Домой » Культура » ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БАЙСУН!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БАЙСУН!

Культура Байсуна весной прошлого года была признана ЮНЕСКО как «Шедевр устного и нематериального наследия человечества». Кабинет Министров Республики Узбекистан в связи с этим 23 апреля 2002 года издал специальное распоряжение в целях сохранения и сбережения духовно-культурных традиций нашей страны, их широкой пропаганды среди населения республики и в международном масштабе.
В нем, в частности, было одобрено предложение Национальной комиссии Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО о проведении 23-28 мая в Байсунском районе Сурхандарьинской области открытого фольклорного фестиваля «Бойсун бахори» («Весна Байсуна») и намечены меры по подготовке и проведению этого своеобразного праздника.
Мы попросили известного писателя, депутата Олий Мажлиса, главного редактора журнала «Тафаккур» Эркина АГЗАМА рассказать о значимости предстоящего важного культурно-просветительского мероприятия.
— То, что такая авторитетная международная организация, как ЮНЕСКО, признала Байсун духовной жемчужиной человечества и включила его в почетный список, это — большое достижение нашего народа, нашей Родины. Это — событие, которым можно бесконечно гордиться, — сказал писатель. — Как стало известно, в мире существует 19 таких уникальных источников духовности. Девятнадцатым по счету был признан Байсун.
В сущности, на нашей планете есть немало таких древних уголков, неповторимых живописных мест. Много также разных народов и народностей, привлекающих внимание любителей фольклора во всем мире своей самобытной культурой и духовностью. Но не секрет, что в силу различных исторических событий, переменчивых условий жизни, многие обычаи и обряды, культурно-духовные ценности забываются, видоизменяются или модернизируются.
Несмотря на это, в отдаленном районе нашей страны, в живописном местечке Байсун сохранились в первозданном виде древние традиции и обычаи, даже и такие, которые берут начало еще из эпохи доисламской культуры. Новые веяния времен не смогли изменить даже одежду, образ жизни, культуру быта, устное народное творчество. И это, действительно, заслуживает особого внимания.
Думается, есть несколько причин для сохранения в Байсуне столь древней исторической культуры. Во-первых, это связано с географическим расположением. Если бы Байсун располагался не на высокогорье, а наоборот, на перекрестках больших дорог на равнине или близ крупных городов, возможно, его культурная жизнь претерпела бы изменения. Уникальные ценности, которые сегодня чтим мы, да и весь мир, могли исчезнуть или синтезироваться с новыми атрибутами современности.
Вместе с тем не нужно забывать о том, что Байсун еще до нашей эры считался одним из славных уголков знаменитого в то время государства Чаганиян. В древности эта местность представляла собой крепость. Здесь велась оживленная торговля, был большой караван-сарай.
Наряду с географическим расположением Байсуна, большое значение в сохранении многовековой культуры имели менталитет и самобытность населявших его жителей. Проходили годы, столетия, менялось правление, но байсунцы стойко следовали устоявшемуся образу жизни, унаследованному от предков. Начиная с домашней утвари, одежды, строгих норм в семейных взаимоотношениях, песен и танцев и кончая свадебными обрядами и произведениями устного народного творчества, все это — хоть и слегка приспосабливалось к течению времени — в целом сохранилось в первозданном виде.
Байсунцы считают себя внуками Алпамыша — легендарного героя тюркских народов. Здесь бытуют легенды, связывающие каждое ущелье в горах, каждый кишлак с именем Алпамыша. Самобытные предания, мифы в большинстве случаев передаются среди местных жителей из уст в уста. В одном из них Байсун предстает связанным с поэмой незабвенного Алишера Навои «Фархад и Ширин». Местность «Кетмончопди» и возвышающийся над ней склон горы, якобы высеченный кетменем, байсунцы связывают со славой рассекающего гору Фархада из дастана нашего великого поэта. А кишлак Биби Ширин, что находится недалеко от места проведения фестиваля, местные жители называют кишлаком Ширин.
