Домой » Культура » НЕ ДАНЬ МОДЕ, А ПОТРЕБНОСТЬ ТЕЛЕЭФИРА

НЕ ДАНЬ МОДЕ, А ПОТРЕБНОСТЬ ТЕЛЕЭФИРА

Со стремительным развитием телевидения и его распространением появилось такое целостное эстетическое явление, как телевизионный кинематограф, использующий с начала своего становления творческие возможности и большого кино, и телевидения.
Многие узбекские кинорежиссеры, работавшие в художественном игровом телекино, на базе киностудии «Узбекфильм» создали десятки телевизионных фильмов, в том числе и многосерийных. Среди их создателей имена Ю. Степчука, У. Назарова, Х. Ахмара, Э. Хачатурова, З. Ройзмана, Ш. Аббасова и других.
Студия «Узбектелефильм», организованная в недрах узбекского телевидения с целью создания телефильмов для своих эфирных нужд, более тридцати лет назад поначалу занималась в основном производством документальных лент. Но в ряде творческих поисков заявила о своем потенциале в художественном игровом телекино, о чем свидетельствуют ленты 70-х годов режиссеров
Ш. Джунадуллаева, С. Ахмедходжаева, Л. Бабаханова, Т. Акрамова (телефильмы «Азиз» («Осенняя новелла), «Кукловод»). В 80-е годы это телефильмы «Томирис», «Кинь в меня яблоком», «Ана-яна Насреддин», «Победитель», созданные в 90-е фильмы «Бойчечак», «Лавз», «Увайси», «Скорпион из алтаря», «Чархпалак» отразили основные направления в поступательном развитии телевизионного кино.
Своеобразие и отличительные свойства телевизионных фильмов — в камерности, повествовательности, крупноплановости, отсутствии масштабных сцен, педалировании актерской игры и, конечно многосерийности. В последние годы почти на конвейер поставлено производство многосерийных телевизионных фильмов, которые составили «ядро» телевизионного вещания.
Если у истоков становления телевизионного кино наблюдалось использование творческого потенциала кинематографа в целом, то в последние годы телевизионный кинематограф определенно изменил направление своего развития в пользу собственно телевидения. В начале 90-х годов в работе студии «Узбектелефильм» наблюдалось преобладание хроникально-документальных лент. Собран огромный бесценный материал кинодокументов, посвященных памятным датам молодого независимого государства, международным событиям, этапам новейшей истории.
Неотъемлемой частью телевизионной программы был еженедельный телевизионный киножурнал «Узбекистан», позволявший знакомить телезрителя с актуальными событиями в жизни страны не только из информационных программ телевидения, но и средствами телекино. По существу, киножурнал представлял собой небольшой 10-минутный телефильм, в центре которого стояла та или иная насущная проблема. К сожалению, с недавних пор он не появляется на телеэкранах.
Используя многообразие жанров и тем, студия проделала большую и серьезную работу в области создания телевизионных фильмов-портретов наших выдающихся деятелей литературы, искусства, науки, государственных деятелей. Герой каждого из телефильмов такой тематики — это страницы истории и современности. Образы Абдуллы Кадыри, Чулпона, Фитрата, Усмана Насыра, Леонида Соловьева, Абдуллы Каххара, Камила Яшена, В. Успенского, Юнуса Раджабий и многих других, раскрытые в телевизионных фильмах, имеют огромную силу воздействия, что немаловажно в деле воспитания подрастающего поколения. Значение такой работы нельзя переоценить.
Темы родины, родной земли, самобытной культуры отражены в целом ряде телевизионных документальных фильмов: «Богатства Узбекистана» и «Расскажет обо всем земля» Т. Ахмедходжаева и Ш. Джунадуллаева, «Памятники мусульманской архитектуры» С. Ахмедходжаева и У. Дусматова, «По залам музея прикладного искусства»
Э. Давыдова, «По тропам Чаткала» Э. Мирзаева, «Заповедник в пустыне» Р. Исламова и многие другие составляют «костяк» телевизионной сетки, являясь частью художественного телевидения. Большой интерес представляют и так называемые фильмы о городах. Это своего рода визуальная энциклопедия о Бухаре, Самарканде, Коканде, Намангане, Хиве, Ташкенте и других городах.
В годы независимости возрос творческий диапазон студии, некогда производящей кино так называемого малого экрана. Сегодня студия работает, и притом успешно, и в области дубляжа: озвучено около 40 серий художественных телефильмов, 6 мультипликационных, более 100 серий о команде Кусто. Намечен также дубляж 16-серийного египетского многосерийного фильма, 26-серийного американского сериала, по заказу телеканала «Ешлар» планируется уже в будущем году дубляж 200 серий зарубежных сериалов.
В последнее время внимание телефильмовцев привлекает и работа в области собственной мультипликации. Уже созданы 2 «мультяшки», а в предстоящем году здесь планируют поставить 6 картин.
90-е годы характерны и тем, что изменилась концепция развития этой творческой организации. Современный телевизионный кинематограф представлен в целом работами этой студии. Кроме того, республиканское телевидение, как известно, переходит с программного на многоканальный режим работы, и каждый канал имеет свое время вещания. Посему наше телевидение, которое и раньше остро нуждалось в собственных художественных произведениях для всепоглощающего эфира, ощутило потребность в новых лентах еще острее. Время продиктовало условия создания, наконец, и своих многосерийных телевизионных фильмов силами подведомственной телевидению студии. Хочется это особо подчеркнуть, ведь было время, да и сейчас нет-нет звучат нотки сомнения в рентабельности, необходимости существования этой студии.
Любопытную 13-серийную картину поставил телекинорежиссер Шавкат Джунадуллаев «Чархпалак», в центре которой судьба необычной женщины из народа. Здесь использованы приемы многосерийности, одна из которых — подробное длительное телепрочтение литературного источника. Мудрая философия хадисов аль-Бухари передана средствами телекино в многосерийном фильме Б. Ахмедова «Лавз», в «Приключениях Акбара» вызывает интерес история внедрения в дореволюционный Узбекистан промышленников и предпринимателей Европы (речь идет о немецкой компании «Зингер»). Проблемы нравственности, новые отношения, изменившиеся взгляды на жизнь очерчены в семисерийном фильме Б. Ахмедова «Сад».
Многосерийный фильм — это не только дань моде (не секрет, что, к примеру, лавина российских сериалов имеет целью вытеснение сериалов латиноамериканских стран). Это насущная потребность телевидения, и в своих будущих планах отечественное телевидение увеличивает объем производства художественных телефильмов, и многосерийных в частности, до 30 часов в год.
Естественно, количественные показатели не определят качество производимых фильмов, оно зависит от степени художественной выразительности того или иного произведения. Но накопление опыта, профессионального мастерства идет уже не один год, и есть надежда, что узбекского телезрителя ожидает много интересных и увлекательных фильмов отечественного производства.
Когда-то постановка многосерийного фильма была лишь мечтой телефильмовцев. Сегодня это реальность со своими удачами и неудачами, проблемами, все же решаемыми. Зритель ждет сериалы о себе, о своей жизни, о том, что ему близко и понятно. Поистине телекино стало «важнейшим из искусств», и задача кинематографистов, работающих в этой области, — помнить об этом. Тем более, что каждый зритель, стоит только включить телевизор, может иметь и имеет об этом искусстве свое суждение.
Сабохат Хайтматова.
Кандидат искусствоведения.