Домой » Июнь » Место встречи Чимган

Место встречи Чимган

А за два дня до этого, лишь загорелись на небе первые звезды, по традиции, на склоне горы, прямо на траве рассаживались слушатели первого песенного конкурсного тура — выступали лауреаты прежних лет. Впереди небольшой сценической площадки красовался «бюст» ослика со звездой во лбу, словно впряженного в помост для выступлений. Такой вот нестандартный символ фестиваля, появившийся недавно как образ из известной песни Никитиных про «ненаглядную отраду, золотую Бричмуллу».
Из далекого Владивостока приехала сюда постоянная участница состязаний узбекистанских бардов Виктория Мурадян и сразу покорила жюри своим гимном чимганскому фестивалю. Приехала не затем, чтобы получить очередной заслуженный диплом, просто она, бывшая ташкентка, уже не мыслит себя без этого праздника песни. Двадцать лет ему остаются верны Роман Мусин из ташкентского клуба авторской песни «Караван», Темур Валитов — постоянный инициатор фестиваля, корифей и лидер столичного клуба «Арча».
Немало и тех, кто «заболел» этим творческим недугом недавно. Даниш Кленков впервые блеснул в позапрошлом году своими ироническими песнями, особенно запомнился его «Химический блюз». Для артиста оригинального жанра Михаила Михелева, неподражаемого мастера стэпа, авторская песня стала новой творческой ипостасью. Как и для многих других, в начале лета преодолевающих обыденное течение жизни и расстояния ради задушевной беседы о главном у костра, ради поэтических строк, идущих от самого сердца, под гитарный перебор.
Видно, такая беседа дорогого стоит, и не только для состязающихся исполнителей. Ну для чего, скажите на милость, сюда «на перекладных» торопилась к открытию фестиваля молодая супружеская чета с ребенком из Калуги, почему от начала и до конца концертов слушали выступления немец Штефан (и спел сам) и американец Джерри — зарубежные гости, что подвигло молодую преподавательницу Самаркандского института иностранных языков Мари Хаймбургер выступить в бардовской «Чайхане» дуэтом с подругой Иралией Усмановой с французской юмористической народной песней?
Слушая не только искренние, но по большей части действительно мастерски исполненные песни, с присущим бардам темпераментом и истинным артистизмом, невольно задаешься и другим вопросом — где вы, устроители концертных мероприятий? Приезжайте, послушайте, и вы откроете для себя заслуживающий широкой слушательской аудитории пласт нашей культуры. Благо, инициаторов самобытного фестиваля — республиканский центр «Биоэкосан» при Министерстве народного образования, общественное молодежное движение «Клуб скаутов» и клуб авторской песни «Арча» (Ташкент)- поддерживают, и не впервые, ресурсные организации: хокимияты Ташкента, столичной области и Бостанлыкского района, Госкомприрода, администрация Угам-Чаткальского национального парка, а также Бизнесбанк, СП «Тезинтон» и «Супромед», фирма «Узинтур».
Что касается культуры, завсегдатаи фестиваля несколько лет назад открыли для себя такой ее пласт, как экокультура. Не случайно программа фестиваля, прошедшего на этот раз под девизом «Лучше гор могут быть только горы… без мусора», стала многоступенчатой.
К традиционной акции по очистке ущелья присоединились юные участники клуба скаутов, барды и отдыхающие, ученики местной 38-й школы. Акция завершилась определением победителей и презентацией книги «Озоновый зонтик», изданной совместно с озоновым комитетом Госкомприроды в рамках программы ООН по окружающей среде. Автор — известный поэт Раим Фархади, возглавивший жюри музыкального конкурса, вел со школьниками увлекательный разговор на экологические темы, дарил детям книжки, а от благотворительного общества экологической культуры и здорового образа жизни г. Ташкента «Бахтли келажагимиз» было роздано более ста анкет с вопросами, касающимися путей и способов защиты окружающей среды.
…Грузовик, выделенный для доброго дела Бостанлыкским хокимиятом, увез печальные следы цивилизации в виде многочисленных пакетов с мусором, и в ущелье словно стало светлее. И все же здесь остается немало проблем. Те, кто помнит Чимган в семидесятые годы, с грустью отмечают, что заметно поубавилось здесь кудрявого разнотравья. Многие видят одной из причин тому конников, предлагающих туристам прокатиться на лошадях вне специального маршрута: под копытами трава быстро вытаптывается. Часть ключей, а их было в ущелье вообще-то гораздо больше двенадцати, не льются ныне, причины тому — техногенного характера.
