Домой » Июнь » ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМА КАРИМОВА

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМА КАРИМОВА

НА САММИТЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Уважаемый Владимир Владимирович,
Уважаемые главы государств и члены делегаций!
Прежде всего позвольте мне приветствовать вас, участников саммита Шанхайской Организации Сотрудничества, и выразить чувство искреннего уважения всем присутствующим руководителям государств.
Слова особой признательности я хотел бы выразить Владимиру Владимировичу Путину — за гостеприимство, радушие и хорошую организацию нынешнего саммита в прекрасном городе Санкт-Петербурге, который занимает особое место в истории российской и европейской культуры.
За год, прошедший с момента учреждения нашей организации в Шанхае, мировое сообщество пережило исключительно сложный и ответственный этап своего развития. Он характеризуется формированием качественно новой системы миропорядка, сталкивающейся с фундаментальными проблемами и вызовами международной безопасности, в первую очередь глобальной опасностью международного терроризма, который превращается сегодня в самую опасную угрозу миру и стабильности на нашей планете.
События и факты недавнего прошлого продемонстрировали еще одну суровую реальность, с которой приходится считаться всем: ни одна страна в мире не может сегодня считать себя в безопасности от этой страшной угрозы, каким бы высокоточным оружием или мощными и современными ядерно-ракетными средствами она ни обладала. Только совместными объединенными силами международное сообщество способно остановить и нейтрализовать эту растущую угрозу всему человечеству.
В этой связи мы приветствуем и высоко оцениваем результаты российско-американского саммита и подписанные в г.Москве документы, а также принятие Римской декларации о новом качестве отношений России и НАТО.
Достигнутые договоренности, по нашему мнению, являются плодом трезвой и разумной оценки складывающейся международной ситуации и будут, вне всякого сомнения, способствовать выработке новой, основанной на взаимном доверии концепции безопасности во всем мире.
Уважаемые участники встречи!
Значимость настоящего саммита Шанхайской Организации определяется прежде всего предстоящим подписанием важнейших документов — Хартии, Декларации и Соглашения о региональной антитеррористической структуре.
Хартия и политическая Декларация как основополагающие документы ШОС закладывают необходимый фундамент для широкомасштабной деятельности как самой организации, так и всех структур, которые могут создаваться на ее базе, а также определить ее место в системе международных и межгосударственных связей.
Узбекистан приветствует провозглашаемые в Хартии и Декларации основные целевые задачи ШОС, направленные на обеспечение безопасности, мира и стабильности в регионе, борьбу с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом во всех его проявлениях, а также борьбу с наркотрафиком и распространением ОМУ; поощрение и содействие многостороннему взаимовыгодному экономическому сотрудничеству; всестороннее взаимодействие в гуманитарной сфере, сфере социального и культурного развития.
Вне всякого сомнения, реализация этих и других важнейших целей и принципов ШОС в равной мере отвечает интересам всех государств-участников.
Чрезвычайно важное значение приобретает заявленное в этих документах принципиальное положение, что ШОС не является блоком или замкнутым альянсом, ее открытость, принципиальная готовность к конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми государствами и международными организациями в соответствии с целями и принципами Устава ООН, нормами международного права.
Мы должны быть заинтересованы в сотрудничестве со всеми, кто выступает за динамичное, поступательное и устойчивое развитие каждого государства и всего региона Центральной Азии, исключить всякие попытки проявлений здесь геополитического соперничества и противостояния.
Мы поддерживаем в этой части заявление, содержащееся в совместной Декларации, подписанной президентами России и США в мае сего года: «В Центральной Азии и на Южном Кавказе мы признаем наш общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств этого региона. Россия и США отвергают показавшую свою несостоятельность модель соперничества «великих держав», которая может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах».
Уважаемые участники саммита!
Пользуясь этой возможностью, хотел бы высказать некоторые свои соображения о проблемах, имеющих непосредственное отношение к безопасности нашего региона, в частности, по вопросам афганского урегулирования.
