Папа Карло с его единственным Буратино мог бы позавидовать Николаю Султанову. За пятнадцать лет работы главный художник Самаркандского театра кукол создал более 500 сказочных персонажей.
Дни культуры Японии, которые проходят сейчас в Ташкенте и Самарканде, стали праздником и для самых маленьких зрителей. Многие из них уже успели побывать на спектакле «Флейтист Санта», что с успехом идет в кукольном театре. Знакомство с японской народной сказкой острова Садо вдохновило Николая Султанова не только как художника. Он написал пьесу, над которой увлеченно поработал творческий коллектив во главе с режиссером Ириной Григорьевой.
«Флейтист Санта» — это трогательная история о добром японском юноше-сироте, который играет на флейте, очаровывает и покоряет сердца простых людей, помогая им преодолевать невзгоды. Своей добротой и искренностью Санта сумел завоевать уважение правителя солнечного царства и любовь дочери повелителя О`Ката.
Сказка поставлена в традициях японского национального искусства. Наиболее полно передать его дух и колорит в декорациях, костюмах, музыкальном оформлении помогал преподаватель Самаркандского государственного института иностранных языков Ямамото Масаеши, выступивший в роли консультанта.
Премьерой «Флейтиста Санты» был отмечен 50-летний юбилей главного художника театра. Так совпало, что и первой самостоятельной работой Николая Султанова на кукольной сцене стала «японская тема» — сказочная история «Журавлиные перья» Д. Киносито. Было это 15 лет назад — коллектив готовился к первому республиканскому фестивалю театров кукол, и выразительные колоритные герои самаркандского «Папы Карло» сразу привлекли внимание и жюри, и зрителей. На шестом аналогичном фестивале Николай Султанов был удостоен гранта в номинации «лучший художник». Сам лауреат свой успех связывает прежде всего с высоким творческим потенциалом всего коллектива. Недаром самаркандским кукольникам особенно восторженно рукоплескали в Южной Корее, в неофициальном состязании театральных коллективов Греции, России, Китая, Таиланда, в дни чемпионата мира по футболу. Вместе с зарубежными коллегами они осуществляли культурную программу для туристов и многочисленных болельщиков в городе Тджон. Зрителей покорила богатая фольклорная основа гастрольного спектакля «Ходжи там-там». Работая над постановкой, коллектив во главе с директором и художественным руководителем театра Бахромом Мухаммадиевым постарались передать красоту свадебных обрядов, колорит юмора местных острословов, своеобразие традиций маскаробозов и народных игр. Все эти задачи были удачно решены в одном спектакле.
Первый осенней премьерой театра стали «Приключения лошадки Молли» по пьесе С. Галкина. Впереди у ребят — встреча с «Птицей счастья», которая продолжит главную линию театра: добро сильнее зла, и потому оно всегда побеждает. Воплощает пьесу С. Азимова на кукольной сцене режиссер Шаходат Усманова. Параллельно идут и репетиции новогоднего представления — столь рано начать подготовку к любимому празднику детворы побуждает большой объем работ. Зато и подарок будет что надо — яркое, красочное кукольное шоу с множеством сказочных персонажей, забавных приключений, фейерверком шуток и музыки.
В гости к самаркандской детворе собирается и Карим-гончар, смельчак и острослов, который мог бы сразиться в остроумии с самим Насреддином Афанди. Пока же его шутки-прибаутки оттачивает… Николай Султанов, а заодно придумывает самые невероятные приключения, в которые может попасть гончар. Новая пьеса рождается в стиле народного кукольного представления. И, возможно, скоро сказка Николая Султанова о Кариме-гончаре будет очередной премьерой на кукольной сцене.
Наталья Шакирова.
Соб. корр. «Правды Востока».