Домой » Культура » КОНТРАСТЫ «ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ» В ИНТЕРЬЕРЕ ТЕАТРА

КОНТРАСТЫ «ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ» В ИНТЕРЬЕРЕ ТЕАТРА

У них много общего — сверстницы, они практически одновременно заканчивали художественно-графический факультет Ташкентского государственного университета, своим учителем и наставником называют известного живописца Яниса Салпинкиди, выставки с их работами не первый год привлекают внимание взыскательных критиков и ценителей живописи, их полотна охотно приобретают коллекционеры, в том числе стран ближнего и дальнего зарубежья.
В году нынешнем у Оксаны Залевской и Елены Камбиной появились новые точки пересечения в творческой биографии — их первые масштабные, как говорят специалисты, концептуальные выставки прошли одна вслед за другой в выставочном холле театра-студии «Ильхом». Такой наглядный рубеж заставил знатоков говорить не только о цельности сформировавшегося таланта именно этих двух художниц, но и о том, что сегодня все отчетливее проявляется «мощное женское начало в изобразительном искусстве», как заметил академик Академии художеств республики Владимир Бурмакин.
К своим выставкам каждая целеустремленно шла около двух лет, представив на обозрение около шестидесяти работ. Новых, а не «хорошо забытых старых», чем, увы, нет-нет грешат их коллеги по цеху. Кажется, на этом общность таланта художниц исчерпывается — совершенно разный почерк, выбор тем, стилевого решения и направления в живописи.
Оксана Залевская — не новичок не только на отечественных выставках, но и зарубежных. Сейчас ее картины экспонируются на передвижной выставке по японским городам — Токио, Нагано. Жаль, среди них нет выполненных в излюбленной на Востоке технике батик, эти работы — одна из ее своеобразных особенностей, проявившихся в последние годы. Роспись по шелку, которую она осваивала сама, довольно неожиданно для зрителя воплощается в художественных полотнах со свойственной этой технике сочностью красок, цветовыми нюансами.
— Охотно экспериментирую с цветом, оттенками, текстурой холста, плотностью мазка еще и потому, что такие средства выразительности во многом помогают воплотить авторскую задумку, — говорит Оксана. — Для меня совсем нелишне, приобретя обычный холст, «поработать» над ним, придав ему нужную шероховатость. А сколько возможностей таит в себе наложение различных оттенков разного цвета! С их помощью можно создать нужную перспективу, так, чтобы взгляд «погружался» внутрь полотна.
И действительно, трудно оторвать взор от цветовой симфонии, порой неистово, порой сдержанно звучащей в ее картинах, где акварель или масло определяют главный «тембр» звучания. Помимо столь любимых художницей лирических пейзажей и натюрмортов, словно дышаших живыми ароматами букетов, пришло желание попробовать себя и в жанровых композициях. Заметили критики, искусствоведы и другую особенность последней экспозиции — и предметная, и абстрактная живопись нашли в ней свое место. В художественной галерее Нацбанка — одной из лучших в республике, хранящей и раритеты ушедших мэтров живописи, оценили мастерство ташкентской художницы, приобретя для коллекции ее работы.
«Носительница интересных идей», «свежий авангард», «поиск новой художественной формы», — такими отзывами делились маститые мастера кисти на экспозиции Елены Камбиной, которая вкладывает в свои полотна, чаще в композиции из двух-трех полотен, философский смысл. Поиск выразительных средств она ведет больше в пластике рисунка, цветовых контрастах. Ее последний художественный проект под названием «Пространство обнуления» выдержал конкурсный отбор и в итоге получил одобрение Института Открытое общество — Фонд содействия Узбекистан, не первый год выделяющего малые гранты для поддержки художников.
vystavka
Один из триптихов Е. Камбиной обыгрывает фантазию на тему «Вторая линия горизонта». Такого явления не может быть в природе, но теоретически…Так из мечтаний художницы рождаются картины-саги, полотна-сказания — отражение потока мысли, вычисленного почти с математической точностью.
Родом из Чирчика, Елена вернулась в свой родной город после учебы в столичном вузе. Как и Оксана, занимается только творчеством. На слуху у знатоков изобразительного искусства с 1994 года, первая персональная ретроспективная экспозиция состоялась тремя годами позже. На вопрос, почему выбрала абстрактное направление в живописи, отвечает: «В этом нет ничего специального, нарочитого. Такое видение темы идет из глубины».
Доминирование формы над содержанием — один из главных лозунгов супрематистов, удивлявших в начале минувшего века не один известный выставочный салон. Эту разновидность живописи искусствоведы усматривают и в работах Камбиной. Дань ли это отгремевшей моде? Скорее сказывается увлечение художницы махариши-йогой со свойственной медитацией, стремлением прислушиваться к внутреннему «я». Работает маслом, использует акварель. Вообще же «нравится работать во всех техниках». Кстати, выигранный проект и подразумевал раскрытие художника в технике, теме, а еще в слове — стихотворные строки к своим картинам Елена сочинила сама.
Спрашиваю художниц: что для них означает членство в Академии художеств? Ответ очень хотелось услышать после фразы из беседы с одной достаточно известной молодой художницей (ее успех также зафиксирован рядом экспозиций, в том числе в ближнем зарубежье). Та ответила на аналогичный вопрос недоуменным встречным: «А зачем? Меня и без этого покупают, и весьма немало». Если для Оксаны членство в молодежной секции творческого объединения отечественной академии — факт состоявшийся, для Елены, как оказалось, — это желаемое и необходимое условие. «Было бы интересно и полезно вступить в академическую структуру, благодаря ей можно разрешать многие важные моменты в организации своих выставок. Конечно, ценно и мнение опытных коллег, как, впрочем, и всех, кто приходит смотреть картины», — говорит она.
Впереди у художниц — пора зрелости, творческой и возрастной. Какими находками отзовется этот переход в иное жизненное измерение, остается только догадываться. Одно несомненно — «мощное женское начало», означенное многими именами в современной узбекской живописи, получает свое достойное продолжение.
Наталья Петрачкова.