Домой » Наука и образование » ТЕСТ НА УЧИТЕЛЯ

ТЕСТ НА УЧИТЕЛЯ

Это из замечательного нового учебника для младших классов — о том, как после лета собрались во дворе ребята и сообщают друг другу: я иду сегодня в первый класс, а я во второй, а я в третий… А самый маленький расплакался: он никуда не идет. Но в этот момент вышла его мама и позвала его. «А я иду к маме», — обрадовался малыш. И получалось, что все куда-нибудь идут…
Дальше за нас «домысливает» жизнь, кому куда идти. Судьба, — говорим мы. Но если в начале пути нам встретился добрый наставник и повезло на умный учебник, то больше шансов, что и судьба повернется к нам лучшей своей стороной.
Так традиционно сложилось, что многие годы это учебное заведение — бывшее педагогическое училище для девочек, а ныне 1-й Ташкентский педагогический колледж, — воспитывает именно тех самых первых наставников, от которых так много зависит в ребячьей жизни.
Официально род их будущей деятельности в программе обозначен так: организатор учебно-воспитательной работы в начальных классах (проще — помощник учителя), воспитатель группы продленного дня, учитель труда, учитель рисования. Девочки (сегодня есть и мальчики, но пока очень мало) поступают сюда после окончания девятого класса школы. Позже они могут продолжить образование — после трехлетней практики в школе, своеобразного теста на учителя, поступить на соответствующий факультет педагогического университета, который готовит бакалавров и дает право на преподавание в начальной школе.
Если не сложится с высшим образованием и даже с работой по полученной в колледже профессии не совсем сложится (девочки, выйдя замуж, часто вынуждены сидеть дома с детьми), государство и все мы все равно в выигрыше. Кто сказал, что маме в многодетной семье не нужны специальные знания? По психологии, например, и по многим другим предметам, которыми вооружает своих выпускников педагогический колледж.
Сегодня в колледже около 2,5 тысячи учащихся, многие приехали из областей и, проучившись три года, получив дипломы, вернутся домой. Конкурс в этом году был один к трем, и, к слову, абитуриенты из областей проходили тесты успешно.
— Стремление учиться у наших питомцев высокое, — говорит Гульчехра Адыловна Максудова, заместитель директора колледжа по учебной части. — Но мы начинаем с ними работу, что называется, прямо с порога. Приемная комиссия располагается в холле у входа в здание. Ее возглавляет директор колледжа кандидат педагогических наук, заслуженный наставник молодежи Миновар Юсуповна Исмаилова. Она сама беседует со многими поступающими во время приема документов. Почему именно к нам хотят поступать? Представляют ли точно, с какой ответственностью связана их будущая наставническая работа? Рассказываем о наших правилах, традициях. В общем, пытаемся определить, у кого выбор будущей профессии осознанный, а кто забрел к нам случайно. Бывает, некоторым отказываем сразу.
А по большому счету отбор продолжается целую жизнь. Но уже даже то, что многие преподаватели колледжа — его бывшие выпускники, прошедшие все последующие ступени образования, свидетельствует о многом. Сегодняшний директор, кстати, из их числа. О чем-то говорит и сама тема ее кандидатской диссертации «Формирование профессиональной направленности учащихся педагогических колледжей».
— Знаете, нам в определенном смысле всегда приходилось быть первопроходцами. Менялась жизнь, менялись программы обучения, методики. Но менялись-то не сами по себе — их создавали наши же педагоги. Многие годы педагогическим училищем, правопреемником которого является наш колледж, руководила Мехри Шариповна Шарипова, человек творче-ский и очень деятельный. Это при ней «мы даже внешне стали такими солидными» — целых восемь гектаров занимают наши учебные корпуса, сад. Сейчас, конечно, техническое оснащение уже несколько иное — появились компьютеры, например. Изменились программы, — рассказывает Миновар Юсуповна. — Так что надо постоянно повышать и собственный уровень подготовленности.
Но и в самом деле учиться приходится постоянно: раз в три года каждый учитель проходит стационарные курсы повышения квалификации, и есть еще постоянно действующие курсы под эгидой Центра средне-специального профессионального обучения, регулярные конференции, семинары. Городские курсы по родному языку, например, действуют на базе колледжа, и ими руководит заместитель директора Урин Махмудович Бобоеров, а курсы по русскому языку и литературе ведет преподаватель Наталья Владимировна Струченко, недавно награждена по линии Русского культурного центра двадцатидневной поездкой в Омск.
Методики преподавания языков разрабатываются в том числе и с их участием. Выпускница педучилища преподаватель Мухаббат Умаровна написала «Книгу для чтения» — для третьих классов узбекской школы. И, наконец, самый известный так называемый альтернативный учебник для младших классов по русскому языку — «Путешествие в мир слов» — рождался здесь Валентиной Михайловной Кожуховской, «нашим солнышком», как выразилась директор. Учебник издан совместно со школьным учителем Р. Исангуловой и преподавателем Института усовершенствования учителей В. Несговоровой. А «наше солнышко», как оказывается, называют В. Кожуховскую и коллеги, и учащиеся, продолжает сочинять стихи и сказки, устраивать инсценированные праздники по произведениям Пушкина и других поэтов и писателей, которые всем потом помнятся годами.
Нет, не с застывшим, косным подходом к делу подготовки будущих наставников встретилась я. И немало порадовалась за ребятишек, к которым придут выпускники. Потому что придут они много чего умеющими — в классных комнатах колледжа можно увидеть образцы их искусных поделок из самого разного материала, их лепку, рисунки. А кроме того, способными научить радости творчества самих этих ребят. Кстати, в том числе в колледже готовят преподавателей труда на контрактной основе из выпускников одиннадцатого класса школы (очно — два года и заочно — три).
Но самое главное — здесь стараются духовно развить учащихся, привить им вкус к слову, учат эстетическому восприятию окружающего мира, любви к природе, Родине, осознанию своего долга.
120 преподавателей в коллективе колледжа. Среди них и математик Ульту Айшбековна Мешитбаева, 40 лет проработавшая в этом учебном заведении и всей своей жизнью повседневно являющая пример, достойный подражания. Как и многих из ста двадцати — всех, к сожалению, не перечислишь. А у каждого из этих людей — свои семьи, и их дети часто идут по стопам родителей. И это, наверное, хорошо. Потому что из таких семей, как правило, выходят педагоги, для которых такие понятия, как зарплата, материальное благополучие имеют не первостепенное значение. Хотя я — за то, чтобы наши учителя и материально жили бы очень хорошо…
Галина Георгиева.