На днях мне довелось встретиться с исполнителем роли главного героя первого узбекского фильма для детей «Клич», снятого в далеком 1935 году. Тогда юному артисту Журахону Асадуллаеву было девять лет. Нынче — семьдесят четыре. Увидел те же озорные глаза, очаровательную улыбку, добрый, располагающий взгляд.
— Жура-ака, вы снимались у Юлдаша Агзамова. А рядом с вами были Наби Ганиев, Асад Исматов, другие мастера узбекского кино. Как же вы попали в павильон киностудии «Шарк юлдузи» (так называли тогда нашу киностудию)?
— В Шайхантахуре рядом со студией был хауз — бассейн. Мы, мальчишки, в жаркие летние дни частенько купались там, за что попадало нам от строгих родителей. И вот однажды во дворе мечети (а студия располагалась там) с такой силой загудел мотор, что все вначале испугались, а потом побежали туда, откуда дул сильный ветер и доносился рев мощного мотора. Мы оказались в первых рядах зевак, наблюдавших за тем, как установленный в середине двора большой, неуклюжий двигатель аэроплана с шумом работал, поднимал пыль, создавал эффект ураганного ветра. В такой необычной обстановке снимали очередные эпизоды фильма «Игит». Потом узнал о том, что в тот день «командовал парадом» Наби Ганиев. Это был интереснейший человек, отличный режиссер, актер, организатор кинодела. И вот в тот момент к нам подошел Юлдаш Агзамов (имя его узнали потом — в ходе съемок) и спросил: «Хотите сниматься в кино?» Мы не поняли смысла вопроса. Синематограф тогда нам казался чем-то таинственным, недосягаемым. Увидев наши удивленные глаза, режиссер что-то сказал своим помощникам. Те побежали в медресе — туда, где совсем еще недавно многие наши сверстники обучались исламским наукам. Принесли виноград. Юлдаш-ака протянул мне большую гроздь спелого винограда, внимательно посмотрел, погладил по голове. Потом дал виноград второму, третьему… и сказал: «Кто первым съест виноград? Победителя ждет сюрприз — сюприз синематографа!»
Это «состязание» я выиграл очень легко, быстро и меня зачислили в съемочную группу «Клич».
— Роль ваша довольно сложная: озорной мальчик из кишлака приезжает в Ташкент и с восхищением, даже со страхом смотрит на огнедышащий паровоз, удивляется тому, как легко приходят в движение гигантские колеса этого тягача пассажирских вагонов… Кстати, режиссер и оператор показали этот железнодорожный состав как бы вашими глазами…
— Для меня это было очень увлекательно, интересно. Студийные работники любили меня. Звали меня «Клич!» В переводе на русский язык это означает «сабля». Высокий, представительный и в то же время удивительно душевный, простой, коммуникабельный, как бы сегодня сказали, Наби Ганиев, рядом с ним веселый, неунывающий Юлдаш Агзамов со своей командой… Что же касается роли, то я во многом сыграл самого себя. Я на самом деле впервые увидел паровоз во время съемок. Я, помню, уши закрыл, услышав громкий сигнал машиниста… Так же, как и мой герой Клич, очень хотел иметь крохотную модель паровоза… Все это я должен был показать на экране. И я это делал с удовольствием. Тем более рядом была Матлюба Умарова, совсем еще юная исполнительница роли Лолы. Потом потерял с ней связь. Если она узнает о нашей с вами беседе, пусть даст знать о себе. В редакцию или мне пусть напишет коротенькое письмо.
— Чем еще запомнились вам дни работы над ролью?
— По большому счету мир кино меня увлек. Увидел людей, кинохудожников, живущих беспокойной жизнью. Познакомился с теми, кто водит пассажирские и грузовые поезда («съемочной площадкой» однажды была просторная кабина машиниста). Запомнились мне и дни, проведенные в кишлаке. Я, выросший в городских условиях, не умел ездить верхом на ишаке. А по сценарию мой герой именно на ишаке отправляется в путешествие. Но все время падает с ишака. Режиссер в конце концов этот кадр решил оставить в фильме: ослик сбрасывает меня — неумелого наездника, и я, обиженный, утомленный от бесконечных падений, продолжаю лежать на полу.
— Так почему же кино не стало вашей профессией?
— Отец мой Асадулла Хожихонов был вскоре репрессирован. Он был единомышленником Миноввар Кори… Все они были расстреляны. Матери, даже нашим родственникам не разрешили жить в столице. Мы тоже были в ссылке. Об учебе в кинотехникуме, киноинституте не могло быть и речи. К нам в кишлак однажды приехали Юлдаш Агзамов и Эсан Каримов. Рассказали о новом сценарии приключенческого фильма. Подробно говорили о роли Эргаша — моего нового героя… Но на этом связь оборвалась. Больше никто не осмеливался приезжать к нам в кишлак, тем более поручать роль…
Хамидулла Акбаров.