В автомобильном и речном транспорте республики сейчас происходят большие перемены. Благодаря этому повышается уровень комфорта перевозок, культуры и качества обслуживания предприятий и населения. Что делается в этом направлении в отрасли? Об этом — беседа нашего корреспондента с заместителем начальника отдела по разработке нормативных документов Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта Т. Джамалходжаевым.
— Тахирходжа Ташходжаевич, какие направления работы агентства на сегодня являются приоритетными?
— Автомобильный транспорт выполняет важнейшие экономические, социальные и стратегические функции, и эффективность его деятельности во многом зависит от уровня координации и регулирования перевозчиков различных форм собственности на рынке автотранспортных услуг.
Возникает здоровая конкуренция, благодаря чему повышается культура обслуживания предприятий и населения, снижаются издержки по перевозкам, создаются условия, при которых каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества. И эта тенденция особо значима в свете принятого в июне минувшего года Указа Президента страны «О демонополизации и совершенствовании структуры управления в сфере автомобильного транспорта», а также его доклада на заседании Кабинета Министров 14 февраля 2002 года, где подчеркивается необходимость доведения до логического конца начатых мер по демонополизации в ряде отраслей, в том числе на транспорте.
Сегодня в большинстве крупных городов и областных центров реализуются комплексные региональные программы развития городского пассажирского транспорта и функционируют специально уполномоченные органы управления автомобильным транспортом.
Ключевая роль отведена Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта, созданному три с небольшим года назад в качестве государственного органа управления, регулирования и контроля в отрасли.
Им решаются задачи по обеспечению равнодоступности рынка транспортных услуг для перевозчиков независимо от форм собственности и принадлежности и одновременно равной их ответственности по принятым обязательствам;
наиболее полному и своевременному удовлетворению потребностей населения и предприятий в перевозках автомобильным и речным транспортом с наименьшими издержками;
обеспечению возможно более высокой экономической эффективности деятельности автомобильных и речных перевозчиков;
повышению уровня комфорта для пассажиров и транспортных услуг для грузовладельцев;
обеспечению необходимого комплекса мероприятий по охране окружающей среды.
— Как устанавливаются тарифы на автомобильном пассажирском транспорте?
— Агентство несет ответственность за проведение согласованной с Министерством финансов Республики Узбекистан тарифной политики на автомобильном транспорте, обусловленной необходимостью формирования здоровой конкурентоспособной среды на рынке транспортных услуг, обеспечения социальной защиты населения и прав предприятий, как оказывающих автотранспортные услуги, так и пользующихся ими.
— Реализуя эти полномочия и в целях социальной защиты населения, агентство по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан снизило с 14 ноября 2001 года на 10 процентов тариф за 1 пассажиро-километр проезда на междугородных-межобластных автобусных маршрутах.
Это решение обосновано тщательным анализом действовавшего ранее тарифа, утвержденного бывшей ГАК «Узавтотранс» на основании складывающихся эксплуатационных и иных издержек автопредприятий, и расчетами, произведенными по десяти крупным междугородным-межобластным маршрутам между городом Ташкентом и городами Самарканд, Нукус, Ургенч, Бухара, Навои, Карши, Шахрисабз, Термез, Денау и Гиждуван.
Как показал анализ, непроизводительные расходы автопредприятий, вызванные низким коэффициентом использования парка автобусов, фактически неиспользуемые производственные территории, высокой долей административно-управленческих затрат, вспомогательного производства и прочих расходов. И, безусловно, такие расходы не должны оплачиваться из кармана пассажира.
Для сведения, тарифы по городским и пригородным автобусным маршрутам устанавливаются местными хокимиятами.
— Какая работа проводится по разработке нормативно-правовой базы в сфере автомобильного и речного транспорта?
— За период своего непродолжительного функционирования агентством разработано и введено в действие около пятидесяти нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность автомобильного и речного транспорта. Практически создана правовая база для сертификации транспортных средств и услуг на автомобильном транспорте. Формируется законодательство по упорядочению деятельности автомобильных перевозчиков различных форм собственности, по охране их труда, обеспечению безопасности перевозок.
В 2001 году разработаны Правила перевозки пассажиров и багажа в Республике Узбекистан, которые находятся в стадии утверждения. Также разработаны Правила по перевозке особо опасных грузов и Положение об автовокзалах и пассажирских автостанциях. И они находятся в стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Для всех автомобильных перевозчиков независимо от формы собственности должно быть интересно, что нормативно-правовые документы постоянно публикуются в отраслевой газете «Узбекистон автомобилчиси», а также распространяются через отделения агентства, расположенные во всех областях республики.
