о восьмой сессии Олий Мажлиса
Республики Узбекистан второго созыва
В Ташкенте 4 апреля начала свою работу восьмая сессия Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва.
В работе парламентской сессии принимает участие Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
В зале заседаний присутствуют члены Кабинета Министров, руководители республиканских организаций, послы и представители дипломатического корпуса иностранных государств, корреспонденты зарубежных и отечественных средств массовой информации.
Сессию ведет Председатель Олий Мажлиса Э.Халилов.
Олий Мажлис образовал рабочий орган сессии — секретариат, утвердил повестку дня.
Участники сессии почтили минутой молчания память скончавшегося депутата Т.Миродилова.
С информацией об итогах референдума Республики Узбекистан, проведенного 27 января 2002 года, выступил председатель Центральной избирательной комиссии А.Ахадов. Олий Мажлис своим постановлением принял информацию к сведению.
Парламент приступил к рассмотрению проектов Конституционного закона Республики Узбекистан «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» и Основных направлений законодательной работы по итогам Референдума Республики Узбекистан 27 января 2002 года.
Слово взял Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
Глава государства отметил огромное значение прошедшего референдума для дальнейшего развития независимой Республики Узбекистан, важность практической реализации результатов всенародного голосования. В этой связи первоочередной задачей законодателей является создание надежной правовой базы реформирования органов государственной власти в соответствии с условиями нового времени и общепринятыми демократическими стандартами. Большое значение для последующей законотворческой деятельности депутатов Олий Мажлиса в этом направлении имеет принятие Конституционного закона Республики Узбекистан «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» и Основных направлений законодательной работы по итогам Референдума Республики Узбекистан 27 января 2002 года. (Доклад публикуется).
В обсуждении этих документов приняли участие председатель Комитета Олий Мажлиса по международным делам и межпарламентским связям Э.Вахидов, председатель парламентского Комитета по вопросам обороны и безопасности, первый секретарь ЦС НДП Узбекистана «Фидокорлар» А.Турсунов, генеральный директор акционерного общества открытого типа «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» Г.Прохоренко, президент АН Республики Узбекистан Б.Юлдашев, директор медицинского училища г. Коканда 3.Ахунова, ректор Ташкентского финансового института М.Шарифходжаев, хоким Амударьинского района Р.Юлдашев, председатель парламентского Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан А.Саидов.
С учетом предложений Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова депутаты приняли Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», одобрили постановление «Об основных направлениях законодательной работы по итогам Референдума Республики Узбекистан 27 января 2002 года».
Отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2001 год сессии представил министр финансов М.Нурмурадов. С содокладом по этому вопросу выступил заместитель председателя Комитета Олий Мажлиса по бюджету, банковским и финансовым вопросам Р.Каримов. Олий Мажлис утвердил Отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2001 год.
Вечернее заседание парламентской сессии началось с доклада председателя Комитета Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи И.Кочмарика о проекте Градостроительного кодекса Республики Узбекистан. Своими мнениями по этому законопроекту на сессии поделились ректор Ташкентского архитектурно-строительного института Б.Аскаров, руководитель частной торгово-производственной фирмы «Ривож» К.Отахонов, директор Ургенчского строительного профессионального колледжа И.Байджанов, управляющий трестом «Наманганирстрой» Ш.Матмусаев. Депутаты приняли Градостроительный кодекс Республики Узбекистан и постановление о введении его в действие.
С докладом о проекте Закона «О кредитных союзах» на сессии выступил заместитель председателя Комитета Олий Мажлиса по бюджету, банковским и финансовым вопросам Р.Каримов. В обсуждении этого законопроекта приняли участие хоким Булунгурского района Х.Баймурадов, секретарь Комитета Олий Мажлиса по социальным вопросам и занятости Ш.Умарова, председатель правления открытого акционерного общества «Андижон нашриёти» Андижанской области Х.Нуманов, хоким Сырдарьинского района А.Синдаров. Парламент принял закон и постановление о введении его в действие.
