Шедевры узбекского декоративно-прикладного искусства завоевали признание во всем мире. Добавила славы мастерам выставка «Узбекский художественный промысел: история и современность», открывшаяся в Штутгарте — столице одной из федеральных земель Германии. Выставка приурочена к 10-летию установления дипломатических отношений между нашими странами и вызвала большой интерес.
Я не раз бывал в Германии, и каждая поездка свидетельствовала, насколько велик интерес в этой стране к культуре Узбекистана. В дни, предшествовавшие открытию выставки, германское телевидение показало документальный фильм «Три дороги в Самарканд» — увлекательные истории рождения знаменитых памятников архитектуры в центре Великого шелкового пути. Фильм произвел такое впечатление, что г-жа Криста Фосшульте, вице-президент ландтага федеральной земли Баден-Вюртемберг, сказала мне: «Я никогда не бывала в Узбекистане, но уже заочно люблю его. И не только потому, что увидела превосходные памятники архитектуры. Культура вашей страны давно увлекает меня. У вас достигли невиданных высот литература, давшая миру таких мастеров слова, как Алишер Навои и Бабур, созданы великолепные произведения декоративно-прикладного искусства, многие из них хранятся в нашем Линден-музее».
Этот музей и сделался центром, в котором демонстрировали свои работы художники «Мусаввира» и других творческих объединений. Насколько внимательно отнеслись наши германские друзья к организации экспозиции, можно судить по тому, что яркие плакаты о выставке украшали главные улицы Штутгарта, а красочные пригласительные открытки и каталоги были разосланы в многочисленные культурно-просветительные центры страны. В газетах и журналах публиковались статьи об искусстве Узбекистана, о социальных и экономических переменах в нашей стране за последние 10 лет.
Выставка быстро перешагнула первоначальные рамки, и профессор Томас Михель, директор Линден-музея, справедливо заметил, что этот праздник лучше было бы назвать «Днями искусства Узбекистана». Он рассказал, что в музей постоянно обращаются историки культуры и просто ценители искусств за материалами и экспонатами узбекского художественного промысла, рассказывающими о развитии культуры в центре Великого шелкового пути. «Представьте себе, какое восхищение вызвала у наших художников экспозиция, сформированная из того, что хранилось в запасниках музея».
500 квадратных метров отвел Линден-музей для демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства Узбекистана из своих запасников. С превосходным знанием предмета комментировали сотрудники музея увиденное нами. Предметы истории, археологии и этнографии — а их было более 250 — датировались от II века до н.э. и до наших дней. Керамика, традиционная вышивка, оружие всадников-воинов, ювелирные изделия, чеканка по меди, резьба и роспись по дереву и ганчу, изделия ковроткачества и золотошвейного искусства, тиснение по коже — все это символизировало «торговую улицу» на Великом шелковом пути.
А рядом с этим залом демонстрировались экспонаты, вышедшие из рук мастеров НПЦ «Мусаввир», и тут же были развернуты рабочие места для ремесленников. Посетители увидели, как изящно ложатся рисунки на миниатюры Асада Юлдашева и как искусно работает орнаменталист Бабур Хасанов. Они аплодировали Суннату Пулатову — блистательному мастеру тиснения по коже.
Каждый день был наполнен интереснейшими событиями. С каким волнением смотрели посетители выставки подготовленный нашим посольством документальный фильм о природе и исторических достопримечательностях Узбекистана! Большое впечатление на гостей произвели кадры о международной выставке «Экспо-2000» в Ганновере, где узбекистанский павильон был одним из самых посещаемых. По этому поводу искусствовед г-н Мигель сказал, что выставки последнего времени — это продолжение дружественного узбекско-германского диалога, начатого в 1995 году, когда Президент Узбекистана И. Каримов и президент Германии Р. Херцог открыли экспозицию о наследниках Великого шелкового пути.
Мне повезло: познакомился с людьми, не просто любящими Узбекистан, но превосходно знающими его историю, жизнь и проблемы. Один из них, профессор Й. Кальтер, неоднократно бывал у нас в научных экспедициях, посетил другие страны Центральной Азии и собрал богатейший материал о жизни узбекской диаспоры в Северном Афганистане. Профессор превосходно знает, как велик вклад в науку и просвещение Абу Али ибн Сино, аль Беруни, Улугбека и других наших земляков и считает, что если бы не они, мировая цивилизация оказалась бы гораздо бедней. Й. Кальтер убежден, что реформы в стране будут способствовать расцвету культуры и образования: «Я счастлив, что уже во второй раз мог организовать вместе с посольством вашей страны демонстрацию декоративного и прикладного искусства узбекского народа, которое всегда притягивало меня и моих коллег-ученых Запада и Америки. Верю: теперь культурный обмен между нашими странами станет еще более интенсивным».
Выступая перед журналистами, я сказал, что в нашей стране более 10 тысяч мастеров народного промысла и за последние годы они дали новую жизнь памятникам архитектуры, на которые кое-кто уже был готов махнуть рукой. Тут же мне задали множество вопросов, притом весьма профессиональных. Не без удовольствия рассказывал о возрождении исконных традиций национального искусства, об освоении давно забытых материалов, о свободе творчества — этом главном стимуле работы наших художников.
Восхищение публики вызвало выступление группы «Шодлик». Танцевали так заразительно, что некоторые из присутствовавших норовили присоединиться к исполнителям. А когда солист ансамбля С. Акбарбеков взялся за дойру, весь зал аплодировал в такт музыке.
Наша выставка в Штутгарте продлится до 27 сентября. Каждый месяц три мастера из Узбекистана будут выезжать в Германию, чтобы блеснуть своим искусством перед посетителями. И еще. Подписан договор об открытии в 2003 году выставки-продажи изделий наших мастеров в Бремене. Еще одна выставка примет гостей в старинном германском городе Триэре.
Шохалил Шоякубов.
Председатель научно-производственного центра «Мусаввир», глава делегации узбекских мастеров-ремесленников, заслуженный деятель искусств республики.