результатов при сотрудничестве с международными финансовыми институтами и зарубежными инвесторами. Однако надо помнить о специфических социально-экономических условиях каждой страны и учитывать их при подготовке и реализации совместных проектов. И тут большую помощь оказывают нам ученые, специалисты различных республиканских министерств и ведомств. В ближайшей перспективе предусматривается разработка еще нескольких новых инвестиционных проектов. Они будут направлены на увеличение объемов производства основных культур, улучшение обеспеченности хозяйств в расходных материалах и средствах механизации, повышение конкурентоспособности продукции отечественного сельхозпроизводителя на международном рынке.
Беседу вела Анна Иванова.
Корр. УзА.