Сегодня восьмая сессия Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва продолжит свою работу.
ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ОБНОВЛЕНИЯ НЕОБРАТИМЫ
ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМА КАРИМОВА НА ВОСЬМОЙ СЕССИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА
Ассалом алейкум, уважаемые депутаты!
Дорогие друзья!
Один из важных вопросов, вынесенных на обсуждение сегодняшней сессии Олий Мажлиса, связан с итогами всенародного референдума, состоявшегося 27 января текущего года, а также претворением их в жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день эта задача является самым актуальным вопросом в политической жизни нашей страны.
Пользуясь случаем, считаю необходимым высказать на сей счет некоторые свои суждения.
Прежде чем обменяться мнениями и сделать выводы, я полагаю, уместно еще раз вернуться к некоторым вопросам:
Во-первых, почему и в каких целях был проведен всенародный референдум;
Во-вторых, что показал референдум, какие взгляды наших людей он выразил;
Исходя из этого, напрашивается третий вопрос — как отразятся итоги референдума на нашей жизни, к каким практическим результатам они приведут.
Не представляя себе ясно сути этих задач, а также без учета мнений граждан, высказанных ими в ходе референдума, будет нелегко выполнить сложную и ответственную работу по претворению в жизнь их волеизъявления.
Следует особо отметить то, что никто не может отрицать, как важны для развития нашей страны, какое огромное влияние на все сферы нашей жизни имеют эти два вопроса, вынесенные на референдум для всенародного обсуждения. А именно — об избрании со следующего созыва двухпалатного парламента и изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний.
Вместе с тем, я думаю, многие поддержат меня в том, что сущность прошедшего референдума, как и его воздействие на нашу будущую жизнь, не ограничатся всего лишь этими двумя вопросами.
Нам всем должно быть ясно, что состоявшийся в нашей стране референдум, как и аналогичные общенародные мероприятия, проводимые в любом демократическом государстве, можно сказать, стал трибуной свободного волеизъявления граждан, их отношения к проводимым реформам и их будущему.
Иначе говоря, он стал трибуной выражения воли народа относительно наших намерений динамично продолжать и углублять в дальнейшем начатые широкомасштабные реформы, четко наметить их направление и методы осуществления.
Сегодня без сомнения можно сказать, что итоги референдума, активное участие в нем граждан и выраженное ими доверие ярко продемонстрировали то, что наш народ полностью поддерживает процессы преобразований, обновления, направленные на построение нового общества, а также нашу внешнюю и внутреннюю политику.
Таким образом, наш народ дал свое согласие на продолжение избранного нами курса, вывода его на новую, более высокую ступень.
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что итоги референдума позволяют сделать два важных вывода.
Первый — наш народ поддерживает избранный нами путь, а именно, отказ от тоталитарного режима, построение открытого, демократического государства, переход от централизованной, не оправдавшей себя экономики, основанной на командно-административной системе, к либеральным рыночным отношениям, которые признаны во всем мире, наши устремления по достижению свободной и благополучной жизни.
Второй вывод, исходящий из итогов референдума, заключается в том, что сама жизнь диктует последовательное и решительное продолжение начатых нами реформ, их дальнейшее углубление для достижения высоких рубежей, не уступающих уровню самых развитых стран, по формированию подлинно гражданского общества, к которому мы стремимся. Не будет ошибкой сказать, что всего этого от нас с большой надеждой ожидает широкая общественность, наш народ.
Уважаемые друзья!
Давайте остановимся теперь на третьем вопросе — как отразятся итоги референдума на нашей жизни. Каким путем, в какой последовательности эти задачи будут реализовываться и к каким практическим результатам они приведут.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы результаты референдума были отражены, в первую очередь, в нашей Конституции и законодательстве.
В юридической терминологии есть слово «имплементация». Это понятие означает внедрение на практике закона или постановления и имеет очень важное значение в общественно-политической жизни.
