Домой » Август » ДОРОГА — СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ

ДОРОГА — СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ

Накануне Дня независимости началось движение пассажирских поездов по новой железнодорожной линии Навои-Учкудук-Султан Увайстог-Нукус
Эта магистраль, пролегающая по кызылкумским барханам, бескрайним просторам Приаральского региона, состыковалась с единой железнодорожной сетью нашей страны. Сбылась вековая мечта наших сограждан, проживающих на этих территориях: открылась самая короткая, самая удобная дорога в столицу нашей страны -Ташкент.
Пуск в эксплуатацию этого объекта, создавшего не только удобства для жителей нашей страны, но вместе с тем имеющего огромное социально-экономическое значение в развитии нашего государства, вселяет безграничное чувство гордости и радости в сердца наших соотечественников.
Об этом говорится в искреннем послании наших соотечественников Президенту нашей страны Исламу Каримову -инициатору идеи строительства этого важного объекта. В частности, в письме к руководителю нашей республики группы ветеранов войны и труда Каракалпакстана Каллибека Камолова, Норбоя Эшмуродова, Махмуда Идирисова, Бердибоя Курбонова, Жалела Муятдинова, Василия Вольнова, Сапарбая Султонова и Агитоя Адилова есть следующие строки:
«Уважаемый Ислам Абдуганиевич!
Накануне одиннадцатой годовщины нашего великого праздника независимости народ республики с большой радостью выражает Вам свою глубокую благодарность. Ибо открытие в Год защиты интересов старшего поколения новой железнодорожной линии Навои-Учкудук-Султан Увайстог-Нукус, сооруженной благодаря Вашей инициативе и отеческой заботе, стало историческим событием, и это наш народ признает с безграничной радостью.
Завершение строительства этой величественной дороги, называемой «Магистралью века», наряду с тем, что она создала удобства для жителей нашей республики, также послужит развитию северного региона страны, процветанию государства, воодушевляет наш народ к новой созидательной работе.
Народ Каракалпакстана, особенно ветераны, решительно поддерживает Вашу народолюбивую, дальновидную политику, созидательную работу в нашей стране, широкомасштабные реформы. Желаем Вам здоровья, долгих лет жизни, успехов в Вашей благородной работе на пути к великому будущему нашей Родины!».
Действительно, на нашей земле, по которой в далеком прошлом проходили нескончаемые караваны Великого шелкового пути, благодаря чему были высоко развиты культура, государственность, с первых же дней независимости по инициативе и под руководством Президента нашей страны уделяется большое внимание вопросам ускоренного развития работ по строительству дорог, транспортной и коммуникационной системы, кардинального улучшения обслуживания грузовых и пассажирских перевозок.
На днях, находясь в числе первых пассажиров вышедшего в путь первого поезда по направлению Ташкент-Нукус-Ташкент, мы сердцем почувствовали, насколько важным событием, новой страницей в развитии нашей страны, в жизни нашего народа стало открытие этой новой железнодорожной ветки.
В строительстве новой железной дороги по направлению Учкудук-Мискин-Турткуль-Султан Увайстог, начатом в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 1993 года, за прошедший период проведена огромная работа. Полностью реконструирована железнодорожная линия Навои-Учкудук, Нукус-Султан Увайстог. В результате укрепления верхней части приблизительно стокилометровой железной дороги на участке Тинчлик-Учкудук-2 на данном участке скорость поездов может достигать 100 километров в час.
— Исходя из своего десятилетнего опыта могу сказать, что самым оптимальным вариантом является движение поездов по новой дороге со скоростью 80-100 километров в час, — говорит старший кондуктор поезда Рафик Зайнуддинов. — В целом абсолютно все, в частности, и железная дорога, требует к себе внимания, ухода. Если оказывать достаточное внимание обслуживанию новой дороги, в ближайшем будущем возможно достижение еще более высоких скоростей движения поездов.
Кызылкумы — под стать своему названию «красные пески», из-за своей почвы, изредко встречающихся камней, с красным оттенком даже растений, поистине бескрайняя пустыня. И нелегко в беспощадных условиях Кызылкумов с резким климатом, в 50-градусную жару или в студеные зимние дни на песчаных барханах прокладывать стальные пути. Это прежде всего требует от ответственных за это дело руководителей ведения дел на основе глубоко продуманного проекта, а от рабочих — самоотверженного труда.
