Домой » Февраль » РАЗВИВАТЬ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

РАЗВИВАТЬ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Состоялось очередное заседание Республиканского координационного Совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства. Вел заседание заместитель Премьер-министра, председатель Совета Р.Азимов.
На заседании рассмотрены итоги работы за 2001 год. Отмечено, что в истекшем году благодаря последовательной реализации определенных Исламом Каримовым задач по созданию условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса (МСБ) достигнуты существенные позитивные сдвиги в развитии этого сектора экономики.
Удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВП страны за год с 31 процента вырос почти на 3 процента и составил 33,8 процента, в том числе без дехканских хозяйств с 21,6 процента до 24,4 процента. Количество действующих субъектов МСБ на 1000 жителей республики увеличилось с 6,0 до 7,1 единицы. За счет развития МСБ создано 372 тысячи новых рабочих мест, что на 180 тысяч больше, чем в 2000 году.
Этому способствовало создание дополнительных условий для ускоренного развития МСБ. Так, идет формирование судебной системы защиты прав и интересов субъектов МСБ. С 1 октября 2001 года введен в действие новый упрощенный порядок государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства по принципу «в одно окно». В области подготовки кадров для МСБ в рамках Национальной программы подготовки кадров намечено создание 155 специализированных профессиональных колледжей.
Либерализована внешнеэкономическая деятельность субъектов МСБ, в результате чего они освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства, также им разрешено осуществлять экспорт за наличную иностранную валюту.
В истекшем году введены новые формы финансовой поддержки начинающих субъектов МСБ, которые на льготных условиях могут получить кредит в коммерческом банке для формирования стартового капитала. Созданы предпосылки для развития системы лизинговых, страховых услуг, кредитных союзов и других небанковских финансовых институтов, обслуживающих МСБ.
Значительно возросли объемы кредитов, выданных субъектам МСБ за счет собственных средств банков. В 2001 году субъектам МСБ выделено 144,3 млрд сумов (143 процента к прогнозу), что в 1,5 раза выше суммы кредитов 2000 года. Остатки кредитных вложений коммерческих банков, выделенных субъектам МСБ за 2001 год, выросли в 2,4 раза, достигнув 326,4 млрд сумов, из которых 69,3 процента — среднесрочные и долгосрочные кредиты. Отчисленные в фонды льготного кредитования средства в размере 16,9 млрд сумов направлены на кредитование проектов МСБ.
Из средств внебюджетных фондов выделены на финансирование проектов МСБ более 1,0 млрд сумов. На формирование стартового капитала 628 начинающим субъектам МСБ за октябрь-декабрь 2001 года выделено 533 млн сумов.
Объем иностранных кредитных линий, привлеченных для развития МСБ, составил 350 млн долл.США, из них освоено 299,6 млн долл.США, в том числе в 2001 году — 78,8 млн долл.США.
В результате принятых мер активизирована деятельность предпринимателей, заметно увеличилось количество предприятий МСБ. На 1 января 2002 года зарегистрировано 201,9 тысячи субъектов МСБ (прирост — 10,3 процента), из них 34,2 тысячи — в 2001 году. Удельный вес действующих субъектов МСБ вырос с 81 процента до 88 процентов.
В истекшем году вырос также удельный вес субъектов МСБ производственной сферы деятельности с 63 процентов до 66 процентов.
В 2001 году реформировалась система оптовой и биржевой торговли. Объемы реализации материально-сырьевых ресурсов субъектам МСБ на торгах УзРТСБ, Агропромбиржи, «Узулгуржисавдо» составили 106 млрд сумов, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Продукции, произведенной субъектами МСБ, реализовано на 65,5 млрд сумов (в 1,8 раза). Оборот мелкооптовой торговли по обслуживанию МСБ составил 13,6 млрд сумов при прогнозе 4,1 млрд сумов.
Проведена большая работа по защите законных прав и интересов предпринимателей. В 2001 году на 41 процент сокращены плановые проверки деятельности хозяйствующих субъектов. «Книгами регистрации проверок» обеспечено 170 тыс. предпринимателей.
Органами юстиции рассмотрено 2,8 тыс. заявлений, жалоб и обращений субъектов МСБ, из них 1,2 тыс. решены в пользу предпринимателей.
Органами хозяйственного суда республики рассмотрено 4,9 тысячи исков в защиту интересов предпринимателей (2000 г. — 432), по их решению с виновных взыскано 5,1 млрд сумов (2000 г. — 3,8 млрд сумов). В пользу субъектов МСБ непосредственно с 810 должностных лиц органов государственной власти и управления взыскан 241 млн сумов за моральный ущерб и упущенную выгоду (в 2000 г. с 143 лиц — 38,5 млн сумов).
В 2001 году выявлено более 300 тысяч правонарушений. По результатам проверок 627 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 55 освобождены от занимаемых должностей.