Исходя из этого, в целях реализации итогов проведенного в нашей стране референдума сегодня на ваше обсуждение представляется проект Конституционного закона Республики Узбекистан «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».
Этот законопроект в сфере государственного управления включает в себя, прежде всего, вопросы изменения структуры Олий Мажлиса, являющегося органом законодательной власти, создание нижней — Законодательной — палаты и верхней палаты — Сената, изменение конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний и многие другие важные вопросы, связанные с этими реформами.
Словом, данный правовой документ отражает и закрепляет в законодательной форме итоги референдума и становится основой для внесения изменений в нашу Конституцию.
Вместе с тем, мы должны осознать то, что данный проект Конституционного закона, по сути, ставит принципиально иные требования к новым, отражающим в себе процесс изменений законам, которые необходимо будет принять в дальнейшем.
В ходе обсуждения проекта этого закона, я думаю, депутаты обратят особое внимание прежде всего на указанные в нем чрезвычайно важные положения. А именно — о новом составе Олий Мажлиса следующего созыва. Об особенностях нижней и верхней палат парламента, их взаимоотношениях в законотворческой деятельности. А также о порядке формирования палат, принципах определения количества их членов и сроков их полномочий.
При этом определение единой даты проведения выборов Президента Республики Узбекистан в нижнюю законодательную палату и местные представительные органы власти будет иметь важное значение.
Согласно проекту закона выборы предполагается проводить в год истечения конституционных сроков полномочий этих органов — в первое воскресенье третьей декады декабря.
Какое практическое значение может иметь данный порядок?
Во-первых, существующий во многих демократических государствах этот порядок — точное определение сроков проведения выборов — предупреждает произвол и проявление чьих-то корыстных интересов, других подобных субъективных подходов в этой сфере.
Вместе с тем, наши граждане, наш народ будет иметь ясное представление о том, что выборы проводятся только в конце года, в спокойной обстановке, когда завершаются все намеченные на год планы и работы.
Другая важная задача заключается в том, что такой порядок создаст условия для обеспечения баланса и согласованности между законодательной и исполнительной властью, недопущения дублирования их деятельности, выполнения данными органами своих прямых обязанностей.
Если говорить о верхней палате — Сенате, ее члены избираются в установленном законом порядке в течение месяца после проведения выборов в конце декабря в Жокаргы Кенгес Республики Каракалпакстан, областные, городские и районные кенгаши.
И в данный вопрос внесена окончательная ясность, и, я думаю, наш народ воспримет это с пониманием.
Всем нам известно, что нижняя палата, называемая Законодательной палатой, будет осуществлять свою работу в абсолютно новом для нас порядке, то есть на постоянной, профессиональной основе.
Естественно, изменится и порядок выборов в нижнюю палату, которая будет работать на такой основе.
В связи с этим можно сказать, что на членство в ней в качестве основных претендентов на арену выйдут политические партии и инициативные группы избирателей.
Они будут выдвигать в нижнюю палату своих кандидатов — профессионально подготовленных по роду своей деятельности и нацеленных на ведение данной работы, стремясь, чтобы именно они стали депутатами.
Если говорить об отличии верхней палаты от нижней, то оно будет заключаться в том, что из числа депутатов, избранных во все местные кенгаши, в эту палату от территориальных субъектов, независимо от того, будь то Республика Каракалпакстан, области или город Ташкент, от каждого из них будут избраны по шесть депутатов.
Помимо этого, членами верхней палаты также станут назначаемые Президентом шестнадцать авторитетных граждан, заслуженно пользующихся уважением народа.
Иначе говоря, члены верхней палаты, хорошо осведомленные о положении на местах, поддерживающие непосредственную связь с избравшими их кенгашами, будут в своей парламентской деятельности более полно выражать и защищать интересы регионов.
Если говорить о порядке формирования верхней палаты, то ее члены будут избраны из числа депутатов местных кенгашей на их совместном заседании путем тайного голосования.