Но кое-что меняется. Например, порадовала такая деталь: в руках отъезжающих мне не довелось заметить необъятных букетов цветов. Значит, не зря бьют в набат общественные и уполномоченные на то организации, люди стали бережнее относиться к красотам земли-матушки. Информация о том, что эти заповедные места вместе с комплексом туристических объектов взяты ныне под опеку Ташгорхокимията с намерением придать ему новый облик, обнадеживает. И все же если окружающая природа будет по-прежнему засоряться кучами бытовых отходов, никакой даже «пятизвездочный» отель не привлечет туристов. Сохранение среды обитания — это дело чести каждого из нас. И то, что поклонники бардовской песни близко восприняли экологическую тематику, закономерно.
…Итоговому концерту предшествовала бардовская «Чайхана» — импровизированная концертная программа, расцвеченная на этот раз репризами чирчикской команды КВН. Для каждого, кто хотел исполнить лишь одну, но очень смешную песню, была предоставлена сцена актового зала туркомплекса «Чимган». И насмеялись вдоволь, порадовавшись музыкально-поэтическому юмору мэтров и новичков.
Далеко за полночь и рано утром жюри собиралось для вынесения окончательного вердикта. Пожалуй, наиболее волнительными эти дни стали для тех, кто пробовал свои силы в искусстве бардовской песни впервые. Желающих было так много, что порой было жаль членов жюри музыкального конкурса. Долгими часами, не отрываясь от рабочих мест, прослушивали они самодеятельных авторов, отбирая финалистов. А природа манила красотой гор и буйной зеленью…
В конкурсе лауреатов чимганских фестивалей прошлых лет, а для многих из них эти выступления стали и творческим юбилеем, отмечены Георгий Саруханов (номинация «Патриотическая песня»), Алишер Шахабитдинов — «За лучшую экологическую песню», Валентин Набережный как самый яркий лирический автор-исполнитель, «За верность лирической теме» — Темур Валитов. Лучшими в номинации «Юмористическая песня» стал Даниер Кленков, «Детская песня» — Лола Гаязова со своей удивительно проникновенной песней к дочери «Моя крошка». Опытная Лариса Плахова, представляющая «Живую музыку», выделена в номинации «Мои года — мое богатство», «За высокую гармонию музыки и вокала» награжден Сергей Минеев.
Конкурс дебютантов был достаточно сложным, ведь многие из начинающих бардов, как выяснилось, участвуют в отборочных слушаниях не раз и не два, а значит, имеют определенный опыт. В итоге состязались около тридцати исполнителей.
— На этот раз ведущие позиции среди победителей заняли навоийцы, зарафшанцы, где движение бардовской песни переживает своеобразный ренессанс, — комментирует результаты Раим Фархади. — Не зря самыми активными клубами объявлены «Четверг» и «Вдохновение». Возможно, борьба за победу в номинациях была бы еще острее, если бы приехало больше участников самаркандских клубов. Оценивая творчество самодеятельных авторов и исполнителей, мы исходили из тех критериев, что в авторской песне важно ощущение времени и проблем, диктуемых современностью. Бардовская песня ни в коем случае не должна оставаться на обочине событий и при этом она должна носить гуманистический характер, выражая понятия добра, человечности. Конечно, немаловажно владение инструментом, и в этом есть определенный прогресс. Симптоматично, что увеличилось число не только дуэтов, но и ансамблей авторской песни.
Новые лауреаты и дипломанты — это те, к кому завтра будут с уважением и вниманием прислушиваться пока еще «зеленые» барды. Дипломантка предыдущих конкурсов Луиза Данковцева, не раз выступавшая в дуэте со своим супругом Володей Паком, приехала на фестиваль с маленьким ребенком. «Пусть пропитается песенным духом», — шутили они с мужем. Теперь Луиза названа лучшим автором-композитором, а это, пожалуй, самая весомая номинация конкурса, лауреатом в номинации «За высокую духовность» стал Владислав Рожнов. «За тонкое чувство национального юмора» удостоена диплома Иралия Усманова. Ее песня по мотивам «Одесских историй» Бабеля о Бене Крике вызвала бурю эмоций. Юрий Сучков — один из очень немногих бардов, кому удалось выпустить свой СД-диск, отмечен призом зрительских симпатий.
Основное награждение их и большого числа других участников состоится 21 июня в Центральном доме офицеров Вооруженных Сил. Так что барды не прощаются надолго, тем более что начавшиеся в прошлом сезоне встречи авторов-исполнителей на берегу Чарвака ранней осенью, похоже, состоятся и в этом году. Правда, без конкурсной программы.
Уже подъезжая к метро, мои спутники вспомнили знаменитые строки: «Надоело говорить и спорить, и глядеть в усталые глаза. В флибустьерском синем дальнем море бригантина поднимает паруса…» Пели с таким задором и душой, будто сами только что сочинили ее. Песня эта, в свое время поднятая «на стяг» бардов-шестидесятников, написана Павлом Коганом еще в 1938 году. Оказывается, в эпоху, немыслимо трудную для человека мыслящего и чувствующего, стартовала авторская песня. Потому и не умирает.
Наталья Петрачкова.