— Как обстоят дела по проведению тендеров на автомобильном транспорте?
— Первостепенное значение уделяется методологии и непосредственному участию во внедрении механизмов тендерной реализации маршрутов перевозок, создании равных условий функционирования для перевозчиков всех форм собственности.
Цель проведения тендеров однозначно проста — это улучшение качества обслуживания пассажиров путем отбора лучшего перевозчика, который предложит наилучшие условия перевозки.
В ноябре-декабре 2001 года агентством проведено изучение эффективности тендеров на городских маршрутах в городах республики в рамках Концепции развития городского пассажирского транспорта, а также изучение состояния соблюдения тендерных контрактов на междугородных-межобластных маршрутах республики.
Изучение свидетельствует о том, что тендерная система размещения пассажирских маршрутов между перевозчиками оправдывает свое назначение и ее необходимо продолжить.
В работе территориальных комиссий по организации пассажирских перевозок и специально уполномоченных органов по управлению городским пассажирским транспортом непосредственное участие принимают территориальные отделения агентства, координируя процедуру проведения тендеров.
Всего в настоящее время на тендерной основе размещено более 2000 пассажирских маршрутов, или 82 процента от числа действующих. Только в течение 2001 года проведено 108 тендеров, на которых размещен 661 пассажирский маршрут, из них 46 тендеров на размещение 293 городских маршрутов, 49 тендеров — на 268 пригородных маршрутов, 7 тендеров — на 61 внутриобластном междугородном маршруте.
Увеличивается доля частных перевозчиков на тендерных маршрутах (автобусных и маршрутных такси). Так, если в 2000 году она составляла 45,5 процента, то в 2001 году составила 64,2 процента.
— Какие планы намечены агентством на 2002 год?
— На декабрьском заседании коллегии Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта утверждена Программа развития на 2002 год, которая в числе важнейших задач предусматривает конкретные меры по повышению эффективности открытых тендеров на размещение пассажирских маршрутов, в основном путем формирования и совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, проведения семинаров-совещаний, выработки рекомендаций, постоянного содействия перевозчикам в информационном и методологическом обеспечении.
Будет продолжена работа по введению в действие механизмов осуществления контроля за соблюдением органами управления и хозяйствующими субъектами нормативно-правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных и речных перевозок, а также контроля за соблюдением лицензионных требований и условий на автомобильном и речном транспорте.
Областным хокимиятам, заинтересованным министерствам и ведомствам предстоит создать действенный механизм государственной поддержки социально-значимых автомобильных перевозок, ввести в действие постоянно работающую систему компенсаций всех затрат перевозчиков, связанных с перевозкой льготных пассажиров и осуществить меры по дальнейшей реструктуризации автотранспортных предприятий, осуществляющих общественные автомобильные перевозки пассажиров.
Актуальной видится задача по обновлению парка подвижного состава на пассажирских перевозках путем кредитных, лизинговых и других финансовых схем.
К числу важнейших задач агентства, безусловно, относится проведение планомерной работы по подбору, обучению, повышению квалификации и расстановке кадров на автомобильном и речном транспорте с учетом перспективы развития отрасли, внедрению эффективной системы переподготовки высвобождаемых кадров, укомплектование предприятий отрасли работниками с высокими профессиональными качествами, такими, как маркетинг, управление финансовыми и людскими ресурсами, логистика, информатика.
Выполнение намеченных задач позволит обеспечить опережающее развитие автомобильного транспорта соответственно потребностям социально-экономического развития республики, характеризующегося стабильной тенденцией роста валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции, розничного товарооборота.
Беседу вел
Анатолий Баянов.
УКРАСИТСЯ АВТОТРАССА
Началось благоустройство автотрассы, связывающей Андижан с Кувинским районом Ферганской области.
По обеим сторонам 40-километровой трассы высаживаются саженцы арчи, тополя, фруктовых деревьев, обновляются автобусные остановки. Особенно активно идут работы на асакинском участке дороги. АО «Андижонавтойул» завершает прокладку асфальта на последних километрах. Указатели дорожного движения соответствуют стандартам.
В обновление современной магистрали вносят весомый вклад жители десяти кишлаков. Они наводят порядок на своей территории, празднично украшают дома, административные корпуса. Вдоль аллей началась посадка кустарников и цветов. Здесь каждый стремится встретить Навруз добрыми делами. К празднику на трассе сдаются в эксплуатацию два десятка новых торгово-бытовых объектов и станций автосервиса.
Нурмухаммад Ватанияр.
Соб. корр. «Правды Востока».
Андижанская область.