Поэтому первоначально на местах строительства были всесторонне изучены местность, участки, где возможны песчаные, снежные обвалы, селевые потоки, и подготовлены проекты, предусматривающие дополнительные меры по сложным участкам. Затем подошла очередь мастеров мощной техники.
В сооружение новой железной дороги огромным был вклад подрядных организаций Республики Каракалпакстан, Навоийской, Бухарской, Хорезмской областей, в общем, всех трудящихся нашей страны. Благодаря самоотверженному и добросовестному труду специалистов, рабочих и строителей досрочно была выполнена широкомасштабная работа, связанная со строительством новой железной дороги.
— Я помню, как в период советов строительство железной дороги протяженностью 114 километров от Термеза до соседнего Таджикистана с трудом было завершено за девять лет, — говорит ветеран труда с сорокалетним стажем работы в этой сфере Тошмамат-ака Рустамов. — Ко всему прочему, местные руководители годами обивали пороги в Москве, чтобы выбить разрешение и необходимые средства на строительство. Именно с этой точки зрения пуск сегодня в эксплуатацию новой железной дороги я считаю поистине плодом нашей независимости, позитивным результатом наших благородных целей и устремлений.
Не случайно значимость новой железной дороги приравнивается к зерновой и нефтяной независимости. Теперь в результате объезда движущихся по этому направлению поездов по территории Туркменистана экономятся валютные средства, которые расходовались на транспортировку груза по территории этого соседнего государства. Также был устранен излишний бюрократизм, связанный с транзитом по территории этой страны произведенных на предприятиях нашей страны химических и минеральных удобрений, строительных материалов.
— Это историческое событие стоит праздновать и отмечать, -говорит исполняющий обязанности председателя государственного концерна «Кизилкумнодирметаллолтин» Евгений Толстов. — Новая дорога создала и немалые удобства для деятельности нашего комбината. Сейчас время доставки необходимой продукции из центра на наше предприятие сократилось на трое суток. В целом благодаря новой дороге наша страна до настоящего времени от транспортировки получила дополнительно 6,1 миллиарда сумов дохода.
Радуют глаз современные здания, построенные у дороги станций Учкудук-2, Мойлисой, Курали, Бузаубой, Дунгулук, Бургутли, Мискин, Турткуль, Элликала, Беруни, разъездов, а также воздвигнутых для строителей коттеджей, магазинов, медицинских и других культурно-бытовых объектов.
Мы были свидетелями, когда на станции Учкудук-2 вагоны поездов стали загружать питьевой водой.
— Раньше на этой знойной земле было невозможно найти холодную и чистую воду, — сказали учкудукские молодые железнодорожники. — В скором будущем близлежащие к станции дома полностью будут обеспечены питьевой водой. И это благодаря новой дороге.
Еще один важный аспект — Президент нашей страны на внеочередной сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан особо отметил, что со сдачей в эксплуатацию железной дороги тысячи каракалпакских юношей и девушек будут обеспечены работой. Когда мне довелось побывать на месте, я был свидетелем того, что эти слова Президента воплощаются в жизнь.
— Я училась на курсах медсестер, узнала, что объявлен конкурс на обучение в железнодорожной сфере, — сказала проводница вагона № 4 поезда Салима Джавмутбоева. — Победив в конкурсе, я в течение года училась со своими двадцатью кунградскими односельчанами в Ташкентской железнодорожной школе, а затем устроилась на работу.
… Эта дорога, как сказал присутствовавший там всеми любимый поэт Абдулла Арипов, подобна заботливым рукам матери, держащим у сердца своего ребенка. В этих руках взрастет наше будущее, будет взлелеяно наше поколение.
Наши чаяния и надежды, пожелания и устремления — пусть всегда по этим дорогам стремительно проносятся караваны с дарами мира и процветания.
Пусть по этим дорогам мчатся поезда, несущие свет и просвещение.
Пусть по этим дорогам проезжают счастливые молодожены.
Пусть всегда наши соотечественники, будущее поколение, как и ныне, с хлебом и солью, с цветами радостно встречают караваны и провожают их в добрый путь!
Гулом Мирзо.
Специальный корреспондент УзА.