Одно событие в первой четверти XVI века коренным образом изменило более чем 4,5-тысячелетнюю историю Индии. 21 апреля 1526 года небольшая армия Захириддина Мухаммада Бабура в легендарной битве у города Паникат, в 50 милях севернее Дели -столицы Делийского султаната — разгромила более многочисленную армию султана Ибрагима Лоди.
Так, Бабур, потомок Амира Темура, который был не только отличным военачальником, но и одаренным во многих искусствах человеком, положил начало Великой империи Бабуридов, просуществовавшей 332 года. Основатель династии Бабур сделал столицей своей державы город Агру, расположенную на реке Джамна, главном притоке Ганга, в 200 км от бывшей столицы Дели. Но ему не суждено было воспользоваться плодами своих побед: он умер в возрасте 47 лет, заложив за четыре года основы новой империи.
Взойдя на престол, сын Бабура Хумаюн снова сделал столицей — Дели. Второй император из династии Великих Бабуридов, он был человеком переменчивой судьбы и большую часть жизни провел в изгнании. В Агре и Дели не сохранилось ничего, что говорило бы о его правлении. Зато сын Хумаюна Акбар (третий по счету император после Бабура) в 1556 году снова сделав Агру столицей, превратил ее в процветающий город. Он снес развалины старинной крепости и воздвиг на ее месте теперешний Красный форт, считающийся одним из крупнейших групповых ансамблей, когда-либо возводившихся в Индии. Если саму Индию можно сравнить с огромнейшим архитектурным музеем, вместившим шедевры строительного гения человека по крайней мере за последние пять тысяч лет, то Агра в этом музее стала одним из самых запоминающихся его экспонатов.
Красный форт Агры, служивший резиденцией Великих Бабуридов, состоит из самой крепости и 500 других имперских сооружений, среди которых такие величественные шедевры архитектурного искусства Бабуридов, как Джахангири Махал (Дворец Джахангира, 1570 г., красный камень), Моти масжид (Жемчужная мечеть, 1643-53 гг., белый мрамор). Зал «Диван-и-Ом» («Зал общественных аудиенций», 1627 г.) — сооружение длиной 200 и шириной 100 метров, предназначавшееся для приемов, на которых Бабуриды щедро одаривали поэтов, музыкантов, строителей, и «Диван-и-Хос» («Зал частных аудиенций»), где Бабуриды обсуждали со своими приближенными важные государственные дела, гробница Итимад-уд-Даула (верховного казначея, 1622-28 гг., белый мрамор), сооруженная по проекту императрицы Нур Джахан, в честь своего тестя Джахангира Мирзы Гияс Бека и Джума Масжид (соборная мечеть, 1648 г., красный камень) — эти и многие другие архитектурные памятники являются непревзойденными образцами зодчества той эпохи.
С появлением Акбара на индийском троне при его деятельном и щедром внимании пришло в движение все лучшее, что было накоплено индийским зодчеством. В период его 50-летнего правления среднеазиатские мотивы вплелись в традиции индуизма и буддизма, в результате чего возник новый стиль, уникальный и эклектичный, как сама личность Акбара Великого. Это был незаурядный человек. Оставаясь прекрасным строителем, он был поэтом и философом, крупнейшим военачальником и искусным политиком. Он понимал необходимость образования, науки, собрал в своей библиотеке около 20 тысяч манускриптов.
Все строения, воздвигнутые в его эпоху, являются уникальным отражением индивидуальности самого Акбара. Архитекторам, ремесленникам и строителям со всех концов Индии было позволено выражать идеи и традиции своих регионов под его доброжелательным и строгим контролем. В результате при Акбаре был осуществлен синтез двух архитектур: индийской и среднеазиатской. Именно такой сплав нашел отражение в многочисленных мечетях, индуистских храмах, мавзолеях, дворцах, построенных позже в Индии. А индо-исламская поэзия дала таких мастеров, как Амир Хусров, Асадуллахан Галеб и другие. Как говорила выдающийся государственный деятель Индии Индира Ганди: «Мы горды тем, что наша культура родилась от слияния многих течений и смешения многих красок, и главная ценность заключена в том, что Индия сберегла самобытность и суть каждой составляющей ее части».
Ежегодно сотни тысяч туристов со всего мира едут в Агру, чтобы увидеть беломраморное строение, вознесшееся над рекой Джамной, известное во всем мире как Тадж-Махал («Коронный дворец») — одно из 7 чудес мира.
Гробница занимает середину прямоугольной площадки вдоль реки Джамна. К востоку и западу от мавзолея возвышаются одинаковые здания из красного камня с небольшим добавлением мраморных деталей для создания контраста.
Фасады их обращены к мавзолею. Теплый красноватый цвет боковых зданий подчеркивает легкость и сияющую чистоту беломраморного Тадж-Махала, заключенного в оправу крепостных стен с четырьмя угловыми башнями, увенчанными ажурными надстройками и куполами. Можно видеть мавзолей и сквозь высокую арку ворот. Можно часами смотреть на этот сказочный призрак, возносящийся в бездонное лазурное небо.
Тончайшие узоры, вытканные по белому мрамору, инкрустированы самоцветами, которые как бы просвечиваются изнутри, излучая мерцающий свет. Боковые мраморные лестницы ведут к широкой открытой площадке — основанию мавзолея, и ко входу под своды центрального портала. Отсюда можно подняться на второй этаж мавзолея и далее на открытые круговые террасы, над которыми возвышается узорчатая и сверкающая самоцветами громада белого купола. С открытых веранд третьего этажа можно пройти в светлый просторный зал, в центре которого два саркофага из бело-розовых пород мрамора, украшенные растительным орнаментом и текстами из Корана. Эти гробницы являются символическими проекциями тех, что находятся в самой нижней части мавзолея.
Тадж-Махал — памятник нежной любви императора Шах Джахана (пятого по счету императора после Бабура) к своей жене-красавице Мумтаз. В девичестве она звалась Арджуманд Бону. В 19-летнем возрасте она вышла замуж за принца Хуррама, ставшего затем Шах Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха император Джахангир нарек свою невесту Мумтаз-Махал — «Украшением дворца».
В строительстве мавзолея одновременно участвовали 20 тысяч человек. Для украшения мавзолея 540 кусков сердолика привезли из Багдада, 670 кусков бирюзы — из Тибета, 614 кусков малахита — из России, 559 кусков оникса — из Декана, 625 алмазов — из Центральной Азии. Только на надгробие Мумтаз пошло 10 тысяч жемчужин. В общей сложности строительство продолжалось 22 года, в нем участвовали известнейшие специалисты в самых различных областях строительного и декоративного искусства из Индии (Мултана, Лахора, Дели), Средней Азии (Самарканда, Бухары, Кандагара), Западной Азии, Сирии, Ирака и другие, которые были приглашены самим Шах Джаханом.
Нужно особенно подчеркнуть гармоническую связь Тадж-Махала с природой, с окружающим ландшафтом. Прекрасно распланированный парк с бассейнами, фонтанами стал неотъемлемой частью целостного архитектурного комплекса. В разное время дня, в разную погоду — всегда он предстает по-новому. Мрамор меняет цветовые оттенки в зависимости от освещения, распределения бликов отражений, времени дня и года. Например, при ярком солнце он ослепляет белизной стен, в пасмурный день излучает мягкий желтовато-молочный свет, ночью при луне вырисовывается величественной громадой на фоне темного южного неба и кажется таинственно-неземным.
Тадж-Махал — это не просто блистательное порождение индо-среднеазиатского искусства, но и одна из вершин человеческого гения.
Музроб Ташмухамедов.
Кандидат исторических наук.