Домой » Май » В ОЖИДАНИИ ЛИФТА

В ОЖИДАНИИ ЛИФТА

Утром — деньги, вечером — стулья
Помните, в «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова эту фразу произнес монтер театра «Колумбия», согласившийся продать стулья комбинаторам? Так вот, известное изречение: деньги — вперед, а потом услуги, или в крайнем случае наоборот — сначала работа по договору с заказчиком с условием оплаты по ее завершении. Претензий в таких случаях у партнеров не бывает.
Передо мной несколько писем, что поступили в редакцию с начала нынешнего года. И во всех одна проблема — не работают лифты в многоэтажных домах. «К вам обращаются жители второго подъезда дома № 8 ташкентского массива Башлык… Длительное время в нашем подъезде не работает лифт. Причины, как сказали нам ремонтники, в том, что из механизма лифтоподъемника исчезли какие-то детали». Как следует из заметки Аркадия Гринкевича, присланной им по этому поводу в редакцию, жители обращались с жалобами на безответственность товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Коммуналчи» в Яккасарайский хокимият. Приезжали механики по лифтам, запускали эту сложную машину, но вскоре лифт вновь остановился. Переписка жителей с указанными структурами длилась с 11 сентября 2000 года по 12 февраля 2002-го.
Подобная картина наблюдалась и в доме № 11 квартала 5 Юнусабада. Лифт в пятом подъезде встал из-за «поломки троса». В ноябре 2000 года жители обратились в ТСЖ «Кушчинор коммунал», а в январе 2000-го — в хокимият района. Но вскоре встали лифты во втором и третьем подъездах дома. Жильцы вместе с руководителем ТСЖ Н. Бекмухамедовым составили акт по этому поводу, подчеркнув в нем, что с жителей сняты эксплуатационные расходы за неработающий лифт.
И еще одно письмо. Пенсионер Владимир Костюк пишет, что лифт в его подъезде дома
№ 30 12-го квартала Юнусабада не работал с января нынешнего года и запустили его лишь 15 марта. Поработав до 15 мая, он вновь остановился. Костюк обратился в ТСЖ «Ойдын коммунал» к председателю А. Имамназарову, но тот грубо ответил, что он не ремонтирует лифты. «А у «Лифтремонта» телефоны не отвечают», пишет пенсионер.
По заданию редакции побывал в святая святых лифтовиков — тресте «Ташкентлифт», где встретился с его управляющим Сергеем Леонардовичем Дайбловским.
— Во втором подъезде дома № 8 массива Башлык, — показал он мне распечатку с компьютера, — в феврале нынешнего года сгорел большой двигатель. И пока мы отремонтировали его в нашей аварийно-восстановительной службе, прошло время. Кстати, в том же доме, только в первом подъезде, та же участь постигла в октябре минувшего года двигатель открывания дверей, а в третьем — тормозную катушку. Оборудование старое, некачественные провода, идущие на перемотку двигателей, да еще отключение электроэнергии, — все это приводит к поломкам. Кроме того, например, в доме 5 на том же массиве украли в апреле нынешнего года тормозную катушку и трансформатор.
Только из-за отключения электроэнергии и отсутствия второй фазы тока в лифте пятого подъезда указанного дома № 11 на пятом квартале Юнусабада подъемник останавливался в прошлом году четыре раза, а в марте того же года там был украден трансформатор. В январе нынешнего действительно порвало трос. В марте — украли тормозную катушку. Здесь нет замков на люках к выходу на крышу дома и на дверях машинных отделений лифтов. Так что доступ свободный.
Ну и наконец та же история с юнусабадским домом № 30, что на 12 квартале. Тут в первом подъезде сгорели в феврале большой двигатель и тормозная катушка, а в марте — силовой двигатель. В середине мая, когда поступило письмо от гражданина В. Костюка, аварии были ликвидированы. Причем все мы делаем за свой счет, хотя многое согласно договору нам должны оплачивать ТСЖ…
Словом, слушая Сергея Леонардовича, я убедился, что он владеет ситуацией о неисправностях лифтов и получает ежедневную информацию по районам, отдельным жилым массивам и домам, где размещены его 180 пунктов диспетчерской службы. Иное дело — как реагировать на все эти заявки с мест. Конечно, и управляющий, и все структуры треста, начиная с дочерних предприятий ООО «Лифт» и «Лифткоммуналсервис», строительного и участка связи, кончая центральной аварийно-восстановительной службой двумя механическими цехами и пятью аварийными бригадами — стремятся принимать срочные меры по восстановлению работоспособности лифтов.
Но есть проблемы, на которые следует обратить внимание хокимиятам районов и города. Без их помощи оперативно решать вопросы восстановления и реконструкции устаревающего оборудования невозможно.
