В САМОМ ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВА
В этом году по квартирам ташкентцев ходили коммунальные работники и предлагали жителям подписать договоры с «Водоканалом» и «Теплоэнерго». На многочисленные вопросы горожан толком никто не ответил. Мол, подпишите, а там посмотрим. Что же это за договоры и как они влияют на жизнь каждого из нас? Давайте подробно проанализируем документы с точки зрения потребителя.
ПОДПИСАЛ И… ЗАЛЕЗ В КАБАЛУ
Возможно, что люди, которые разносили нам договоры «Водоканала», сами толком не разобрались, что за документы им поручено раздать. Естественно, они ничего не смогли разъяснить жителям. А сами хозяева квартир, не вникнув в суть дела, так и не поняв грандиозных планов коммунальных служб, подписали и… залезли в кабалу.
Прочитайте внимательно договор «Водоканала» и постарайтесь поразмышлять над ним. По этому странному с правовой точки зрения документу все обязанности лежат только на потребителе. У поставщика нет абсолютно никаких обязательств. А ведь договор как юридический документ предполагает равные обязательства и ответственность перед законом обеих сторон.
Главный пункт — в договоре не указано, кто должен установить счетчик учета воды. По логике вещей, счетчик должен установить «Водоканал» по принципу «Энергосбыта», который сам установил счетчики, запломбировал их и обслуживает. Население лишь аккуратно платит по показаниям счетчика. Эти отношения отражены в договоре с «Энергосбытом». «Водоканал» тоже должен следить за своим оборудованием, поставить счетчики, запломбировать их и сдать в эксплуатацию жителям. Хозяин квартиры, приняв под расписку запломбированный счетчик, должен следить за ним и в случае поломки сообщать в службу «Водоканала».
Почему в этом ведомстве, образно говоря, придумывают новый велосипед, а не используют опыт «Энергосбыта»? Потому что нужно сначала привести в порядок все коммуникации, а уже потом устанавливать счетчики.
Внимательно читаем договор с «Водоканалом». Нам предлагают… правильно эксплуатировать водопроводные коммуникации. За нарушение мы, жители, будем нести ответственность. Как правильно эксплуатировать подземные коммуникации, которые принадлежат не нам, а городскому водопроводу, об этом в договоре не сказано ни слова. Представить невозможно, чтобы рядовой житель, допустим, ученый или музыкант, медсестра или пенсионер, взялись за археологические раскопки подземных коммуникаций. Чем копать асфальт, под которым лежат трубы, огородной лопатой что ли?
Далее договор обязывает нас своевременно платить за холодную воду. Если просрочим, возьмут пени. Там же сказано, что «Водоканал» имеет право прекращать подачу холодного водоснабжения на 48 часов. Ни слова не сказано о том, кто предупредит жителей об отключении и каким образом люди будут обеспечены питьевой водой? То ли водопроводы во дворах построят, то ли водовозка приедет? Или обрекут народ на двое суток сухой диеты?
Как быть жителям верхних этажей, у которых в летний сезон не бывает воды? Может быть, «Водоканал» поставит насосы в подвалах и начнет подавать воду наверх? Об этом в договоре — тоже ни слова. Зато коммунальщики изобрели свое правило: если на верхних этажах нет воды, то жители рассчитываются, цитирую: «по существующим нормам водопотребления из уличных водозаборов». Скажите, пожалуйста, где эти водозаборы? Во дворах жилых массивов давно уже нет ни одного водопровода. Как житель 3-4 этажа может постирать, умыться, попить и приготовить себе суп? Куда, спрашивается, должен идти человек за водой?
— Как инженер-гидротехник я прекрасно понимаю, что «Водоканалу» неинтересно устанавливать счетчики, — делится мнением член правления товарищества собственников жилья «Бирдамлик Сари» Леонид Глиндеман. — Ведь за один кубометр питьевой воды я буду платить всего 10 сумов 59 тийинов, сколько бы человек ни было прописано в квартире. Сейчас я плачу за одного человека 261 сум 36 тийинов. Иными словами, счетчики выгодны нам, потребителям, но невыгодны поставщикам.
