В программном докладе Президента Ислама Каримова на девятой сессии Олий Мажлиса второго созыва глубоко проанализированы проводимые в стране реформы в годы независимости, обобщены достижения в процессе демократизации и либерализации всех сфер общественной жизни и определены приоритетные направления на новом этапе развития.
Если подробнее говорить о сути этого доклада, то следует отметить, что он имеет важное теоретическое значение своим научным обобщением, глубоким анализом, полными заключениями о демократических преобразованиях; имеет и практическое значение, в нем указаны основные приоритетные направления нового этапа развития. И в этом плане, вне всякого сомнения, доклад имеет стратегическое значение в дальнейшем углублении демократических преобразований и формировании основ гражданского общества; имеет также идеологическое значение, в нем глубоко раскрыта степень важности поставленных приоритетных задач на пути прогресса страны, общества с духовно-просветительской точки зрения; это — документ, имеющий огромное политическое значение. Поскольку в прямом смысле слова он является неразрывным продолжением стратегической программы, направленной на либерализацию политической, экономической, правовой и духовной сфер, о которой руководитель страны говорил в своих выступлениях на ХIV сессии Олий Мажлиса первого созыва и первой сесии Олий Мажлиса второго созыва.
Действительно, за прошедшие одиннадцать лет суверенного развития страна шагнула вперед в экономическом, политическом, духовном планах, в плане утверждения в обществе демократических принципов и навыков. В нашей жизни, в обществе началась новая эпоха, новый этап.
В своем докладе Президент четко и ясно определил, какие задачи необходимо решить в первую очередь на этом новом этапе для полного внедрения в практику программы политического строительства «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу», создания возможности для организации и активного участия при таком подходе наших граждан в управлении и организации личной жизни и жизни всего общества.
Совершенствование правовых основ гражданского общества
Всем известно крылатое выражение великого нашего предка сахибкирана Амира Темура «сила — в справедливости». Президент Ислам Каримов еще более развил эти многозначимые слова, сказав, что «справедливость — в приоритете закона», он особо указывает на необходимость жить с твердым соблюдением этого общечеловеческого демократического принципа.
В свою очередь, процесс перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу также должен осуществляться на основе закона, на основе приоритета закона.
В настоящее время действующая Конституция Республики Узбекистан, законы об общественных объединениях, профессиональных союзах, политических партиях, средствах массовой информации, негосударственных некоммерческих организациях, законы о свободе слова, выборах, Гражданский и Налоговый кодексы и другие законодательные документы свидетельствуют о том, что в стране созданы определенные правовые основы формирования справедливого гражданского общества.
На сессии глава государства выступил с предложением о внесении необходимых изменений в Закон «Об общественных объединениях», а также принятии законов «Об общественных фондах», «О союзах и ассоциациях негосударственных некоммерческих организаций», «О благотворительной деятельности». Естественно, предлагаемые документы новых законов имеют важное значение для дальнейшего укрепления соответствующих правовых основ, то есть самых приемлемых организационно-правовых механизмов для развития институтов гражданского общества и органов самоуправления.
В настоящее время в нашей стране есть более пятидесяти фондов, отсутствие отдельного закона по правовому упорядочению их деятельности ясно указывает на то, насколько актуален вопрос разработки и принятия закона «Об общественных фондах».
Имеет актуальное значение также и принятие Закона «О благотворительной деятельности». Потому что, несмотря на наличие ряда благотворительных организаций, которые спонсируют проекты различного социального значения в стране, до сих пор их деятельность, связанная с благотворительностью, не урегулирована на законодательной основе. Таким же образом нашим законодательством предусмотрены определенные льготы для организаций, занимающихся благотворительностью, однако не полностью разработан механизм правового упорядочения деятельности в этой сфере предприятий, организаций, учреждений и физических лиц, их взаимоотношений.
Именно по этой причине уделяется серьезное внимание принятию необходимых в этой сфере новых законов. В настоящее время ведется последовательная работа по подготовке предложенного Президентом на прошедшей сессии проекта Закона «О гарантиях и государственной поддержке деятельности негосударственных некоммерческих организаций».
Развитие институтов гражданского общества
В корне изменились мировоззрение, мышление наших граждан. Повысилась их общественно-политическая активность. Эти положительные процессы вызывают чувство удовлетворения. Как отмечал глава нашего государства, мы не должны оставаться лишь потребителями благ демократии, а должны быть активными личностями, созидающими эти блага, что является важным условием нынешнего времени, нового этапа проводимых реформ.
