Домой » Июль » ЖИЗНЬ БЕЗ ДУБЛЕЙ

ЖИЗНЬ БЕЗ ДУБЛЕЙ

27 июля ему бы исполнилось семьдесят. Речь пойдет об известном режиссере-кинодокументалисте, сценаристе, журналисте и писателе Файзулле Ходжаеве.
Каждый прожитый миг неповторим. Это только в художественном кино можно снять дубль, перемотать киноленту заново, а в жизни все происходящее, если и повторяется, то уже в ином виде, пространстве, времени. Документальное же кино призвано запечатлеть мгновения, из которых складывалась жизнь наших современников.
Файзулла Ходжаев избрал именно этот вид киноискусства — документально отображать дела и образы людей, оставить в памяти и истории кинолетопись наших дней. Узбекский режиссер-постановщик, сценарист, журналист и фоторепортер, он искал ответы на жизненные вопросы в судьбах и личностях современников, ставших героями его фильмов.
Он — неистовый репортер, за четыре десятилетия работы сочетал рассказ с кино- и фотокадрами. Он никогда не терял интереса к жизни — был выдумщиком, искателем истины, спорщиком и пропагандистом, одним из одаренных кинохудожников, человеком, щедро тратившим свою энергию и фантазию, чтобы ярко показать жизнь выбранных им киногероев.
Его учителями и наставниками были широко известные деятели кино М.И.Ромм и С.А.Герасимов, А.Д.Головня и Т.С.Лихачев, и потому их влияние, безусловно, сказалось на творчестве Ф.Ходжаева. Его постоянными спутниками-кинооператорами были М.Салиев, Н.Герасимов, С.Рашидов, с которыми он создал вошедшие в золотой фонд киноленты «Смех под солнцем» — об авторе книг о Ходже Насреддине Л.Соловьеве, «Двое из города Дружба» — о строителях Навои, «Узбекская мадонна», «Дорогие мои земляки», «Выбирай», «Была война» и многие другие.
Файзулла Шамсутдинович был добр и мягок, когда дело касалось чего-то сугубо личного, но был беспредельно жестким и требовательным к себе и окружающим, когда речь шла об искусстве, о выборе объекта съемки и подачи материала, о вопросах принципиальных. Даже в шутках уважал краткость, выразительность, образность — то, что называется «соль». Мог быть веселым, от души смеяться, но пошлости и серости не терпел, замолкал, отводил взгляд, вздыхал — и это действовало красноречивее слов.
Он ушел из жизни в краткий миг, в пятиминутье, но пока жил — до последних минут творил, был полон планов, задумок, мечтаний. Ум его был светел и напряжен, а вот сердце не выдержало, и в одно из мгновений затих его стук. Оставленное им наследство в кинодокументалистике и в литературе составляет заметный вклад в культурную и духовную жизнь народа и еще не раз будет востребовано.
Он не имел высоких званий, может, еще и оттого, что показывал не парадную сторону жизни, а пусть иногда горькую, но правду. Ту, которая не всегда нравилась чиновникам от киноискусства. Он, как соловей, пел свои трели, порой не считаясь с чириканьем или карканьем окружающих птах. Был подобен тому поэту, которого описал в своей последней, почти автобиографической повести «Песнь серебряного кувшина». Свою последнюю книгу «Кино без дублей» оставил нам, как завещание, как призыв быть ко всему неравнодушными, проявлять бойцовские качества, не щадить себя ради высокой цели, ради искусства, ради правды.
fayzula_hojaev
Владимир Долбня.