Коммунальное ведомство, получив сполна наши деньги еще при приватизации, когда продало нам старые дома по первоначальной стоимости, без скидки на износ, могло бы хоть как-то рассчитаться со своими жителями приборами учета газа, воды и тепла. Если сейчас нет денег, можно включить в договор установку счетчиков за счет этого ведомства с последующей выплатой, допустим, в течение трех-пяти лет. Иначе откуда взять деньги служащему или пенсионеру, чтобы заплатить баснословные суммы за комплекты счетчиков? А за кредит люди могли бы рассчитаться постепенно.
Однако монополисты не торопятся ставить счетчики. И вот почему. «Водоканал», например, потерпит огромные убытки. Сегодня мы платим 261,36 сума с человека. Реформа жилья предполагает рыночные отношения жителей с монополистами. Значит, на свои 261,36 сума мы должны получить товар, то есть воду, не так ли? Сколько каждый должен получить воды? Если по счетчику она стоит 10 сумов 59 тийинов за кубометр, то, разделив 261-36 на 10-59, мы должны получить около 25 кубов воды на человека в месяц или около 1 кубометра в день. А если в семье 5-6 человек, вы представляете это количество воды в квартире?
Почему сложилось такое положение? Откуда взялись цены за один кубометр в 10,59 сума? В калькуляции «Водоканала» скрупулезно учтены все ведомственные затраты, в том числе зарплата клерков. А из каких соображений сегодня берут 261,36 сума с человека?
А теперь давайте наглядно представим кубометры питьевой воды, которые должен подавать столице «Водоканал». По данным службы главного архитектора, в Ташкенте около 2,5 миллиона жителей, значит, «Водоканал» должен подавать в день 2,5 миллиона кубов воды. Да столько воды нет в реке Чирчик, который питает Ташкент питьевой водой! Заметьте, что мы не считаем промышленные предприятия, соцкультбыт и пригородное сельское хозяйство, которые тоже питаются из реки Чирчик. Мы не считаем потери на фильтрацию и аварии, когда по улицам текут немеренные реки чистой питьевой воды, другие потери из-за аварий.
Изучаем договор дальше. Если житель и монополист вступают в рыночные отношения, то поставщик должен свои тарифы согласовывать с потребителем. Кстати сказать, об этом сказано в постановлениях правительства о реформе жилья. А кто с нами что-нибудь согласовывал? Никто. К вам домой стучится клерк, который едва знаком с документом, и сообщает о новых ценах и в то же время не может ответить ни на один вопрос.
Нетрудно догадаться, откуда берутся эти цены в 261,36 сума на человека. У нас давно устарели водопроводные сети, срок службы которых по стандартам двадцать лет. А коммуникации не меняли по 30 и более лет. Сегодня идут колоссальные потери дорогостоящей питьевой воды из-за фильтрации дырявых труб и аварий на городских сетях, в жилом фонде. Вот и перекладывает «Водоканал» на плечи жителей свои проблемы.
Большая проблема — как ремонтировать водопроводные коммуникации? Характерный факт: на 20-м квартале Чиланзара на десять многоэтажных домов всего… одна задвижка. Чтобы отключить водопровод и отремонтировать что-то в конкретном доме, нужно отключать сразу несколько домов, перекрывая при этом магистраль и на пограничной улице, отключить задвижки на магистральных колодцах, чтобы весь этот пятак полностью заглушить и ликвидировать аварию. Сегодня городские аварии — хроническое состояние водопроводных сетей, которые в подвалах жилых домов напоминают вату, можно чуть ли не пальцем проткнуть трубу насквозь.
НЕ БУДЕМ ОЖИВЛЯТЬ ДИНОЗАВРА
Свои договоры подготовило другое ведомство — «Теплоэнерго». Какие сюрпризы нас ожидают здесь? Городские власти предлагают монополисту взять на обслуживание весь комплекс оборудования и коммуникаций — от котельной до домов и квартир. Иными словами, дойти до каждого потребителя по схеме «Энергосбыта» и за свой счет поставить счетчики. Конечно, они сопротивляются. Это выгодно товариществам и жителям, но невыгодно монополисту.
