Домой » Июнь » НУЖЕН ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

НУЖЕН ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Каждый человек так или иначе связан со сферой образования. Не зря говорят, что инвестиции в образование — это инвестиции в будущее.
В нашей стране этой сфере уделяется особое внимание. Свидетельство тому — принятие Национальной программы подготовки кадров с выделением немалых бюджетных средств. Их объем составляет 25-28 процентов от общих расходов государства или 7-7,5 процента от валового внутреннего продукта республики. Но несмотря на немалые объемы финансирования государством нужд сферы образования, в которой в настоящее время обучаются 7,5-8 млн учащихся и работает около 1 млн человек, потребность в расходах полностью не покрывается. Выходом для образовательных учреждений может стать привлечение внебюджетных источников.
В условиях рынка все субъекты экономической деятельности, в том числе бюджетные организации, должны иметь возможность сами зарабатывать средства для дальнейшего развития. Такую возможность им предоставляет правительственное постановление от 3 сентября 1999 года «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций». В рамках данного постановления бюджетные организации, в том числе образовательные учреждения, имеют право создавать фонды развития, источниками которых определены:
сэкономленные бюджетные средства;
средства, поступившие от спонсоров и прочая безвоздмездная помощь;
50 процентов доходов от сдачи в аренду неиспользуемого государственного имущества;
доходы от производственной деятельности.
Кроме того, для стимулирования поступления внебюджетных доходов, бюджетные организации освобождены от уплаты всех налогов и таможенных пошлин со сроком на два года. Позже правительство продлило эту льготу до 1 января 2005 года.
Оговорено, что средства, поступившие в Фонд развития бюджетной организации, должны использоваться в первую очередь на погашение кредиторской задолженности. Остальную же часть — на укрепление материально-технической базы бюджетной организации и материальное стимулирование работников (75 и 25 процентов соответственно).
Сегодня некоторые считают, что данная система распределения не создает условий для получения дополнительных внебюджетных доходов. Они утверждают, что предусмотренная 25-процентная доля на материальное стимулирование слишком мала, и правительству следовало бы снять ограничения по распределению средств Фонда развития. Но, на наш взгляд, существующая система справедлива. То есть, если бюджетное учреждение зарабатывает дополнительные средства, используя государственное имущество, то оно обязано заботиться и укреплять его.
Хотя в настоящее время в образовательных учреждениях и установлены некоторые виды оплаты, они не поступают в Фонд развития организации, а имеют целевое направление расходования. Например, в соответствии с действующим законодательством, родительские взносы в детских дошкольных учреждениях направляются на покрытие расходов по питанию детей.
Образовательным учреждениям необходимо развивать предоставление платных услуг именно по профилю деятельности. Такими направлениями могли бы стать:
— подготовка детей в школу в детских дошкольных учреждениях;
— углубленные или отдельные занятия по определенным предметам;
— разные кружки и спортивные секции.
Но при этом нельзя переступать черту. И старания бюджетных организаций зарабатывать дополнительные доходы не должны влиять на их основные функции. Например, в школах, чтобы заставлять ученика посещать платные курсы, учителя не должны плохо обучать его или ставить низкие оценки. Тогда стремление бюджетных организаций зарабатывать дополнительные средства может принять характер вымогательства.
Пресечь негатив, на наш взгляд, поможет создание попечительных советов, членами которых могли бы стать родители, дети которых посещают данные учреждения, представители махаллей и крупных спонсоров образовательных учреждений. Они обеспечат общественный контроль не только по использованию средств, но и за качеством учебного процесса.
obrazovanie3
Зулхумор Махмудходжаева.
Магистрант Ташкентского финансового института.