Домой » Бизнес » ФАЛЬСИФИКАТОРЫ АТАКУЮТ ЛАКОКРАСОЧНЫЙ

ФАЛЬСИФИКАТОРЫ АТАКУЮТ ЛАКОКРАСОЧНЫЙ

Усиление конкуренции на рынках товаров республики вызвало и увеличение подделок под продукцию крупных известных производителей. Кто из нас хотя бы раз не сталкивался с фальсифицированной продукцией? Не обошла эта участь и меня. Как-то затеяв небольшой косметический ремонт на кухне, я отправилась на базар приобрести краску. Поскольку краска Ташкентского лакокрасочного завода пользуется популярностью, купила , судя по упаковке, именно ее. Но когда начала красить, краска ложилась негладко и ровно, как ожидалось, а сворачивалась мелкими катышками. Стены были испорчены, а деньги выброшены на ветер. Что это было: производственный брак или подделка? Развеять сомнения помогло посещение СП ОАО «Тошкент лок-буек заводи», где недавно для защиты своей продукции пущена новая технологическая линия литографической печати по металлу.
Скоро, а точнее в эти декабрьские дни, как сообщили на лакокрасочном заводе, на рынке республики появится продукция предприятия в новой особой упаковке. Прежняя упаковка хоть и была с определенной степенью защиты, но имела бумажную этикетку. А при нынешнем развитии компьютерных технологий даже самую «крутую» этикетку можно подделать. Теперь торговый знак и вся информация о товаре печатается на самой металлической банке. Установленное оборудование германского производства, как сообщил специалист по трафаретной печати Юрген Дюлль, является одним из самых современных и дорогостоящих в Европе. Оно позволяет печатать на металлических листах любую информацию в четырех цветах. Сам способ трафаретной печати был известен еще много тысячелетий назад, но и сегодня он не утратил своей актуальности. Новая линия позволяет производить 1600 стандартных металлических банок в час. Причем производители хорошо усвоили, что изготавливать банки самим гораздо выгоднее и экономичнее, чем заказывать.
В цехе имеются мини-дизайн студия, участки изготовления трафаретов, литографической печати и специальной сушки. Специалисты, работающие в новом цехе, прошли обучение под руководством Юргена Дюлля, причем обучались работе на всех участках технологической линии, что в дальнейшем обеспечит им полную взаимозаменяемость.
Технологический процесс цветной плоской печати на жести довольно сложный, и повторить его в кустарных условиях очень трудно. Это позволяет производителям надеяться на хорошую защиту своей продукции. Каждая солидная компания больше всего заинтересована в том, чтобы отлавливать на рынке подделки. Так поступают и на Ташкентском лакокрасочном заводе. Ведь лаки и краски этой компании известны своим качеством не только в республике, но и за рубежом. Об этом свидетельствуют и полученные предприятием в 2001 году в Швеции и Америке специальные призы «За качество продукции нового тысячелетия». Поэтому к вопросу о защите своего торгового знака подходят здесь со всей серьезностью. Тем более что к середине 90-х годов активизировался выпуск фальшивой продукции, и доля подделок под заводскую краску на отечественном рынке стала составлять около 50 процентов. Совместно с комитетом по демонополизации и налоговым комитетом провели серию рейдов по базарам столицы, а также Бухары, Самарканда, Карши.
— Во время рейдов столкнулись с тем, что нет отработанных нормативных механизмов, защищающих производителя, — рассказывает главный менеджер СП ОАО «Тошкент лок-буек заводи» Сергей Данилов. — К сожалению, за подделку нашего торгового знака «подпольные» производители отделывались штрафом на сумму произведенного товара, и то в том случае, если их удавалось найти. Ущерб от «липовой» продукции несем не только мы — производители, на чью профессиональную честь посягают фальсификаторы, но и потребитель, покупающий некачественный товар, и государство, не получающее налогов.
Что характерно: во время проведения рейдовых проверок информация каким-то образом мгновенно распространяется по рынку. Мы находили брошенные банки с краской, контейнеры с продукцией, сами же торговцы убегали. Продукцию изымали, а виновных найти не удавалось. Причем, чем больше мы работали над вопросом защиты своей продукции, тем изощреннее действовали фальсификаторы. Как выяснилось, и у них не дремлет творческая мысль. Сначала они подделывали нашу этикетку так старательно, что отличить практически было невозможно. Если бы не такая немаловажная деталь, как дата изготовления. Она, как правило, не соответствовала нашей. Когда мы стали отпечатывать свой торговый знак на донышке банки, они освоили и этот процесс. Отличить оригинал от подделки могли только наши специалисты ОТК и лаборатории контроля за качеством продукции.
Сейчас очень много цехов, которые производят жестяные банки. Как правило, они не занимаются подделкой нашего торгового знака. Но заказчики нанимают пару мардикеров, которые выколачивают на них торговый знак. Краску, возможно, разливают даже нашу, но они ее «байталят». Есть такой термин среди торговцев. В основном это молодые ребята, которых называют «байтальщиками», продают разбавленную краску без всяких документов. Иногда содержимое таких банок не подвергается никакому лабораторному анализу.
Ташкентский лакокрасочный завод существует более 50 лет и занимает лидирующее положение в отрасли. В дальнейшем предприятие намерено работать по стандартам ИСО и продолжать работу по защите своей продукции. Однако сама проблема стоит гораздо шире. Она касается не только данного завода. Здесь сделали защищенную упаковку, которую подделать сложно. Но где гарантия, что эти же банки не начнут скупать у населения предприимчивые дельцы с целью вторичного использования? Поэтому в настоящее время руководство завода прорабатывает вопрос об изготовлении специальной этикетки, которая будет разрываться при открытии крышки банки. А саму матрицу(заметьте) предполагается хранить за границей. Одновременно с агентством по стандартизации решается вопрос о ежедневных проверках лакокрасочной продукции на рынках. Но тут возникает проблема содержания при рынках специальных лабораторий.
На новой упаковке есть телефон и адрес предприятия специально для потребителей, куда можно обратиться за разъяснением по указанному адресу. И все же предпринимаемые меры головной компании по защите своей продукции от подделок не дают 100-процентной гарантии. Даже матрицы этикеток она вынуждена хранить за границей. Неужели мы так бессильны перед изобретательностью подпольных дельцов? Проблема требует консолидации усилий многих органов, в том числе и нашей активности — потребителей. Вести борьбу отдельными рейдами все равно, что бороться с ветряными мельницами. Интересно, что сотрудники агентства по стандартизации, метрологии и сертификации, а также комитета по демонополизации, как выясняется, не могут самостоятельно вести постоянный контроль. Для выхода в рейд необходимо решение координационного совета или сигнал от населения. Но согласитесь, пока мы будем ждать жалоб от потребителей или специальных указаний свыше, фальсификаторы в это время будут вкалывать на полную катушку и подсовывать нам с вами «липовую» продукцию.
Джамиля Аипова.