Нефтехимическая отрасль всегда и во всем мире считается высокотехнологичной и наукоемкой в сфере работ с полимерами. Это и не удивительно. Изделия из полимеров находят широчайшее применение не только в быту, но и являются материалами завтрашнего дня, ибо могут служить аналогами традиционно используемых материалов в авиационной, космической, энергетической и других важнейших областях жизнедеятельности человека.
Узбекистан всегда обладал высокоинтеллектуальными инженерными и рабочими кадрами, поэтому руководство тогдашнего Минхимпрома приняло решение организовать в столице Узбекистана отделение Московского института НИПТХим с прекрасно оснащенной научной и лабораторной базой. Ташкентский центр стал одним из крупных разработчиков новых технологий в отрасли. Здесь трудились видные специалисты и ученые из республик бывшего Союза. Очень скоро технологические разработки потребовалось опробовать в реальном производстве. Так почти 30 лет назад в Ташкенте появилось крупное ПО «Узбытхимпласт», которое обеспечивало внутренний рынок республики продукцией повседневного спроса из пластмасс, товарами бытовой химии и синтетическими средствами.
Маркетинговые исследования показали, что потребитель, а следовательно рынок, нуждается в более широкой номенклатуре товаров из пластмасс — яркой, высококачественной и недорогой. Директивно-плановая система хозяйствования не способна была оперативно решать вопросы насыщения рынка новыми товарами, быстро маневрировать между спросом и предложением. Нужна была новая форма хозяйствования. Так в 1987 году появилось совместное предприятие с итальянской фирмой «Альма Розе» — СП «Совпластитал», сокращено «СПИ». Оно стало первым предприятием с иностранным долевым участием в химической и нефтехимической отраслях бывшего Союза.
Сразу же продукция СП вызвала просто неслыханный спрос у неизбалованного качеством и шикарным дизайном нашего потребителя. В те годы кому приходилось ездить в Москву на «пятерочке», видел, как продукцию «СПИ» (в частности искусственные цветы) наши челноки везли коробками в Москву, Санкт-Петербург и дальше. На какое-то время цветы «СПИ» по доходности затмили традиционный челночный экспорт из Узбекистана — живые цветы и фрукты. Не меньшим спросом продукция предприятия пользовалась и на внутреннем рынке.
Первый успех, тем не менее, не вскружил голову руководству «Совпластитала», которое понимало, что рынок имеет свойство насыщаться и даже перенасыщаться. Поэтому стратегия производства была выстроена таким образом, что на СП регулярно разрабатывались и по сей день разрабатываются все новые и новые образцы продукции различной направленности — от тазов и ведер до высокохудожественных произведений искусства. Недавно прошедшая в Ташкенте выставка продукции «Совпластитала» — лишнее тому подтверждение. Сегодня «СПИ» производит более 7000 различных изделий из пластмасс, фарфора, цветного стекла, керамики, а также с использованием деталей из цветных металлов и даже природных компонентов. Республиканская пресса много и живописно, в превосходных тонах описала образцы продукции предприятия. Остается только присоединиться к мнению журналистов и повторить, что продукция не уступает, а нередко превосходит мировые аналоги. Она практична, функциональна, радует глаз своим исполнением.
Предприятие активно разрабатывает и внедряет новые технологии обработки материалов, постоянно обновляя ассортимент продукции. В активе СП более 500 патентов на изобретения и промышленные образцы. Кроме того, продукция, которая так или иначе может влиять на здоровье человека (питание, гигиена), в обязательном порядке проходит экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы с выдачей соответствующих сертификатов. Товарный знак «СПИ» защищен в республике и зарегистрирован в России.
За годы существования «СПИ» динамика роста объемов реализации продукции идет вверх. Скажем, если в 2001 году ее было реализовано чуть больше, чем на 3 млрд сумов, то в 2002 году выручка планируется в объеме 4,5 млрд сумов.
Успехи предприятия объясняются многими слагаемыми: агрессивным маркетингом, структурой производственных мощностей, финансовым менеджментом и, конечно, отношением к персоналу. На предприятии сегодня работают около 800 человек, для которых созданы нормальные условия труда, люди получают достаточно высокую зарплату. Кроме того, СП содержит социальные объекты — детский сад, столовую.
Структура производства изначально была выстроена по принципу выпуска отдельных групп товаров различными небольшими цехами или участками. Все они созданы в форме дочерних предприятий. Подобная модульная система позволяет при неблагоприятной конъюнктуре рынка или в связи с отсутствием сырья на тот или иной вид продукции быстро перестраиваться на выпуск продукции, пользующейся спросом. Эта схема дает возможность эффективно использовать имеющиеся технологические мощности и трудовые ресурсы.
Особое место в обеспечении динамичного развития СП занимает служба маркетинга, которая постоянно проводит мониторинг как внутреннего, так и внешнего рынков сбыта. По итогам маркетинговых исследований за 9 месяцев объем экспорта составил 17 процентов от общего объема производства. Предприятие отправляет на экспорт изделия более чем в 12 стран мира, имеет ряд торговых домов в США, России (Москва), Ташкенте.