Думаю, такой порядок выборов полностью соответствует всем требованиям демократии.
Следует подчеркнуть, что Сенат не должен заниматься непосредственно законотворческой деятельностью параллельно с нижней палатой.
То есть, члены Сената участвуют в законотворческой деятельности с учетом, прежде всего, интересов страны и, вместе с тем, соответствующих регионов путем одобрения или отклонения проектов законов, представленных нижней палатой.
Пользуясь случаем, хочу отметить, что в ходе определения полномочий верхней палаты некоторые задачи, выполняемые сегодня Президентом, наряду с другими важными функциями, будут возложены на Сенат.
Еще одно отличие верхней палаты — Сената от нижней состоит в том, что последняя работает на постоянной основе, а Сенат, собираясь на сессиях, обсуждает законы, принятые нижней палатой, и выносит свои решения.
Следует отметить, что в проекте Конституционного закона, представленном сегодня для обсуждения, указаны только основные положения, касающиеся нового состава и задач нашего парламента.
Разумеется, для всех нас должно стать очевидным, что перед нами стоит задача подробного обсуждения многих серьезных вопросов, связанных с деятельностью Олий Мажлиса, его нижней и верхней палат, разработка и принятие отдельных законов.
Без преувеличения можно сказать, важное значение имеет то, что в ходе подготовки этих законов мы опираемся прежде всего на накопленный нами за прошедшие десять лет опыт, учитываем наши ценности, наш менталитет и практику развитых демократических государств.
Уважаемые депутаты!
Все мы должны понять: нам еще нужно проделать огромную работу для того, чтобы добиться намеченных рубежей, принять новые законы по углублению и закреплению демократических реформ, критически оценить действующую законодательную базу и внести в нее необходимые, соответствующие времени изменения.
Для выполнения этих задач, в построении нашей новой жизни важнейшее значение имеет соблюдение правил, являющихся для нас основополагающими принципами.
В чем заключаются эти принципы?
Во-первых. Еще более глубокое внедрение демократических стандартов и принципов в государственное управление и общественное строительство. Обеспечение баланса законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Обеспечение их независимости, создание на практике механизмов для выполнения каждой из ветвей власти возложенных на них задач и обязанностей.
Несомненно, в ряду этих задач наиболее актуальными являются дальнейшее совершенствование избирательной системы, повышение политического сознания и мышления и, одновременно, роста политической активности избирателей, всего народа.
Нам нужно четко осознать, что если в какой-либо стране между ветвями власти отсутствует демократический баланс, определенный Конституцией и законами, и если каждая ветвь власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная, не выполняет полностью возложенных на нее полномочий и обязанностей, то это неизбежно приводит к появлению в этой стране авторитарного правления и к принятию в таком же духе решений.
В результате этого, в каждой из сфер, будь то управление государством и обществом, будь то экономика или социально-духовный аспект, могут возникнуть негативные последствия, нежелательные ситуации, которые порою приводят к недовольству народа.
Откровенно говоря, в переходный период в силу различных объективных обстоятельств и трудностей, мы столкнулись со многими проблемами, связанными с обеспечением реализации вышеназванных важных задач.
Следует признать, что препятствием на каждом шагу была нехватка квалифицированных кадров и специалистов, и к тому же недостаточная зрелость нашего мышления, сложная обстановка, и самое главное — нехватка опыта в сфере законодательства.
Вместе с тем надо признать и то, что за годы независимости в нашей стране создана широкая законодательная основа и развитая система управления государством, подготовлены необходимые кадры.
Значительно повысился уровень общественного сознания граждан, их политическая культура. Я хочу сказать, что методы авторитарного правления теперь нельзя оправдать никакими условиями и присущими им особенностями.
Только выполняя эти требования в нашей жизни, мы сможем обеспечить на практике верховенство закона и построить правовое государство.