Платить или не платить — вот в чем вопрос
И, казалось бы, все отлажено, работает исправно, но, упоминая о проблемах с остановками лифтов, хочу сказать еще о нескольких. Для того чтобы содержать в порядке 5,5 тысячи лифтов города (из них 4,5 тысячи в жилых массивах) самых разных по габаритам и мощности, нужны солидные средства. Они поступают в хозяйство Сергея Леонардовича от «клиентов», с которыми заключаются договоры на обслуживание. В основном это отдельные учреждения, предприятия и компании, располагающие лифтами, и товарищества собственников многоэтажного жилья. Если первые еще как-то держат марку, то со вторыми — скандал. Вы не поверите, но из всех районов столицы только один Мирабадский, т.е. его ТСЖ, регулярно вносит оплату за услуги лифтовиков, а некоторые, такие, как «Саховат коммунал», «Кахрамон коммунал» указанного района и «Октепа коммуналчи» Чиланзарского, — даже с заделом вперед. Из 257 товариществ собственников жилья города большинство имеет задолженность от трех до 17 месяцев. Особо злостными неплательщиками и по сей день оказались ТСЖ Шайхантахурского, Юнусабадского, Сергелийского районов.
Самое странное, что все хозяйственники знают, что значит не платить за услуги, но не платят, ссылаясь на разные причины. Причем, когда речь идет о лифтах, то те же ТСЖ должны платить не только за их эксплуатацию, но и за ремонт.
На воре шапка не горит
Спросите, почему? А кто виноват в том, что воровство отдельных агрегатов и систем достигло угрожающих размеров? Сегодня по причине их раскулачивания стоят 150 лифтов. Украдено по всем районам тягодвигателей, трансформаторов, тормозных катушек и т.п. на 68 млн сумов. Конечно, часть из них восстановлена, но, спрашивается, куда смотрят товарищества собственников жилья и милиция? Я уже упоминал, что на многих машинных помещениях лифтов нет не только металлических дверей, но даже надежных замков на них. Открыт доступ на крыши домов. Значит, надо решать эту простую проблему. Ведь в обоюдных договорах лифтовиков с ТСЖ есть пункт, в котором сказано, что товарищество обязано платить лифтовикам по отдельным счетам за аварии и поломки, возникающие в результате нарушения правил эксплуатации лифтов или умышленную порчу его оборудования (поломки дверей, шахт, стен кабин, хищение и др.). Всего разграблено более тысячи лифтов в городе, а некоторые ТСЖ (такие, как «Хамма хизматлари») даже двусторонние акты об их порче отказываются подписывать. Хотя к этому их обязывают не только договоры, но и закон. Статья 138 «Содержание и ремонт жилищного фонда» Жилищного кодекса гласит, что собственник жилья обязан обеспечить сохранность, текущий и капитальный ремонт лифтов в числе других мест общего пользования. Ведь из-за отсутствия средств на приобретение запчастей — тросов, трансформаторов, двигателей — лифтовики не в состоянии быстро восстановить допущенные по вине граждан поломки своего «подъемного транспорта».
О фактах воровства знают руководители ТСЖ, но почему-то в милицию не обращаются, чтобы выявить хапуг, что называется, по свежим следам. В органы по этим фактам заявляют обычно лифтовики. Но и там находятся должностные лица, которые заявляют по поводу подобного хищения, чтобы служители лифтов к ним не обращались. Например, руководство Юнусабадского РУВД, в районе которого из-за безответственного отношения к сохранности лифтов со стороны ТСЖ и милиции стоят сто единиц.
А теперь о том, что пишут авторы писем в газету по поводу телефонного молчания структур «Ташкентлифта». Из-за того что нет денег на счету треста не только на приобретение запасных частей и комплектующих, но порой и на зарплату, Сабир-Рахимовским узлом связи отключены за неуплату 31 телефон и пейджеры даже диспетчерской службы.
И два слова об оплате за лифты. Коэффициент удорожания у лифтовиков достиг отметки 37 по сравнению с ценами 1991 года, в то время как у других коммунальных служб города он зашкаливает за 300. Все это сказывается на финансовом положении лифтовиков, а тариф с квадратного метра, который взимается с жителей последние два года, не меняется.
Вывод из сложившейся ситуации напрашивается сам собой: там, где хозяин в районе есть, и он заботится о полноте коммунальных услуг жителям (а «Ташкентлифт» и его предприятия относятся к дирекции Ташкентского территориального коммунально-эксплуатационного объединения), там лифтовое хозяйство работает нормально. К примеру, в Мирзо-Улугбекском районе случаев воровства деталей у подъемников вообще нет. Как говорилось, в Мирабадском районе оплачивают услуги даже вперед. То есть можно делать все своевременно и по полной программе.
Хокимият столицы, видя трудности в лифтовой отрасли, изыскал средства на ремонт ста лифтов в этом году. И эта тенденция будет сохраняться и впредь. Для чего разрабатывается программа восстановления лифтового хозяйства.
Трест «Ташкентлифт» может многое. Ему нужно только помочь.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».