уверенно поднимается коллектив Асакинского мотороремонтного завода
Мотороремонтный завод — старейшее предприятие Асаки. Ему исполнилось 60 лет. Здесь капитально обновляют дизельные двигатели пропашных тракторов марки МТЗ и Х-24. Изготавливают детали мотора — поршни, а также насосы, водопомпы, головки блока.
— Рынок заставил изменить стиль работы, трудиться более гибко, динамично, — говорит председатель АО Камолиддин Сохибжонов. — Это стало отправной точкой для обновления производства. Специалисты перестроили предприятие на иной режим работы. Сосредоточились на важнейших направлениях.
Заводом Сохибжонов руководит с 1998 года. Трудился прежде на предприятии тракторных прицепов. Создал с зарубежными партнерами СП по выпуску сверл и швейных машин. Его команда для финансово-экономического оздоровления АМРЗ разработала четкую программу, которую одобрили акционеры. Поставили непростые задачи. В первую очередь — добиться длительного срока службы отремонтированных агрегатов, использовать самые современные технологии, чтобы тракторный парк страны обеспечить запчастями.
… Такого на АМРЗ прежде не бывало. Совет АО с помощью анкеты решил узнать мнение каждого труженика, как он понимает преобразование работы своего участка, цеха, всего завода? Где он видит узкие места в производстве, что сами смогут сделать для повышения качества продукции, экономии материальных ресурсов.
В механическом цехе для значительного улучшения работы мотора решили обновить поршни серии А-01. Начальник Ибрагим Охунов сообща со специалистами обсудил идею, составил эскизы. Через пару недель на участке появился оригинальный образец. Деталь выдержала обкатку «на отлично». Способ ее сборки тоже очень простой и быстрый. Еще несколько лет назад в реальность подобных сроков и качественного изготовления сложных узлов на заводе мало кто верил. Намного прочнее стали после обработки рабочей поверхности также поршни Д-140 и Д-240.
Станки здесь последний раз были установлены два десятка лет назад. Они и сейчас в хорошем состоянии. Поэтому АО не включило в программу развития завода модернизацию производственных линий. Деньги прежде всего тратят на покупку сырья, разработку таких технологий, которые позволяют наладить современный сервис при ремонте двигателей. Конечно, выделяются средства на социальную защиту рабочих.
В моторосборочном быстро адаптировались к новым условиям. Здесь работают 60 человек. Сам Адхам Абдуллаев комплектовал коллектив. Подбирал инициативных специалистов высокой квалификации. По его словам, раньше каждый занимался только узко своим делом, отвечал за закрепленный участок. Теперь всех интересует и конечный результат.
Основные заказчики — фермерские, ширкатные хозяйства. Мастера принимают на капремонт двигатели большой степени изношенности. Возвращают в срок добротно обновленными. Причем исправный мотор на АМРЗ можно получить в тот же день — имеется оборотный фонд. Ремонт агрегатов пропашных тракторов обходится клиентам до 290 тысяч сумов. Почти в пять раз дешевле, чем приобретение новых. Предприятие способно в год «реанимировать» 5000 двигателей.
Желающих завязать деловые контакты с асакинским заводом хватает. Однако у большинства сельских заказчиков не хватает средств для взаиморасчетов. Производственники требуют предоплату техуслуг, покупку запчастей. Несмотря на сложности, АО идет навстречу: принимает агрегаты для обновления, пока партнер накопит деньги.
Свыше полсотни видов запчастей, изготавливаемых в системе «Узагромашсервиса»,имеют асакинскую марку. Для ремонта американских зерноуборочных комбайнов стали производить 13 видов запчастей. Детали отвечают требованиям стандарта. Даже придирчивым инженерам компании было трудно отличить поршни, выпущенные на АМРЗ для многопрофильных тракторов «Магнум» от своих фирменных. Кроме поршней для такого агрегата, освоен выпуск корпусов и крышек редукторов.
С давних пор асакинцы поддерживают тесную связь с коллективом Владимирского тракторного завода. Поставляют они на ВТЗ серию необходимых узлов, а получают для восстановления моторов нужные детали. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволило создать на базе АМРЗ совместное предприятие «Узросмотор». Его уставный фонд — около 500 тысяч долларов. Вклады учредителей распределились таким образом: 49,8 процента — узбекская сторона, 51,2 — российская. Налаживают сборку новых двигателей марки Д-144 для трехколесных пропашных тракторов, парк которых требует серьезной реконструкции. К 2003 году на мощностях СП станут выпускать до 5000 двигателей. Пахотные нагрузки мотора превышают сто лошадиных сил.
— В ноябре состоится пуск линии, — отметил Камолиддин Сохибжонов. — До мелочей решены вопросы оснащения цеха. Есть все необходимое оборудование. Российские партнеры поставляют сюда около ста наименований базовых деталей. Двадцать процентов основных комплектующих изготавливает АМРЗ. Двигатели местной сборки обходятся почти на триста долларов дешевле, чем завозные. СП позволит коллективу выйти на совершенно новый уровень производства.
Нурмухаммад Ватанияр.
Соб. корр. «Правды Востока».
Асакинский район,
Андижанская область.