Вторая задача. Я думаю, излишне говорить о том, что защита прав и свобод человека, обеспечение их гарантий не на словах, а в реальной жизни, постоянно находятся в центре внимания нашей законодательной и практической деятельности.
Вопросы обеспечения свободы слова и печати, неразрывно связанные с данными проблемами, также находятся в ряду этих актуальных задач.
Раз мы хотим построить открытое, правовое демократическое государство, то нам предстоит проделать большую работу в этом направлении.
Критически оценивая претворение в жизнь принятых законов и правовых норм, необходимо проводить работу по совершенствованию законодательства совместно с международными организациями и центрами по защите прав человека. Сама жизнь требует повышения ответственности в этой области, прежде всего, от органов государственной власти и суда.
В-третьих. Для нас должна быть очевидной необходимость продолжения и углубления работы, начатой в области законодательства и на практике, направленной на принятие решительных мер по либерализации экономики, разгосударствлению и приватизации имущества, расширению места и влияния частной собственности в экономике, предоставлению еще больших свобод и льгот предпринимателям в малом и среднем бизнесе, созданию для них всех необходимых возможностей и стимулов. Словом, освободить эти сферы от всех оков, которые связывают их по рукам и ногам.
Мы должны в этом плане обратить внимание на следующий весьма ценный опыт развитых стран, в которых условия для свободного развития экономики гарантированы законами.
В этих странах государственная власть, ее контролирующие и проверяющие структуры воздействуют на экономику и деятельность хозяйствующих субъектов только с точки зрения обеспечения приоритета закона и его безусловного исполнения.
Никакие иные методы воздействия на них не допускаются.
В-четвертых. Еще одна стоящая перед нами важная и актуальная задача — реализация на деле принципа «От сильного государства — к сильному обществу».
Для достижения этой цели требуется, во-первых, поэтапная передача полномочий центральных и высших органов управления государством нижестоящим структурам, в том числе органам самоуправления.
И здесь мы в первую очередь подразумеваем хорошо проявившую себя во всех отношениях структуру — махаллю.
Во-вторых, следует создать широкие возможности для развития негосударственных, общественных организаций, прежде всего институтов гражданского общества, поддерживая и оказывая помощь в повышении их активности.
Всем нам следует не забывать одну истину.
Любая государственная система, ее аппарат и административные органы, каким бы демократическим стандартам они ни отвечали, все равно будут оставаться системой, стремящейся демонстрировать свою власть и оказывать давление.
Вот почему установление со стороны общества и граждан контроля над государственными ведомствами, прежде всего над его административными органами, во всем мире признается как мера, направленная на предотвращение нарушений закона, злоупотреблений полномочиями и обязанностями, коррупции, а также против самоуправства и принятия волюнтаристских решений.
Содействие такому пониманию среди широкой общественности и разработка в этом направлении приемлемых для нас законов и норм, применение их на деле должны стать одной из важных основ созидаемого нами демократического общества.
Во имя достижения этих высоких целей и создания соответствующих им правовых основ, думаю, настало время разработать закон «О развитии негосударственных, общественных структур и объединений, гарантиях и условиях деятельности институтов гражданского общества».
В нем, в частности, в законодательном порядке должны быть предусмотрены организация специальных финансовых фондов по поддержке негосударственных структур и порядок их формирования.
Одновременно необходимо разработать другие экономические, организационные и правовые механизмы по стимулированию процесса создания негосударственных, общественных структур.
Будет правильным сказать, что основная цель этих действий заключается, прежде всего, в повышении политической и социальной активности общественности, широких масс и, вместе с тем, в большем привлечении их к вопросам управления государством и обществом.
Дорогие друзья!
Сегодня, говоря об итогах проведенного референдума, явившегося важным событием в нашей общественно-политической жизни, о практической реализации результатов волеизъявления народа, мы, конечно, хорошо понимаем, что в одном выступлении или докладе очень сложно очертить весь круг предполагаемых задач и их различные аспекты.
