Домой » Апрель » ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ

ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ

Какими качествами должен обладать современный инженер, как максимально приблизить техническое образование к требованиям стремительно изменяющегося под влиянием научно-технического прогресса мира? Поиску ответов на эти вопросы посвящена прошедшая в Ташкенте международная научно-практическая конференция. Она была организована Министерством высшего и среднего специального образования, Ташкентским государственным техническим университетом и Международной академией наук высшей школы. В конференции приняли участие руководители высшего технического образования Узбекистана, представители крупных компаний производственного сектора экономики республики, ректоры ведущих технических университетов России, известные ученые и специалисты двух стран в области высоких и наукоемких технологий, энергетики, добычи и переработки нефти, газа, угля.
Открыл конференцию президент Узбекского отделения Международной академии наук высшей школы академик О.Салимов.
Национальная программа подготовки кадров ориентирует систему непрерывного образования Узбекистана на подготовку специалистов с высокой общей и профессиональной культурой, отличающихся творческой, социальной и производственной активностью, отметил на конференции министр высшего и среднего специального образования С.Гулямов. ХХI век — век техники, науки, новых информационных технологий. И именно инженерно-техническим работникам предстоит решать масштабные задачи интенсификации отечественной экономики, более активного ее участия в мировых хозяйственных отношениях. Как подчеркул Президент Ислам Каримов на заседании Кабинета Министров 14 февраля, сегодня одно из ключевых направлений — решение проблем ресурсосбережения, изменение отношения к богатствам родного края как к неисчерпаемым. Поэтому сегодня особенно важно повысить качество подготовки специалистов, которая бы отвечала условиям формирования целостной личности, обладающей не только разносторонними знаниями, но и высокой нравственностью.
В последние годы во многих государствах мирового сообщества приоритетом стало развитие сферы образования, особенно показателен в этой связи опыт Узбекистана, сказал участвовавший в конференции президент Международной академии наук высшей школы, академик В.Шукшунов. Бурное развитие цивилизации может нанести непоправимый вред окружающему нас миру. Человечество несет ответственность за будущее планеты. И потому такое большое значение имеет внедрение новых технологий обучения, усиление роли фундаментализации и гуманитаризации технического образования, формирование у учащихся экологического мышления. Эти проблемы одинаково актуальны для России и Узбекистана. Эффективности их решения будет способствовать развитие сотрудничества в сфере образования двух стран.
В занятиях по секциям участники конференции обсудили ход реализации Национальной программы подготовки кадров как одного из важных факторов экономического роста и социально-культурных преобразований в Узбекистане. Были рассмотрены возможности повышения вклада образования и науки в развитие реального сектора экономики, в частности, активизации участия технических вузов в создании и внедрении в производство ресурсо и энергосберегающих, высоких, наукоемких и информационных технологий. Отмечалась необходимость становления образовательной преемственности в системе «школа — лицей -колледж — технический вуз», большего внимания к преподаванию фундаментальных и гуманитарных дисциплин.
В ходе конференции Ташкентским государственным техническим университетом и фондом «Устоз» были подписаны договоры о сотрудничестве с рядом ведущих технических вузов России. Они предполагают обмен преподавателями, студентами и аспирантами, совместное издание учебников и учебных пособий нового поколения, разработку образовательных стандартов для профильных вузов и профессиональных колледжей.
Анна Иванова.
Корр. УзА.