Конечно, это всего лишь предание, передающееся из уст в уста, от поколения к поколению. Но в его основу заложено самосознание нашего народа и, особенно, сформировавшееся за годы независимости чувство национальной гордости, уважения к нашему древнему прошлому. Ибо Байсун действительно является историческим местом, расположенным вдоль Великого шелкового пути. Хотя он и находится чуть поодаль от больших торговых путей, но все же он был в свое время местом пересечения разных культур.
Естественно, если бы такая уникальная культура, замечательные местные пейзажи недостаточно пропагандировались и о них не знали бы в стране, то к Байсуну не проявлялся бы столь значительный интерес в мире. Мне кажется, достойный вклад в эту работу вносит созданный 35 лет назад фольклорно-этнографический ансамбль «Шалола».
«Шалола» стала первой ласточкой в организации ансамблей такого рода в нашей стране. Было время, как вы сами знаете, не уделялось столь пристального внимания пропаганде фольклора, почти не поощрялось и развитие устного народного творчества. Это, конечно, было связано с политикой прежней системы. Мы помним и тот период, когда в целях ограничения всевозможными путями народного самосознания предавался забвению даже эпос «Алпамыш».
Впоследствии «Шалола» был преобразован в фольклорно-этнографический ансамбль «Байсун». Расширились творческие возможности этого художественного коллектива, усилился интерес к его программам в мировом масштабе. Немало зарубежных музыковедов, этнографов и историков всерьез изучают «байсунский феномен». Недаром в предстоящем фестивале широкое место отводится выступлениям этого ансамбля.
— Эркин-ака, как вы думаете, в чем заключается своеобразие фестиваля «Бойсун бахори»?
— Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что он назван именно как «открытый фольклорный фестиваль». Об истинной открытости этого праздника свидетельствует то, что в нем можно принять свободное и добровольное участие. Желание участвовать в фестивале изъявили более 20 музыковедов, фольклористов, историков и другие специалисты из таких стран, как Великобритания, Германия, Франция. В целом же в предстоящем форуме ожидается участие почти 300 гостей.
Если учесть, что правительство нашей страны издало специальное распоряжение о поддержке проведения данного фестиваля и что это мероприятие возглавили именно общественные организации, то это можно оценить как один из признаков формирования в республике гражданского общества.
Фестиваль явится замечательным смотром фольклорной музыки, песен и танцев народов Центральной Азии и Среднего Востока в исполнении узбекистанских и зарубежных артистов. Цель проведения форума состоит в широкой пропаганде истинно фольклорной музыки, песен и танцев, традиционных стилей одежды и народных ремесел.
Вместе с тем в рамках фестиваля предусмотрено расширение международных культурных и творческих связей, пронизанных идеями мира, дружбы, гуманизма и сотрудничества, а также поиск своеобразных традиций народного творчества, создание их аудиовизуальных архивов. Одними из важных задач предстоящего мероприятия являются также пробуждение у молодого поколения интереса к народным обычаям и обрядам, музыкальной культуре, художественным ремеслам, воспитание его в духе уважения к национальным традициям.
— Связано ли проведение фестиваля в последние дни весны с местным горным климатом или..?
— Проведение праздника «Бойсун бахори» в последнюю неделю мая, конечно, с одной стороны связано и с погодными условиями. Как видите, весна нынче выдалась капризной. Мы не можем сказать, что в дни фестиваля природа успокоится и не будет дождей.
Вместе с тем определение сроков форума связано и с организационными вопросами. Сейчас в Байсуне завершается строительство Фестивального городка. Есть планы, что мероприятия такого рода здесь будут проводиться и в будущем.
Уместно отметить, по опыту передовых стран, не все крупные мероприятия проводятся в столице. Наряду с возрождением за годы независимости в нашей стране замечательных обычаев и ценностей, происходит освоение подобного мирового опыта, что также становится хорошей традицией. Если до сего времени такие большие мероприятия в основном проходили в крупных городах, то теперь к их числу присоединяются такие отдаленные уголки, как Байсун.
Одним словом, проведение в горном Байсуне международного культурно-просветительского форума является еще одним ярким подтверждением осуществляемых под руководством Президента Ислама Каримова больших преобразований в политической, общественной и культурной жизни нашей страны, дальнейшего развития национальной культуры и ее выхода на мировую арену.
Беседу вел корреспондент УзА.
Гулом Абдурахим.