Активное участие наших соотечественников в государственной и общественной жизни, в свою очередь, неразрывно связано с дальнейшей демократизацией нашего общества и формированием институтов гражданского общества.
С учетом того, что в ряд самых важных институтов гражданского общества входит множество таких субъектов, как негосударственные некоммерческие институты, средства массовой информации, махалля, семья, личность, необходимо отметить, что приоритетным направлением формирования гражданского общества является развитие негосударственных и общественных организаций.
В настоящее время в нашей стране функционирует более 3 тысяч негосударственных некоммерческих организаций. На новом этапе наряду с увеличением числа подобных организаций предусматривается резкое повышение их значимости и статуса в жизни нашего общества.
Останавливаясь по поводу еще одного важного института гражданского общества — средств массовой информации, глава нашего государства отметил, что широкое внедрение в жизнь демократических принципов, свободы слова и печати, обеспечивающих гласность проводимых в нашем обществе реформ, является самым важным приоритетным направлением на пути дальнейшего развития и подъема нашего общества на качественно новый уровень.
Для обеспечения свободы печати не на бумаге, а на деле, для того, чтобы все средства массовой информации независимо от формы собственности, тиража, широты охвата и тематического направления осуществляли деятельность в информационном пространстве нашей страны на основе честной конкуренции, необходимо, чтобы государство в ближайшее время создало все необходимые условия для большего укрепления законодательных основ этой сферы.
Также имеют важное значение высказывания Президента о своеобразных аспектах свободы слова и печати, которые невозможно регулировать законом, — поведение, тактичность, этика, гордость, долг и ответственность, о смысле и содержании таких понятий, как народ, Родина, интересы независимости. Ибо, наряду с другими сферами в деле обеспечения свободы слова и печати, демократизации средств массовой информации, мы опираемся на наши многовековые ценности, на гармонию между образом жизни нашего народа и образом мышления.
Общественный контроль — важное средство
В формировании гражданского общества имеют важное значение такие вопросы, как ограничение государственного вмешательства в сферу экономики, в деятельность хозяйствующих субъектов и, в первую очередь, в частный сектор, а также усиление общественного контроля над государственными органами власти.
Формирование гражданского общества предполагает, прежде всего, уменьшение роли государства в решении задач, связанных с социально-экономическими процессами, а также поэтапную передачу этих задач общественным организациям.
Как отмечалось на сессии, в такой ситуации роль государственной системы должна быть направлена на создание равных условий для всех и для утверждения конкурентной среды для хозяйствующих субъектов, действующих в различных сферах. Также передача функций центральных и высших органов управления низшим структурам государственной власти, органам самоуправления граждан является одним из важных направлений либерализации нашей жизни.
Ислам Каримов, еще раз останавливаясь на том, что по сравнению с государственными органами контроля общественный контроль имеет более важное значение и является предпочтительным, сказал о том, насколько мы будем увеличивать государственные структуры и органы контроля, настолько будут возрастать самоуправство должностных лиц и коррупция. Поэтому мы должны уделять особое внимание всестороннему усилению общественного контроля.
Интересный факт: в настоящее время в нашем национальном законодательстве предусмотрена возможность проведения общественного контроля органами самоуправления граждан и профсоюзами по 28 направлениям. Но, к сожалению, эти перечисленные общественные организации недостаточно используют свои законодательные возможности по осуществлению общественного контроля.
Необходимо отметить, в нашей стране уделяется серьезное внимание более углубленному изучению содержания гражданского общества, его значения, правовых основ. На местах в этом направлении организуются научно-практические семинары, международные конференции, различные учебные курсы. В частности, на кафедре ЮНЕСКО по правам человека, демократии, мира, толерантности и международного взаимопонимания при Университете мировой экономики и дипломатии студентам преподается курс «Правовые основы гражданского общества».
Проводимые в нашей стране поэтапные, последовательные реформы на сегодняшний день широко поддерживаются нашим народом, общественностью. Мировое сообщество и демократические государства признают выбранный нами собственный путь развития и прогресса.
Это, конечно, не случайно и является ярким доказательством того, что разработанный в первые годы независимости самостоятельный путь развития Узбекистана — «узбекская модель» — был верно избран и полностью оправдывает себя в реальной жизни.
Акмаль Саидов.
Председатель Комитета Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, доктор юридических наук.
(УзА).