В прошлом отопительном сезоне подготовка всех узлов, ремонт и реконструкция теплопроводов в домах и замена задвижек — все производилось силами и средствами ТСЖ. Работы проводились авансом, в расчете на то, что «Теплоэнерго» рассчитается с товариществами. Но монополист не собирается компенсировать затраты, хотя они должны были сами отремонтировать свое оборудование — все трубы, коммуникации, все стояки.
— Нужно прекратить это безобразие и кивание друг на друга. «Теплоэнерго» должно дойти до каждой квартиры, это мнение городских властей, мнение, которое основано на правительственных документах о реформе жилья. Это ведомство должно обслуживать все трубные разводки до врезки в радиатор, — считает председатель ТСЖ «Катта Хирман Тепа» Б.Хасанов. — Представьте себе, что вдруг лопнула труба на стояке между этажами. Кто должен ее ремонтировать? Товарищество? У него денег нет. Почему у нас нет проблем с газом? Товарищество не вмешивается в газопровод и газовую плиту. Горгазу остается лишь поставить счетчики, и все проблемы с абонентом будут решены. Они сегодня обслуживают все сети, включая газовую плиту, и регулярно инспектор проверяет состояние сетей, стоит только позвонить в службу газа. Почему же «Водоканал» и «Теплоэнерго» считают возможным работать по удобной для себя схеме? Выход из положения искать надо, вот и кивают монополист и товарищество друг на друга. В итоге монополисты нашли удобный для себя выход — опять прокатиться за счет жителей.
Представим себе такую радостную картину: четыре монополиста: «Энергосбыт», «Горгаз», «Водоканал» и «Теплоэнерго» наконец-то дойдут до каждой квартиры. Тогда что будет делать товарищество? ТСЖ займется своими прямыми обязанностями — ремонтом и профилактикой мест общего пользования. Это ремонт крыш, подъездов и фасадов, асфальтирование придомовой территории, ирригация и благоустройство, дворовое освещение и детские площадки, за которыми товарищества должны следить.
Давайте вернемся к договору с «Теплоэнерго». В нем вообще не указаны никакие технические данные горячей воды, которую оно должно подавать в жилые дома. По стандартам мы должны получать воду определенной температуры и определенного давления. Однако поставщик даже наполовину не обеспечивает жителей необходимыми параметрами горячей воды. В калькуляцию закладывается стоимость единицы тепла по стандартам. Для открытой системы отопления, а в жилых массивах именно такая система, вода должна поступать на главную задвижку дома с температурой 130 градусов и давлением 8-10 атмосфер и выходить с температурой 90 градусов, как и положено по стандартам. Разница должна оставаться в квартире. Тогда температура в квартире, как положено по техническим нормам, будет 22 градуса. То есть нам станет очень комфортно жить в доме даже в самый лютый мороз.
Спрашивается, где это тепло? Ни одна квартира в жилых массивах, за редким исключением, не выдерживает стандартов, особенно торцевые квартиры. Какая отопительная система тридцатилетней давности выдержит необходимое давление?
Давайте наконец скажем друг другу правду. Не может ТСЖ выдержать натиск жилищной реформы — это большое, дорогостоящее и серьезное государственное дело. В сопредельных странах давно уже отказались от романтической идеи о всемогуществе ТСЖ, которое в народе метко называют «динозавром коммунального хозяйства» за первобытность методов ведения дел. Давайте не будем оживлять динозавров, а воспримем мировой опыт.
Во всем мире коммунальное хозяйство — это крупная отрасль промышленности, где есть свои предприятия, в том числе и те, которые изготавливают трубы, элеваторные узлы, вентили и прочее заводское оборудование, ставшее у нас экзотической редкостью, вроде вымершего динозавра. А ведь без этого оборудования жилищная реформа не сдвинется с места, и старые многоэтажки не возродятся.
Наталья Полянская.