Домой » Культура » Праздник, который всегда с тобой

Праздник, который всегда с тобой

В канун Международного дня театра наш корреспондент встретился с художественным руководителем Академического русского драматического театра Узбекистана, заслуженным деятелем искусств республики Владимиром Михайловичем Шапиро, который тринадцать лет возглавляет этот творческий коллектив.
ardt
— Владимир Михайлович, просмотрев мартовский репертуар, я обратила внимание, что ваш театр уделяет достаточное внимание классике. В частности, Гоголю. Спектакль «Играем… Гоголя» собирает полный зал, как и современные пьесы. Видимо, недаром Николай Васильевич в свое время заметил, что «театр — это кафедра, с которой можно сказать людям много хорошего.»
— Думаю, не надо впрямую понимать выражение классика. Театр не занимается голой моралью. Когда театр поучает, в него просто никто не ходит. Хотя, конечно, своими сценическими средствами, через игру актеров он сеет в душах зрителя «разумное, доброе, вечное» . Он втягивает зрителя в процесс сопереживания, сюжета пьесы, зрелища… И воздействует при этом на него скорее иррационально.
— Но издревле ведь существует эстетика античного театра, утверждающая, что актер на сцене должен одновременно «поучая, развлекать» зрителя. И почему в наше время, несмотря на засилье телевидения и кино, люди по-прежнему охотно ходят в театр?
— Ответ прост. Первый раз, — возможно, от скуки, убить время. А второй раз — уже сознательно. Вот пришедшего во второй раз зрителя театр и должен «зацепить» — через актуальную пьесу, интересную игру актеров, яркое театральное действо…
— Классика в вашей репертуарной афише занимает одну треть. Как вы определяете современность того или иного классического произведения?
— Если читаешь пьесу и кажется, что она написана как бы сегодняшним автором, то ставить ее можно. Например, «Женитьба Фигаро» Бомарше, думаю, очень современная пьеса. Мы собираемся ее ставить с актерами молодежной студии. Комедия увлекает сюжетом, острым юмором, дает богатую пищу для актерской игры и фантазии.
— Уверена, не менее современен Островский. Взять пьесы «Доходное место», «Бешеные деньги»… Да, и ваш спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» тоже попадает в «десятку».
— Я рад, что классику у нас играет молодежь. Например, полностью она занята в «Хозяйке гостиницы» Карло Гольдони. 9 апреля состоится премьера «Тайны китаянки», спектакля, в основе которого лежат поэмы Алишера Навои. Пьеса будет показана на малой сцене, рассчитанной на 60 зрителей. В ней тоже задействованы наши студийцы. Для молодых мы скоро будем ставить и романтическую комедию А.Герни «Сильвия».
В нашем театре восемь лет существует молодежная студия, за счет которой мы пополняем актерские ряды. Осуществили уже четвертый выпуск. Ребята приходят к нам талантливые, интересные. И мы им даем путевку в сценическую жизнь.
— Знаю, в вашем театре относятся с вниманием не только к молодежи, но и к ветеранам. При полном аншлаге уже который год идут на сцене «Дорогие мои старики» Галина, где заняты замечательные актрисы театра. В недавно поставленном театром спектакле «Под абажуром» Птушкиной прекрасно и задорно играет актриса Тамара Аванесянц, о которой, несмотря на годы, не поворачивается язык сказать «ветеран сцены». Потому что талант в любом возрасте молод.
— Мы любим наших стариков, дорожим ими. И даем возможность играть. На сцене они действительно молодеют.
— Владимир Михайлович, как вы выживаете в эпоху рынка? На бюджете ведь не очень разгуляешься?
— Выживаем за счет количества постановок и их качества. Постоянно ищем возможности, чтобы облегчить актерскую жизнь. Театру как воздух нужны гастроли. И очень хорошо, что в прошлом году они состоялись в Омске. Гастроли дают возможность актеру и себя показать в другом городе, и других посмотреть. В Омске спектакли наши шли при постоянном аншлаге.
— Не так давно я прочла в «Труде» интервью Юрия Любимова, что театр — искусство авторское. Существовал театр Меерхольда, Товстоногова, Эфроса, сегодня — Марка Захарова, Галины Волчек, Валерия Фокина… То есть существует прежде всего театр режиссерский. Хотелось бы услышать и ваше мнение.
— Действительно, в театре личность режиссера имеет определяющее значение. История театра знает примеры, когда во главе творческого коллектива становился актер — и театр разваливался. Потому что режиссер — профессия, отличная от актерской. Она другая. Режиссер воплощает замысел автора на сцене через актерскую игру, декорации художника, музыку композитора… Словом, он консолидирует усилия всех участников пьесы через свое видение. Такова природа режиссерского творчества.
* * *
…Так почему же люди ходят сегодня в театр? Вечерами трудно бывает попасть в ташкентские «Ильхом» и Молодежный театр Узбекистана, в театр им.Аброра Хидоятова. Полные залы собирает и театр Владимира Шапиро. Думаю, секрет магии театра — в общении с живым актером, которого никаким кино и телевидением зрителю не заменить. А если актер к тому же еще и большая личность…
Помню, в студенческие годы мне удалось случайно попасть в один из московских театров, в котором гастролировал театр им.Ленсовета и играла в спектаклях тогда никому не известная молодая актриса Алиса Фрейндлих. После ее роли в арбузовской «Тане» я просмотрела на одном дыхании и другие пьесы с ее участием — «Ромео и Джульетта», «Пигмалион»… И открыла для себя замечательную актрису, которая покорила тогда искушенного московского зрителя. А сегодня Алису Фрейндлих любителям театра и кино представлять не надо.
Вот почему в Международный день театра хочется пожелать актерам новых ролей, режиссерам — интересных постановок, а нам зрителям — всегда праздника от посещения храма искусства под названием «театр».
Галина Глушкова.