Домой » Культура » ТРИ НЕЗАБЫТЫХ ИМЕНИ

ТРИ НЕЗАБЫТЫХ ИМЕНИ

Внимание к созидательному труду наших соотечественников неизменно вызывает чувство гордости у каждого гражданина нашей страны. В перечне посмертно награжденных к 11-летию независимости высокими правительственными наградами — ушедшие от нас ученый Яхъе Гуламов, композитор Тухтасин Джалилов и актер Олим Ходжаев. Двое из них непосредственно участвовали в создании лучшего фильма узбекского кино — «Тахир и Зухра», а третий служил двум музам — театру и кинематографу.
Историку, археологу Я. Гуламову довелось дать для фильма научную, всеобъемлющую характеристику времени, когда создавалась красивая легенда о любви и верности. Хафиз, музыкант, великий знаток узбекских народных песен, Т. Джалилов ввел в художественную ткань прекрасного произведения устного народного творчества музыку, органически вписавшуюся в стилистику легенды. Эта музыка в то же время воспринимается и как величайшая драма любви, и как героический, богатырский эпос о свободолюбивом народе, вырастившем быстрых умом, сильных духом Тахира, Сардора, Зухру… Великий Абу Райхан Беруни говорил о том, что и в сказке, легенде есть достоверная информация. В этом смысле множество вариантов «Тахира и Зухры», образный строй сказания, манера и ритм повествования с характерной для бахши импровизацией поражают исследователей, кинематографистов, зрителей информативной насыщенностью и глубиной эстетического воздействия и доныне.
Заслуга Я. Гуламова как консультанта фильма и в том, что он способствовал точной расстановке акцентов прежде всего историко-социального порядка (легенда была создана в пору нашествия Чингиз-хана). Ведь экранную жизнь она должна была получить в пору нашествия новейших чингизидов — фашистов, претендовавших на мировое господство. Я. Гуламов, участвуя в построении интерьера, оформлении декораций на натуре, выборе атрибутов, характеризующих время, был достоверен, точен. Важно и то, что рядом с ним был А. Ганиев, который знал далекое прошлое по первоисточникам и всегда оставался верным принципам историзма.
Обдумывая архитектонику фильма, его изобразительную структуру, Я. Гуламов со своими единомышленниками-кинематографистами создал прочный фундамент для звукового ряда, гармонирующего с разворачивающимися драматичными событиями.По ступеням в дорогих коврах в финале фильма покатится черная чалма смертельно раненого злодея-Карабатыра, тенист сад Зухры с мостиком, перекинутым через журчащий арык, горит средь бела дня факел в руках Тахира… Этот изобразительный ряд словно создан по эскизам художника той далекой эпохи. Оттого и лаконичность, выразительность, образность слов, звучащих в устах героев, оттого и напевность возвышенной музыки, звучащей в кадре и за кадром.
Т. Джалилов и его коллега А. Козловский предложили режиссеру Н. Ганиеву музыку, гармонирующую с художественным решением фильма. Обработанная народная музыка и хорал, написанный специально для фильма, поистине оживили его архитектонику. Благодаря музыке рельефная арабская надпись на дворцовых стенах, медленно открывающиеся узорчатые городские ворота, уютный интерьер с колыбелью Зухры и Тахира получили выразительную эмоциональную окраску и нашли путь к сердцу зрителя.
Также увлеченно, с полной отдачей сил работал над фильмом, над ролью Солиха Махдума (фильм «Скорпион из алтаря») актер Олим Ходжаев. Выдающийся мастер сцены, Олим-ака в конце своей жизни получил кинороль, о которой мечтали многие его коллеги. Широко известный роман А. Кадыри «Скорпион из алтаря» впервые представал на экране. Малейшая фальшь в игре могла быть замечена читателями-зрителями. Актер заботился о портретном сходстве. Занимался специальной гимнастикой, строго соблюдал диету, сбросил лишний вес и, конечно же, думал о мире идей, переживаний, сомнений человека, обучающего детей грамоте, а в повседневной жизни — немного сварливого, очень расчетливого, быстро приспосабливающегося к складывающимся обстоятельствам главы семьи. У актера были блестящие партнеры — Исамат Эргашев, Тамара Шакирова, которые перед камерой были также органичны, также правдивы, как и их опытный партнер. «Скорпион из алтаря» запомнился благодаря этому актерскому трио.
А до этого были интереснейшие, разнообразные роли в театре (вспомним Яго, Гамлета, Алишера Навои, профессора Камилова — героя психологической драмы «Верность») и… приглашения кинорежиссеров, фильмы которых строились на неверных концепциях. В ленте «Звезда Улугбека» актер должен был изображать врага мудрого правителя Самарканда, ученого. Согласно же историческим реалиям Ходжа Ахрор
(т. е. герой О. Ходжаева) не встречался с Улугбеком. В этом случае создатели фильма вынуждены были следовать внедряемой в те годы «концепции», согласно которой ученому, поэту непременно должны были противостоять религиозные лидеры. Фальшивые, выдуманные сцены преобладали во многих кинолентах.
В таких условиях пришлось работать
О. Ходжаеву, который до последних дней своих был занят творческой и общественной деятельностью. Напомним о печальном факте: смерть застала О. Ходжаева — директора академического театра — во время служебной командировки. Осталось много несыгранных ролей…
Награждение истинных представителей узбекской культуры орденом «Буюк хизматлари учун» свидетельствует о том, что в республике тщательно изучают, ценят их достижения и «души прекрасные порывы», посвященные Отчизне.
Хамидулла Акбаров.