Состоялось заседание подкомиссии по укреплению дисциплины платежей в бюджет правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет.
Вел заседание заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель подкомиссии Р.Азимов.
На заседании обсуждалась работа, проведенная подкомиссией, министерствами, ведомствами, региональными комиссиями по обеспечению выполнения установленных прогнозных показателей 2001 года, по поступлениям платежей в бюджет и во внебюджетный Пенсионный фонд и улучшению состояния дисциплины платежей в бюджет хозяйствующих субъектов.
Заслушана информация руководителя Государственного налогового комитета Б.Ходжаева об исполнении прогнозных показателей 2001 года по основным источникам платежей в бюджет и о состоянии задолженностей хозяйствующих субъектов по обязательным платежам.
Проведенный анализ показывает, что в целом по республике и по всем регионам обеспечено исполнение прогнозов по платежам в бюджет.
Объем налоговых платежей в бюджет за 2001 год по сравнению с 2000 годом возрос более чем в 1,3 раза в номинальном выражении. При этом за счет расширения базы налогообложения при сокращении налогового бремени, предоставления льготного режима налогообложения отдельным категориям налогоплательщиков (субъектам малого и среднего бизнеса, экспортерам, иностранным инвесторам и др.), налоговое изъятие к валовому внутреннему продукту снизилось с 28 процентов в 2000 году до 25,9 процента в 2001 году. Усиление защищенности налогоплательщиков способствовало расширению налоговой базы и вовлечению в оборот дополнительных финансовых ресурсов, что стимулировало рост количества налогоплательщиков. Так, количество юридических лиц, уплачивающих налоги, по сравнению с 2000 годом увеличилось на 22,1 тыс. (рост 112 процентов), одновременно снизилось на 18 процентов количество бездействующих предприятий.
За отчетный период мобилизовано доходов по государственному социальному страхованию в сумме 287,2 млрд.сумов, что больше против 2000 года на 109,6 млрд.сумов, или в 1,6 раза, что позволило обеспечить своевременную и стабильную выплату пенсий и других социальных пособий.
Проводилась работа по упорядочению финансовых потоков по основным монопольным и доходообразующим отраслям (НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узкимёсаноат», ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», АГМК и др.), через совершенствование механизмов регулирования денежных потоков предприятий данных отраслей, что привело к улучшению состояния взаиморасчетов с бюджетом и между хозяйствующими субъектами.
К предприятиям-должникам в бюджет принимались предусмотренные законодательством принудительные меры обращения взыскания задолженности на их имущество, что обеспечило внесение платежей в бюджет на сумму 8,97 млрд.сумов, или в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным показателем 2000 года.
Осуществлялись меры по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в налоговой сфере. В результате проведенных проверок взыскано дополнительно в бюджет 16,5 млрд.сумов от доначисленных платежей в бюджет и финансовых санкций, на 37,8 тыс. должностных лиц наложено и взыскано штрафных санкций в общей сумме 465,7 млн.сумов. Так, например, по итогам проверок соблюдения налогового законодательства несли наказания должностные лица ГАК «Уздонмахсулот», НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узкимёсаноат», ХК «Узкишлокхужаликмаш».
По отношению к злостным нарушителям налогового законодательства за отчетный период возбуждены 1452 уголовных дела.
Принятыми мерами обеспечено снижение удельного веса задолженности в бюджет в общем объеме поступлений по состоянию на 1 января 2002 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года на 25,5 процента.
Вместе с тем из-за недостаточной работы региональных комиссий, налоговых и финансовых органов в части укрепления платежной дисциплины допущен рост задолженностей в бюджет хозяйствующих субъектов в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областях на начало 2002 года по сравнению с 1 января 2001 года.
За отчетный период в результате слабой аналитической работы должностных лиц и ослабления контроля руководителей за финансово-экономическим состоянием подведомственных предприятий, имеется рост задолженности в бюджет хозяйствующих субъектов ГАК «Узкимёсаноат», ХК «Узплодоовощвинпром-холдинг», ХК «Узсельмаш-холдинг», агентства «Узкоммунхизмат», ГАК «Узбекэнерго», ассоциаций «Тошкенткурилиш», «Узмашпром», «Узбеклегпром», «Узбек ипаги», «Узмонтажспецстрой», «Узстройматериалы», «Узпищепром» и некоторых других министерств и ведомств.
Подкомиссией определены основные задачи и меры на 2002 год по совершенствованию своей деятельности, работы региональных комиссий, министерств и ведомств, способствующие развитию полноценной рыночной инфраструктуры и совершенствованию действующих механизмов по обеспечению внесения причитающихся платежей в бюджет и во внебюджетный Пенсионный фонд, сокращению задолженностей хозяйствующих субъектов по обязательным платежам. В частности, указано на необходимость существенного улучшения аналитической работы министерств, ведомств, региональных комиссий с целью своевременного выявления и устранения причин, приводящих предприятия отдельных отраслей к сложному финансовому состоянию, широко используя для этого информацию по финансовым потокам отраслей.
(УзА).