10 декабря в Ташкентском доме фотографии, в здании Центра современных искусств Академии художеств Узбекистана, откроется выставка четырехсот самых интересных сюжетов из представленных на I Международный конкурс художественной фотографии «Дорогие наши старики» более тысячи работ около двухсот фотографов из шестнадцати стран — Азербайджана, Германии, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии.
Наряду с призерами двести самых лучших фотографий войдут в каталог выставки, презентация которого будет приурочена к церемонии открытия данного вернисажа.
«Гран-при» конкурса удостоена серия фотографий «Моя бабушка — год за годом» французского мастера Жана-Кристофа Беше.
Первого места — работа «Купание в утреннем солнце» Гин Куфенга (Китай) в номинации «портрет», второго — «Мать» Михаила Головачева (Узбекистан) в номинации «среда обитания», третьего — «Наречение именем» Александра Федорова (Кыргызстан) в номинации «традиции» и «Шеф-повар» Константина Гроздева (Украина).
Спецпризами награждены Геннадий Камаев и Леонид Кудрейко (Узбекистан), Милле Гуи и Васселин Северин (Франция), Константин Гроздев и Евгений Компанийченко (Украина), Валерий Волонтир (Молдова), Бехзад Фроузи и Мохаммад Тоури (Иран), Хадиджа Алиева (Азербайджан).
Среди 30 дипломантов работы фотомастеров Китая, Молдовы, Индии, Ирана, Турции, Франции, Узбекистана, Эстонии.
В составе международного жюри под председательством фотографа Фархада Курбанбаева работали почетный консул Бельгии в Узбекистане Анри Клод Божан и дипломатический сотрудник посольства Латвии в Узбекистане Авда Хола, фотографы Умида Ахмедова, Виктор Вяткин, Владимир Жернов, Константин Минайченко, искусствовед Людмила Кодзаева и др.
Касаясь критериев оценки работ, можно констатировать, что у членов жюри порой складывались диаметрально противоположные мнения. При редком единодушии в присуждении «Гран-при» и большинстве голосов в оценке призовых мест, спорных точках зрения по поводу специальных и поощрительных призов, а также дипломов по трем номинациям: «портрет», «среда обитания», «традиции».
Следует отметить, что в ходе работы международного жюри предпочтение отдавалось образности мышления фотохудожника и духовного содержания, запечатленных им образов. Наряду с этим оценивались концептуальность и композиционное построение изобразительных сюжетов. Превалировала оценка художественно-философского достоинства работ, хотя не оставалось незамеченным и мастерство их технического исполнения.
Этот конкурс интересен с точки зрения географии стран и представительства разных школ и направлений фотоискусства. Зрителям будет предоставлена уникальная возможность знакомства с ними, сравнительного анализа манер каждого из мастеров.
Так, в некоторых работах китайских фотографов чувствуется влияние традиционной школы средневековой живописи, особенно в трактовке пейзажных зарисовок. Большинство из них предпочло сочные цветовые решения, игру световых эффектов и полутонов, с помощью которых показана красочность жизни.
Высокая культура подачи сюжетов у французов. К тому же их отличают современный, концептуальный, авангардный подход и глубокий психологизм.
Было заметно, что фотографии мастеров из стран СНГ все еще отражают заметное влияние прежних школ и стандартов всем известного периода и тут есть чему поучиться у зарубежных коллег. Такой важной жизненной школой могут послужить подобные конкурсы, в ходе которых также происходит обмен опытом.
Последние годы прогрессивные преобразования затронули различные сферы жизнедеятельности государства, в частности, те из них, которые были связаны и с развитием художественной культуры на основе национальных традиций и общепризнанных ценностей мировой цивилизации.
В связи с этим нынешний год, провозглашенный по инициативе Президента Узбекистана И.А.Каримова Годом защиты интересов старшего поколения, не случайно ознаменовался международным конкурсом-вернисажем, посвященным теме «Дорогие наши старики».
Конкурс организован на регулярной основе Академией художеств Узбекистана совместно с хокимиятом Ташкента, Центром современного искусства, Ташкентским домом фотографии и телерадиокомпанией Узбекистана. Представительный состав его участников, их география наглядно подтверждают их заинтересованность в дальнейшем развитии проекта и позволяют надеяться на рост их количества и расширение числа представляемых стран.
Знакомство с представленными на выставку фотографиями позволит совершить увлекательные путешествия в разные страны, побывать в гостях у населяющих их народов.
Сергей Савчук-Курбанов,
ИА «Жахон».