Домой » Культура » ИСЛАМСКИЙ МИР АМЕРИКИ

ИСЛАМСКИЙ МИР АМЕРИКИ

По-разному жители планеты воспринимают те или иные факты. Однако есть такие глобальные события, которые затрагивают интересы большинства жителей разных государств. Речь идет об оценке событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, которые потрясли весь цивилизованный мир. Некоторые иностранные наблюдатели предсказывали всплеск антиисламских настроений в самой Америке и странах, поддерживающих дружественные отношения с США. Однако этого не произошло. О том, как живут мусульмане в США, в беседе с нашим внештатным корреспондентом в Вашингтоне Мавляном Юлдашевым рассказывает один из ведущих специалистов в области ислама профессор Университета Джорджа Вашингтона господин Имам Хибба Абуджирайри.
— Прежде всего хотелось бы узнать об отношении американцев к представителям различных конфессий и вероисповеданий. Насколько толерантны американцы?
— Очень толерантны. Конечно, есть некоторые исключения, но в целом американское общество весьма веротерпимо. Мы полагаем, что США — это страна больших возможностей и политических свобод. Особенно большое значение придается свободе прессы и религии. Эти два института развиваются более динамично, чем в других странах. В Америке должным уважением пользуются люди разных вероисповеданий, будь то мусульмане или христиане, иудеи или буддисты.
— На Ваш взгляд, каково сегодня положение ислама в Америке?
— Сегодня в США проживают около семи миллионов мусульман. В крупных населенных пунктах Америки открыто 1250 мечетей и 1000 воскресных школ для мусульманских детей. Мусульмане США объединены в трехстах исламских центрах и обществах.
В отличие от других стран, американские женщины-мусульманки ходят в мечеть, для них отведены специальные места и помещения.
В США большинство граждан понимает, что мусульманская вера является одним из ведущих религиозных течений. Выступая после террористического акта в Исламском центре Вашингтона, Джорж Буш дал справедливую оценку значению и месту ислама в США. В частности, он отметил, что мусульмане вносят важный вклад в развитие страны. Он также подчеркнул, что среди мусульман страны есть врачи и адвокаты, правоведы и учителя, профессора и военнослужащие, предприниматели и общественные деятели. У многих мусульман благополучные семьи. Из семи миллионов мусульман 26 процентов по происхождению — арабы с Ближнего Востока; 24 процента — афроамериканцы; 25 процентов — выходцы из Южной Азии. Среди них — 58 процентов мужчин и 42 процента женщин. Более 80 процентов мусульман составляют люди от 18 до 50 лет. Среди мусульман 44 процента — люди с высшем образованием; 32 процента составляют люди с неполным высшим образованием. Большая часть мусульман имеет среднее образование. А в целом ислам, исповедуемый мусульманами США, адаптирован к американским законам и традициям, и это не противоречит мусульманскому праву и традициям.
После сентябрьских событий, как и все жители США, мы тоже ощутили глубокую боль за погибших сограждан. Общеизвестно, что среди жертв были и мусульмане. Хочу сказать, что они входили и в спасательные команды, сами мусульмане сдавали кровь и организовывали донорские кампании в различных городах. Эта трагедия больно ударила по каждому из нас. Никогда еще Америка не была так сплочена, люди разной веры объединялись и молились друг за друга, за мир во всем мире.
— Известно, что после террористических актов 11 сентября вы занимались активной межконфессиональной деятельностью.
— Да, я был очень активен после этих событий, участвуя в цивилизованном диалоге между представителями разных конфессий. Когда в общении между людьми есть уважение и понимание, диалог становится продуктивным, и наоборот — без уважения друг к другу нельзя прийти к позитивному решению. Тем, кто вынашивает опасные политические планы, понять других мешает бесплодная идея «конфликта цивилизаций».
— Профессор, на западе часто употребляют этот термин. Неужели мы действительно стоим на пороге «конфликта цивилизаций»?
— Я не верю в конфликт цивилизаций. Фактически, если такое столкновение считать неизбежным, как же тогда объяснить появление нескольких поколений американских мусульман? Воспитанные в Соединенных Штатах или других странах западного мира, они успешно интегрировали ислам в свою жизнь. Это не противоречит духовным ценностям и традициям Востока и Запада, а является органичным сочетанием разных цивилизаций и культур. Я являюсь одним из представителей такого симбиоза культур, я — один из таких людей.
В исламской цивилизации нет ничего антагонистического ни в религии, ни в современной культуре и традициях. Точно так же нет ничего «ужасного» в западной цивилизации. В нашей истории есть много исторических моментов, когда мусульмане и христиане уважали и поддерживали друг друга в тяжелые времена. Сегодня проблема отдельных исламских ученых и политиков в том, что, к сожалению, они сосредоточились только на очень узких межнациональных вопросах и ищут крупицы конфликтов в этих современных, независимых взаимоотношениях.
— Как в целом мусульмане США чувствуют себя после прошлогодних сентябрьских событий?
— Меня удивил возросший интерес к исламу, который начал расти на западе и особенно — в США. Коран, например, передавался по каналам Интернета, некоторые люди начали обращаться в исламскую веру. Трудно подсчитать всех новообращенных в ислам за последние год-два, но в мечети, где я руковожу мусульманской общиной, четыре человека европейского происхождения приняли ислам.
Мы не должны забывать, что ислам — одно из быстро растущих религиозных направлений на западе, в том числе и в США. Любопытный факт: американские СМИ позитивно настроены по отношению к исламу, улучшаются взаимоотношения между американцами-мусульманами и немусульманами за счет позитивной информации.
— Какова, на ваш взгляд, роль ислама в будущем?
— В политическом плане — гарантировать гражданские права и свободы мусульманам в Америке в рамках законодательства этой страны. В религиозном плане ислам должен выступать в качестве прогрессивного течения. То есть современный ислам соответствует мировым нормам справедливости и морали. Американские мусульмане могут служить примером умеренного ислама, которому могли бы следовать другие мировые исламские движения.
— Пожалуйста, несколько слов о себе и о ваших научных исследованиях.
— Я родился в Судане, однако вся моя жизнь прошла в Соединенных Штатах. Учась в Джорджтаунском университете, получил степень бакалавра и магистра, затем защитил кандидатскую и докторскую диссертацию, получив звание профессора по ближневосточной истории и исламу.
В настоящее время преподаю в Университете Джорджа Вашингтона. Большинство моих исследований — о развитии ближневосточной истории и взаимоотношениях людей в исламе. Меня также интересует роль женщины в исламском священном писании, по этому вопросу есть несколько авторских публикаций. Я занимаюсь также проблемами исламского реформирования и вопросами современного толкования священных Корана и Хадисов, взаимоотношениями между мужчинами и женщинами в мусульманских семьях, стремлюсь разъяснить идею равенства полов и их ответственность перед семей.
— Вы недавно посетили Узбекистан. Расскажите о своих впечатлениях.
— Я побывал в вашей стране как ученый и гость. Был очень заинтересован в цивилизованном диалоге. Во время поездки посетил разничные университеты, мы говорили о развитии ислама в Америке. Меня интересовало мнение узбекских мусульман об исламе в Америке. Понравились прямые вопросы и честные ответы в этой дискуссии.
Если в целом, то Узбекистан на меня произвел большое впечатление. Узбеки — удивительно гостеприимный и дружелюбный народ. Я посетил очень много прекрасных исторических мест в Ташкенте и древнем Самарканде. Мне очень понравилась узбекская кухня, фрукты, лепешки. Я вновь собираюсь посетить Узбекистан в мае и надеюсь на новые замечательные встречи.
usa