Думаю, что для достижения этой цели нам придется еще много работать, обсуждая на этой трибуне, в парламенте многие вопросы, и в целях полного и эффективного использования наших возможностей принимать целый ряд тщательно продуманных законов и решений с учетом мирового опыта.
Уважаемые депутаты!
Сегодня, рассуждая о нынешних актуальных планах, перспективах на будущее, невольно вспоминаем о том, как десять лет назад, в начале этого пути, мы поставили задачу поднять жизнь народа на достойный уровень, в сложной обстановке наметили свои благородные цели, стали работать в трудных и сложных условиях.
Мы должны открыто признать, что в то время были и те, кто сомневался, и даже с недоверием смотрел на наше будущее. И это можно понять.
На первых порах, когда еще не было готовых рецептов по решению ранее не встречавшихся, очень непростых задач и проблем, подобные сомнения, естественно, могли возникать.
Сегодня, пройдя через много выпавших на нашу долю нелегких испытаний, критически оценивая пройденный путь, мы с уверенностью можем сказать, что наша основанная на пяти принципах модель развития и ставшие девизом нашей жизни принципы «Реформы не ради реформ, реформы ради человека» и «Не ломай старый дом, не построив новый» получили практическое подтверждение.
Если бы сегодня у меня спросили, каково самое главное и решающее преобразование в жизни Узбекистана, его народа в течение прошедших десяти лет, я бы ответил так.
Не будет ошибкой сказать, что граждане Узбекистана, наш народ за десятилетие прошли огромный путь, равный столетиям, и сегодня процесс реформ, проводимых в нашей стране, приобрел необратимый характер.
И самое главное, мы можем утверждать с полной уверенностью, что нынешнее мышление нашего народа как земля и небо отличается от того, каким оно было десять лет тому назад.
Для подтверждения этой истины не надо далеко ходить, дорогие друзья, достаточно взглянуть на депутатов, сидящих в прекрасном зале Олий Мажлиса, на нас самих.
Кем мы были десять лет тому назад, и кем мы стали сегодня?
Сегодня мы, сыны и дочери мужественного и щедрого душой народа, уверенного в своих силах и возможностях, завоевавшего авторитет на международной арене своим трудом, упорством и энергией, с гордостью и твердой уверенностью смотрящего в завтрашний день.
Мне бы хотелось, чтобы все мы жили с благородными чувствами, чтобы такое понятие, как ответственность перед историей и народом, глубоко вошло в наше сознание и стало неотъемлемой частью повседневной жизни.
Наша задача на данном этапе состоит в том, чтобы, не отклоняясь от избранного курса, еще более углубить начатые реформы и достигнуть намеченных целей, воплощая в жизнь слова: «Мы обязательно займем достойное место в мире!».
Сегодня, когда мы ставим перед собой великие цели, я хотел бы особо обратить ваше внимание еще на один момент.
А именно, вновь повторить слова, сказанные во время встреч с руководителями многих зарубежных государств, а также с некоторыми нашими оппонентами.
Реформы, преобразования, которые мы осуществляем на пути созидания новой жизни, нового общества, проводятся нами не для того, чтобы понравиться кому-либо, получить чье-либо одобрение и таким путем извлечь какую-либо выгоду, а потому что они полностью отвечают интересам нашего народа и в будущем мы не отступим от этого.
Мы должны еще глубже осознать, что все успехи, достигнутые в результате преодоления различных трудностей на пути демократических преобразований, перехода к рыночной экономике, прежде всего, направлены на благо нашей страны, всех нас, во имя будущего наших детей, во имя их счастья.
Пусть такая точка зрения, преданность интересам государства и народа станут постоянным девизом каждого из нас, для нынешнего и грядущего поколений.
В конце своего выступления разрешите мне пожелать всем нашим соотечественникам, в том числе и вам, уважаемые депутаты, достичь этих заветных рубежей, свободной и благополучной жизни, испытать радость от результатов своего труда.