Вместе с тем продолжается волокита при выдаче лицензий и разрешений для предпринимательских структур в послерегистрационный период, незаконно отвлекаются средства предпринимателей, не изжиты бюрократизм и нарушения процедур выделения кредитов коммерческими банками, не прекращаются факты вмешательства должностных лиц в деятельность предпринимательских структур, имеют место факты осуществления незаконных проверок со стороны контролирующих органов. Такие нарушения допущены, к примеру, Ферганской транспортной прокуратурой, налоговыми инспекциями Сабир-Рахимовского района и г.Чирчика, Энергонадзора г.Карши, Зааминской инспекцией технадзора, Туракурганской районной СЭС других структур.
Координационным советом рекомендовано Министерству юстиции совместно с Госкомимуществом провести инвентаризацию нормативных актов министерств, ведомств, ответственных за выдачу лицензий и разрешений на осуществление видов предпринимательской деятельности и внести предложения по ее упрощению по принципу «в одно окно».
Госкомимущесту совместно с заинтересованными министерствами поручено изучить вопрос по упрощению и удешевлению нормативных и регламентирующих процедур, связанных с началом предпринимательской деятельности, в том числе получением частными предпринимателями земельного участка, организацией нового строительства или капитальным ремонтом арендованных и приватизированных помещений.
Рабочей группе совета по финансовой поддержке МСБ поручено проработать вопрос по дополнительным источникам средств, направляемых на кредитование начинающих предпринимателей для формирования стартового капитала, а также на кредитование сельских предпринимателей.
Национальному банку ВЭД рекомендовано ускорить привлечение и освоение кредитной линии Эксимбанка США в объеме 50 млн долл. США.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства на 2002 год определены:
либерализация системы лицензирования и разрешений предпринимательской деятельности в послерегистрационный период;
развитие системы проектного финансирования и кредитования импортных мини-технологий;
развитие новых форм финансовой поддержки начинающих субъектов МСБ, расширение льготного кредитования для формирования стартового капитала;
создание надежной системы обеспечения субъектов МСБ материально-сырьевыми ресурсами;
развитие системы информационного обеспечения и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
Координационным советом утверждена Программа и параметры развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства в Республике Узбекистан на 2002-2003 годы, разработанная Министерством макроэкономики и статистики, Госкомимуществом, Центральным банком и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
На заседании рассмотрен также вопрос о ходе выполнения постановления Кабинета Министров от 22 августа 2001 года о совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.
Отмечено, что в целом новый механизм государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства успешно функционирует и вновь созданные во всех городах и районах отделы по государственной регистрации субъектов предпринимательства укладываются в определенные вышеуказанным правительственным решением сроки. В результате упрощенной процедуры регистрации в IV квартале 2001 года зарегистрировано 10,5 тысячи субъектов МСБ, что на 2,1 тысячи больше, чем в III квартале.
Вместе с тем не все отделы по государственной регистрации субъектов предпринимательства оснащены оргтехникой, телефонной связью, отдельными помещениями. В некоторых районах имеют место случаи затягивания установленных сроков государственной регистрации субъектов предпринимательства. В ходе проведенного изучения вышеназванные недостатки выявлены в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях, руководителям территориальных комиссий которых поручено обеспечить создание всех необходимых условий для нормального функционирования отделов по государственной регистрации субъектов предпринимательства.
На заседании Координационного совета обсуждены результаты проведенного социологического опроса оценки предпринимателей работы, проводимой хокимами городов и районов, руководителями территориальных органов управления по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. Результаты опроса показали, что в отдельных областях и районах предприниматели не удовлетворены уровнем внимания к решению их вопросов со стороны хокимиятов и других представителей местной исполнительной власти.
Так, без внимания при обращении в хокимияты остались заявления 27,9 процента опрошенных в Андижанской области, 25,3 процента — в Самаркандской области, 28,9 процента — в Хорезмской области. В Шофирканском районе Бухарской области 54,3 процента опрошенных дали неудовлетворительную оценку деятельности районного хокимията, 47 процентов опрошенных в Нарпайском районе Самаркандской области и 46,6 процента опрошенных в Гулистанском районе Сырдарьинской области также оценили деятельность хокимиятов своих районов как отрицательную.
В этой связи принято решение о направлении материалов социологического опроса в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента для рассмотрения и принятия соответствующих мер, а также наиболее острые материалы опубликовать в республиканских и местных средствах массовой информации.
По итогам обсуждения вопроса Министерству юстиции рекомендовано привлечь к строгой персональной ответственности должностных лиц местных органов государственной власти, допускающих нарушения законодательства, невнимание, пренебрежение интересами, коррупцию, волокиту и бюрократизм по отношению к предпринимателям.
По рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения Координационного совета.
ekonomiks
(УзА).