В течение семи месяцев в республике продолжается презентация крупнейших предприятий с целью ознакомления представителей иностранных посольств, потенциальных инвесторов, зарубежных и отечественных средств массовой информации. Очередная презентация состоялась в ГАО «ТАПОиЧ» при участии представителей Госкомимущества Республики Узбекистан и Бюро индивидуальной приватизации предприятий.
Гости одного из крупнейших самолетостроительных предприятий побывали в производственных цехах, ознакомились с возможностями авиационного производственного объединения им. Чкалова. Впечатляют масштабность самого производства, современные крылатые машины, созданные коллективом авиастроителей, отметившим свой семидесятилетний юбилей. За последние десять лет на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова были построены и подняты в небо четыре новых самолета — пассажирский Ил-114 с российскими двигателями ТВ-7/117, транспортный Ил-114Т, модифицированный Ил-114-100 с двигателями PW-127H канадской фирмы «Пратт&Уитни», а также глубоко модернизированный, а по сути новый, широкофюзеляжный транспортный самолет Ил -76МФ (в гражданском варианте Ил-76ТФ) с двигателями ПС-90А-76. Эти достижения являются результатом реализации международных программ по интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова в мировую авиастроительную индустрию
ГАО «ТАПОиЧ» имеет широкие внешнеэкономические связи с конструкторскими бюро, авиастроительными компаниями и фирмами стран ближнего и дальнего зарубежья: АК им. Ильюшина, АНТК им. Антонова, с фирмами «Боинг», «Бритиш Айрспейс», «Пратт & Уитни», «Даймлер Бенц», «Вемекс», «Шелер»; зарубежными банками Ситибанк, Эксимбанк (США), Берлинербанк (Германия), «Сосьете Женераль» (Франция); заводами-поставщиками продукции(около одной тысячи) в странах СНГ и многими другими, что создает предприятию высокий международный авторитет.
Основной продукцией в номенклатуре завода является самолет Ил-76. Этот воздушный грузовик завоевал во всем мире славу лучшего самолета в своем классе. Всего было выпущено свыше 900 машин. Обладая мощным производственным потенциалом, объединение изготовило и поставило на Ульяновский завод уникальные крылья для самолетов-гигантов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», а для Киевского авиационного завода было изготовлено и отправлено три комплекта крыльев для самолета Ан-70.
В 1995 году совместно с генеральным разработчиком — Авиационным комплексом имени С. Ильюшина, создан самолет Ил-76МФ, глубоко модернизированный вариант базовой модели с улучшенными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками.
Новая страница в истории предприятия связана с самолетом Ил-114 -100, разработанным в содружестве с Авиационным комплексом им.С.Ильюшина и фирмой «Пратт Уитни»(Канада). Самолет создан с учетом требований современного рынка авиационных перевозок и отличается оптимальным соотношением летно-технических и экономических характеристик. Наряду с выпуском серийной модели Ил-114 объединение освоило выпуск транспортной модификации самолета-Ил-114Т.
Предприятием получены сертификаты на производство самолетов Ил-114, Ил-114-100, Ил-76Т, Ил -76ТД, а также сертификат на производство контрольно-восстановительного ремонта Ил-76ТД, сертифицирована система управления качеством по международным стандартам ИСО 9002. Все это позволяет коллективу ГАО «ТАПОиЧ» уверенно смотреть в будущее.
— В условиях перехода к рыночным отношениям ГАО «ТАПОиЧ» сталкивается с определенными сложностями, — отметил первый заместитель председателя Госкомимущества Республики Узбекистан М. Аскаров. — На мировом авиационном рынке наблюдается жесткая конкуренция. Наши самолеты находятся на виду у общественности и по ряду характеристик даже превосходят зарубежные аналоги. Авиапредприятие делает все возможное для реализации продукции в страны СНГ, в том числе Российскую Федерацию, а также в Китай, Индию, Сирию. Но для дальнейшего развития производства, повышения конкурентного потенциала объединения нужны инвестиции.
В настоящее время для продажи иностранным инвесторам предлагается 25,6 процента акций ГАО «ТАПОиЧ». Прежде всего необходимо было посмотреть на производство глазами зарубежного эксперта. По решению правительства Республики Узбекистан в объединении ведется диагностика предприятия независимым консультантом «Эмержинг Маркет Файнанс Корпорейшн» (США) для определения приватизационного потенциала и выработки рекомендаций правительству. На презентации прозвучала информация, что работа эта близится к завершению. Проведен анализ сильных и слабых сторон, портфеля наименований продукции и услуг компании. Анализ проведенного обзора дает все основания полагать, что приватизация предприятия пройдет успешно.
— Наша основная задача- повышение конкурентоспособного потенциала объединения в производстве авиатехники, -говорит председатель правления, генеральный директор ГАО «ТАПОиЧ» В.Кучеров. — На предприятии накоплен большой опыт организации внешнеэкономической деятельности, маркетинговых исследований конъюнктуры мирового и региональных рынков авиатехники с целью поиска потенциальных покупателей. Возьмем, к примеру, Ил-76. Мы продали Индии 17 таких самолетов, Китаю -14, всего в дальнее зарубежье — 130. Продолжая сегодня идеологию экспорта продукции, направляем этим странам свои предложения. Немаловажную роль играет участие отдельных бизнесменов этих стран в нашем процессе приватизации.
Джамиля Аипова.