Домой » Наука и образование » ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ — В ЖИЗНИ И НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ — В ЖИЗНИ И НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ

Реформирование системы народного образования и в первую очередь средней школы — одно из приоритетных направлений развития независимого Узбекистана. Они начаты по инициативе Президента Ислама Каримова и проводятся под его самым пристальным вниманием. Их основа — принятые в 1997 году Национальная программа подготовки кадров и Закон «Об образовании».
В соответствии с ними был разработан Государственный образовательный стандарт общего среднего образования и с 1999 — 2000 учебного года он стал поэтапно внедряться в практику средних учебных заведений.
Созданы нормативные документы «Государственные требования к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста» и опорная программа «Ребенок третьего тысячелетия» с целью развития детей и их подготовки к школе. Сейчас в 6865 учреждениях дошкольного образования воспитывается более 640 тысяч детей. С ними работают 64 тысячи воспитателей. Начали действовать первые 32 негосударственные дошкольные образовательные учреждения, 210 домашних детсадов. И их сеть планируется значительно расширить.
Преобразилась средняя школа. Их в Узбекистане 9692 с контингентом учащихся свыше 6 миллионов. В школах работает самый большой отряд специалистов с высшим образованием — более полумиллиона педагогов. За годы действия Национальной программы подготовки кадров построено 518 новых школ и дополнительных зданий к ним.
О проблемах этого многотысячного отряда педагогов и учащихся состоялся разговор на встрече министра народного образования Узбекистана Р.Джураева с руководителями средств массовой информации, журналистами, пишущими на темы народного просвещения и воспитания. Он получился достаточно обстоятельным и откровенным, касался практически всех сложных и трудных проблем, которые сегодня имеются в жизни школы. Было подчеркнуто, что жизнь системы народного образования освещается СМИ достаточно часто, но вместе с тем и в ней, и в освещении ее на страницах печати, по радио и телевидению еще очень много того, что заслуживает углубленного изучения и совершенствования.
Представители СМИ получили информацию о том, как видят основные направления своей дальнейшей работы по выполнению Национальной программы подготовки кадров органы народного образования, как они намечают решать такие злободневные вопросы, как создание нового поколения учебников и внедрение — с учетом мирового опыта — арендной системы их распространения, что очень поможет родителям, особенно многодетным.
В настоящее время большой упор делается на подготовку молодежи к жизни в академических лицеях и профессиональных колледжах, а сориентироваться в том, куда именно идти после девятого класса, должны помочь создаваемые в каждом районе центры психолого-педагогической диагностики и профессиональной ориентации. Ну и, конечно, органам народного образования на этом этапе предстоит большая работа с родителями.
Совершенствуется и такое «слабое звено» в системе народного образования, как институты усовершенствования учителей с тем, чтобы в течение пяти лет каждый учитель обязательно повысил квалификацию. Предусмотрена и заочная форма переподготовки, что, конечно, облегчит решение этой проблемы для многих педагогов-женщин, а ведь они составляют большинство в учительской армии.
Наиболее сложная проблема пока — материальная база школ. Было подчеркнуто, что только 48 процентов из них — меньше половины — имеют компьютерную технику. И хотя продолжает поступать помощь от зарубежных и международных организаций, используются кредиты под гарантии правительства, это отставание еще не скоро будет преодолено. Остается открытым и вопрос изготовления учебно-наглядных пособий — в Узбекистане пока нет необходимого производства.
Продолжает развиваться сотрудничество по образовательным проектам со структурами ООН — ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, Корпусом мира (США), с германским институтом Гете, Британским советом, посольствами Японии, Франции, Израиля.
Министр ответил на вопросы журналистов, касающиеся повышения качества образования, работы попечительских советов и родительских комитетов, мониторинга образования.
Кира Яковлева.