В Узбекистане всегда исходили из той непреложной истины, что соседей, большие они или малые, не выбирают. И, следовательно, с ними нужно жить в дружбе, согласии, терпимости, уважать их национальное достоинство и интересы. Именно таков наш принципиальный подход и к Афганистану.
Надо признать, что, несмотря на то, что основная военная фаза контртеррористической операции завершена и в Афганистане, практически разрушена террористическая инфраструктура, ситуация в этой стране остается труднопрогнозируемой. Нельзя исключать возможности перегруппировки военно-политических сил, активизации затаившихся на время остатков террористических банд и развертывания определенными силами масштабной войны между различными внутриафганскими группировками.
Тем более что в Афганистане сохраняются огромные арсеналы военной техники, оружия, мин и боеприпасов, накопленные за годы войны. Нейтрализация этого разрушительного потенциала либо посредством уничтожения, либо выкупа является одной из неотложных задач международного сообщества. По нашему убеждению, демилитаризация — это важнейшее условие стабилизации положения в Афганистане.
Особую опасность приобретают исходящие из Афганистана возросшие масштабы наркотрафика. К сожалению, в этой части, несмотря на многочисленные заявления, пока не видно особых попыток в рамках Организации Объединенных Наций и других международных структур выработать согласованную программу, которая могла бы объединить усилия и возможности всех заинтересованных стран в борьбе с этим злом.
Бороться с ним необходимо не только за счет усиления карательных и административных мер, создания так называемого «пояса безопасности» вокруг территории, где производятся наркотики, но в первую очередь, на наш взгляд, через глубокие структурные преобразования афганской экономики, обеспечение занятости населения мирным, созидательным трудом.
Сегодня Афганистан стоит на пороге серьезных решений, которые будут выработаны в ходе предстоящей Лойя Джирги, где должно быть сформировано широкопредставительное правительство. От того, насколько успешно пройдет Лойя Джирга, зависит, каким путем пойдет эта страна, какая общественно-политическая система и государственный строй в ней установятся. И от этого во многом будет зависеть мир, безопасность и стабильность во всем нашем регионе.
Уважаемые главы государств!
Рассматривая комплекс проблем, связанных с региональной безопасностью Центральной Азии, мы не должны забывать об экономической составляющей нашего сотрудничества, поскольку продвижение наших стран к миру и стабильности, благополучию и спокойствию может быть обеспечено за счет многопланового экономического взаимодействия, через экономическое процветание.
Богатейший ресурсный и научно-интеллектуальный потенциал государств Центральной Азии в соединении с потенциалом, экономическими и технологическими возможностями России и Китая, на наш взгляд, будут способствовать эффективной реализации важнейших инфраструктурных проектов, дальнейшему развитию сотрудничества в торговой, инвестиционной и других областях в интересах всех участников ШОС.
В ряду первоочередных проблем нашего сотрудничества находятся такие вопросы, как рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, создание сбалансированной инфраструктуры энергетики, охрана окружающей среды и многие, многие другие, от решения которых зависит устойчивое и поступательное развитие как каждой из стран, так и в целом всего региона.
Говоря о роли ШОС в реализации всех этих непростых задач, очень важно превратить ШОС в предельно гибкую, открытую, отвечающую реалиям и возможностям ее участников организацию. Не распылять наши усилия, а концентрировать их на основополагающих вопросах сотрудничества, одинаково отвечающих интересам участников «шанхайского процесса».
Говоря о высказанных здесь некоторых предложениях по форсированию процессов институционального и организационного формирования структур ШОС, в частности, по ускорению организации работы секретариата и деятельности антитеррористической группы, думаю, все эти вопросы должны решаться в установленном порядке, последовательно соблюдая все необходимые юридические нормы. Рассмотрение этих вопросов необходимо поручить уполномоченным для этого нашим национальным координаторам.
Пользуясь этой возможностью, хотел бы особо подчеркнуть очень важную составляющую нынешней встречи — дух уважительного отношения, взаимного понимания и доверия, учета мнений всех сторон, что, несомненно, будет служить дальнейшему развитию и укреплению сотрудничества между нашими странами и народами.
Благодарю за внимание.
karimov