Есть люди, не устающие удивляться. Они-то и не перестают удивлять.
Персональная выставка Гайрата Байматова, радовавшая нас две недели в Центре современного искусства, вновь удивила даже тех его ценителей и друзей, которые давно знают, что работы этого мастера всегда были и будут необычными, непредсказуемыми.
Удивление новыми работами Байматова не скрывалось в обстоятельных выступлениях академиков Академии художеств республики Акбара Хокимова, Джавлона Умарбекова, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Ларисы Вячеславовны Шостка и в восторженных отзывах посетителей.
Персональные выставки дают художнику возможность раскрыться всесторонне, и зачастую они бывают как бы итоговыми, отражая разноплановость и разновременность представленных работ. У Байматова же персональные выставки — это всегда работы не просто новые, разноплановые, а всегда полиптихи.
— Может быть, — размышляет Гайрат Байматов, — это связано с тем, что с молодости я увлечен акварелью, а она близка графике, а графике, как известно, присуща серийность, ибо на одном месте трудно передать то, что переполняет душу художника. Увлечение акварелью сказывается и на моей живописи. Многие известные кинорежиссеры, мы знаем, нередко выстраивают кадры своих фильмов, как раскрытие поразившей воображение картины.
И становится понятным, почему через каждые 2-3 года Байматов отдает свои работы на суд посетителей персональных выставок. Когда полиптихи исполнены, вдохновение рождает новые замыслы.
Вот и представленные на выставке работы — это полиптихи, связанные не только единством замысла, но и техники, которая у Байматова всегда неожиданна. Меня, как и многих посетителей, не просто удивила, а буквально заворожила техника письма, которую можно бы назвать ковровой. Так мастерски краски на холсте имитируют поверхность старинных восточных ковров, высвечивают цветистую символику сюзане. И в то же время за новаторским единством формы и общим замыслом выступает такое тематическое разнообразие, которое, казалось бы, немыслимо слить в единство. «Город у моря», «Цесис после дождя», «Бразильский танец», «Танец с веерами» и цикл картин, связанных ургутскими мотивами («Свадьба в Ургуте», «Базар» и др.) — это разные миры, разные страны и города, но все они как бы сплавлены им в целое. И именно эта сплавленность многообразия, многокрасочности, символики мира и покоряет наше воображение, приподнимает нас над приземленностью обыденного трехмерного видения.
— Каждая новая работа, — считает Гайрат, — требует новой техники письма. А она неразрывно связана с темой, замыслом.
Выставка названа автором «Восточные сказки», ибо все представленные работы связаны друг с другом, как бесконечность текучести сказочно яркой жизни в «Тысяче и одной ночи». Кто-то из посетителей, скорее всего балетмейстер, назвал вслух картины Байматова танцевальными. И, конечно, не случайно в названиях многих картин присутствует слово «танец». Как отзвук движения, взаимосвязанности времен.
Поражает умение автора расшифровывать символику древности, переводить ее, сохраняя искусность формы на современный язык. Или, можно сказать, автор возвращает нам первоначальность найденной древними сути, очеловечивает ее.
За символикой, обобщенностью, свободой мастерства всегда видна твердая рука опытного мастера, искусного рисовальщика, знатока традиционных форм. Чувствуется отличная школа мастеров живописно-педагогического отделения Республиканского художественного училища имени П. Бенькова, Харьковского художественно-промышленного института. Сказывается многолетняя работа художника-дизайнера на предприятиях Украины и, конечно же, многолетний опыт преподавательской работы.
— 70-е годы минувшего века, — вспоминает Гайрат, — были годами повального увлечения акварелью. С подачи прибалтийских мастеров. Все художники мечтали стать участниками всесоюзных выставок акварели, но отбор был очень строгим. Позднее Союз художников начал создавать всесоюзные передвижные творческие группы по регионам: Западная Украина, Кольский полуостров, Сибирь, Сахалин, Армения, Грузия…
Группы состояли из 20-25 человек. Ядро их составляли старые «зубры». И для меня, молодого художника, работа в такой группе была отличной школой. Раз в три года выставки акварелей проводились в Прибалтике. На одной из них я впервые получил диплом.
Байматову посчастливилось поработать в пяти передвижных группах, побывать во всех уголках Союза, поработать в Болгарии. Там, как известно, находится один из самых известных в мире музеев акварели. В числе известных художников Узбекистана Гайрату удалось поработать в Бельгии.
В 1980 году Байматов становится членом Союза художников СССР, в 1989 удостаивается звания «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», а в 1998 году награждается серебряной медалью Академии художеств Узбекистана.
Я задал, как оказалось, неуместный вопрос. Спросил о том, не прекращал ли он заниматься живописью, увлекшись акварелью. Оказывается, это у нас многие годы художников разделяли на живописцев, графиков и т. д. Во всем мире этого нет. Там есть одно определение — художник.
Байматов и есть такой художник. Он и сейчас пишет и акварели, и живописные полотна, и обращается к графике.
— Акварель учит собранности, концентрации мысли, ведь надо успеть начать и закончить работу, пока лист влажный. А сохнет лист быстро, особенно в нашем жарком климате. Акварель — это отличная школа мастерства.
Байматов считает, что есть два типа художников. Одни зеркально отражают то, что видят, другие пытаются передать пережитое осмысление увиденного. И людям, размышляющим о смысле жизни, о связи своей с родной землей, с миром, с вечным космосом, конечно же, ближе художники второго типа.
— Многие сегодня полагают, что в творчестве главное — раскрепощенность, свобода самовыражения, поиски своего подлинного «я». А техника письма, мастерство приходят, де, сами собой. Я полагаю, мастерству надо учиться, надо учиться и мыслить, мыслить по своему. К сожалению, ныне молодых художников этому не всегда учат, верх берет узкая специализация, самотек.
Время — самый строгий судья. Ныне работы Гайрата Байматова выставлены в Государственном музее искусств и дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана; в Бухарском и Самаркандском государственных историко-архитектурных музеях-заповедниках, Ургенчской художественной галерее, его картины можно увидеть в музеях России, Греции, Македонии, Италии, Израиля, Ирака, Бахрейна…
В кратком резюме, предложенном посетителям выставки, я прочитал о Байматове «Процесс познания мира для него никогда не останавливается». Я бы добавил — потому что он твердо стоит на фундаменте древнейших традиций своего народа. Ибо в многонациональном мире интересен лишь тот художник, который сумел поднять творческие достижения своего народа на общенациональную, общечеловеческую высоту.
Юрий Ряженцев.