Все годы существования СП «Совпластитал» активно участвует на международных торговых выставках. Недавно его продукция удостоилась премии «Королевская корона за превосходство». Она учреждена Всемирной маркетинговой организацией со штаб-квартирой в Мексике и комитетом «Эдиториал офис» (Испания) совместно с международным «Клубом лидеров торговли», объединяющим производителей из 112 стран мира. По достоинству оценили продукцию узбекского предприятия и в Париже, где ему была вручена еще одна престижная награда — международный приз «За качество». «Совпластитал» на протяжении нескольких лет является членом Международной ассоциации лидеров торговли.
Предприятие выставляло продукцию на десяти ежегодных международных выставках «Химия», где она пользовалась неизменным успехом, позволяющим расширять географию экспорта.
Эффективно маркетинговая служба предприятия использует и Интернет-технологии. Веб-сайт совместного предприятия дает возможность рекламировать продукцию по всему миру с минимальными издержками.
Предприятие использует в своей деятельности все имеющиеся у него в настоящее время возможности. Тем не менее, оно обладает существенными резервами роста. Установленное на СП импортное технологическое оборудование, в основном итальянское, его проектная мощность, рассчитаны на переработку 10 тыс. тонн сырья в год. Фактически же перерабатывается четвертая часть: преобладающую долю сырья приходится импортировать. Сегодня ситуация коренным образом меняется к лучшему в связи с вводом в строй флагмана отечественной нефтехимии — Шуртанского газохимического комплекса. На СП уже опробовали первую партию в 20 тонн полимерных гранул из Шуртана. Результат оказался обнадеживающим. Так что не за горами время, когда «СПИ» сможет резко увеличить объем собственной продукции, при этом существенно снизив издержки производства, которые в свою очередь отразятся на конечных оптовых и розничных ценах.
Одной из важнейших составляющих успеха любого предприятия в современных условиях является финансовый менеджмент. Именно эффективное управление денежными потоками позволяет оптимизировать работу всего производственного организма. Совсем недавно появившийся на финансовом рынке Узбекистана новый вид долговых обязательств — корпоративные облигации — как нельзя лучше позволяет таким крупным производственным коллективам, как СП «Совпластитал», управлять своими финансовыми потоками.
Корпоративные облигации, являясь альтернативой банковскому кредиту, имеют перед ним ряд преимуществ. Это и более низкая процентная ставка, более длительный срок использования заемных средств, возможность управлять собственным долгом (право досрочного выкупа облигаций), возможность использовать полученные средства в виде оборотных. Но, пожалуй, главное в том, что облигации в отличие от акций не позволяют кредитору вмешиваться в процесс корпоративного управления предприятием. Замечательной особенностью таких облигаций является то, что они одинаково выгодны и эмитенту, и инвестору.
Менеджмент СП внимательно наблюдал за обращением первых эмиссий корпоративных облигаций, выпущенных и размещенных на организованном рынке Международным эмиссионным синдикатом.
Их высокая эффективность и предопределила решение «СПИ» обратиться в МЭС с просьбой организовать выпуск и размещение на рынке собственной эмиссии облигаций. Она и была зарегистрирована Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг 27 сентября текущего года. Объем эмиссии составил 1 млрд сумов сроком обращения 360 дней под 29 процентов годовых.
Главным андеррайтером выпуска стал ЧОАКБ «Бизнес-банк». Кроме того, долевое участие в выпуске принял ряд банков — членов синдиката, разделив между собой инвестиционные риски. Выход на организованный рынок корпоративных облигаций столь крупного и узнаваемого бренда, как СП «Совпластитал», к удовлетворению всех заинтересованных стран, является уже скорее рядовым моментом, позволяющим привлекать финансовые ресурсы в реальный сектор экономики. Ценные бумаги «СПИ» первыми в истории отечественного рынка облигаций выпущены с малым (10.000 сумов) номиналом с целью привлечь на вторичный рынок большее число потенциальных инвесторов, имеющих временно свободные средства, вплоть до частных лиц.
Кстати сказать, ставка доходности по облигациям во многом конкурентоспособна депозитным вкладам и сертификатам ряда коммерческих банков страны, а гарантия ликвидности в любой момент с сохранением размера ставки доходности является сегодня хорошим стимулятором для частного инвестора. Вклад граждан в корпоративные облигации по сути является альтернативой банковскому вкладу «до востребования», причем если максимальная банковская ставка по этому виду вкладов сегодня равна 15 процентам годовых, то в нашем случае 29 процентам.
Одним словом, сегодня спрос на корпоративные облигации СП «Совпластитал», по оценкам фондовых аналитиков, значительно превышает предложение. В настоящее время фактически завершено первичное размещение бумаг и на днях начнется их двухсторонняя котировка на РФБ «Тошкент». Впрочем, это волнует в первую очередь профессиональных участников РБЦ. Менеджмент же «СПИ», получив 1 млрд сумов после гарантированного банками-андеррайтерами первичного размещения, распределяет его согласно бизнес-плану на закупку сырья, обновление технологического оборудования и т.д. без всякой, как говорится, головной боли.
В этом-то и заключается главное ценное качество облигационного займа со 100-процентным андеррайтингом. Оно по достоинству оценено руководством СП «Совпластитал», привыкшего всегда шагать в ногу с прогрессом в любой сфере — производственной, технологической, финансовой…