Домой » Март » СОТРУДНИЧАТЬ — ЗНАЧИТ ДРУЖИТЬ

СОТРУДНИЧАТЬ — ЗНАЧИТ ДРУЖИТЬ

Преобразование на недавнем саммите в Алматы чисто экономического союза Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) говорит о многом. Главы четырех государств — Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана своим решением высказались за расширение многопланового сотрудничества в области политических, торгово-экономических, научно-технических и культурно-гуманитарных отношений между странами. Инициатор создания этой организации Ислам Каримов по праву избран ее председателем.
Решение о создании организации ЦАС можно без всякого преувеличения назвать судьбоносным для всех четырех государств. Сейчас уже ни для кого не секрет, что после обретения независимости каждая из республик Центральной Азии в полной мере ощутила невозможность решения в одиночку стоящих перед нею проблем. Попытки решать свои социально-экономические, экологические и другие задачи с опорой только на собственные силы привели к большим трудностям. Стало очевидным, что их причины кроются в дезинтеграции.
Приостановить, в частности, высыхание Арала не под силу ни одной республике. Такое же положение с установкой очистных сооружений на Таджикском алюминиевом заводе, нарушающем экологию в соседних государствах. К блоку первостепенных задач относится справедливое распределение воды двух крупных рек — Сырдарьи и Амударьи, протекающих через территории трех республик. А необходимость регулирования тарифов за транзит по казахской железной дороге и цен на узбекский газ и электроэнергию? Перечень примеров можно продолжить. Совместное и цивилизованно-правовое решение «острых вопросов» в рамках организации Центральноазиатское сотрудничество — надежный залог мира, стабильности и добрососедских отношений в регионе.
Животворная объединяющая идея находит горячую поддержку во всех слоях общества. Сама жизнь всегда требовала и настоятельно требует сегодня участия в многогранных интеграционных процессах также и деятелей культуры. Вспомним ошские события 1989 года. Ведь именно они тогда горячо призывали к миру, дружбе и традиционному добрососедству между двумя братскими народами с газетных страниц, в теле- и радиопередачах. И их усилия оказались не напрасными.
Говоря поэтическим языком, солнце дружбы нашей светит из глубин тысячелетий. Братские республики связывает многое: общие исторические корни, традиции, обычаи, образ жизни, среда обитания, религия, родство языков и т.д. Эта интеграция выросла из тысячелетнего синтеза кочевой и оседлой культур. Киргизский батыр Манас, например, еще 1000 лет назад женился на узбекской принцессе из Бухары. А общий для всех центральноазиатских народов праздник Навруз — день весеннего равноденствия, отмечают в один и тот же день узбеки и казахи, киргизы, таджики и туркмены.
С обретением независимости в культуре народов центральноазиатских государств происходят непростые процессы возрождения национальной самобытности.
Известно, что у истоков консолидации и культурной интеграции народов всегда находится какой-то народ, что можно проследить на примере древних египтян , греков и римлян, создавших крупные очаги цивилизации на отведенных им историей территориях. Без всякого сомнения можно утверждать, что в Центральной Азии такое место по праву занимает наиболее многочисленный узбекский народ. Ведь одним из самых древних очагов материальной и духовной культуры был Зарафшанский оазис с крупнейшими цитаделями мирового уровня — Самаркандом, Бухарой и Хивой.
Об этом свидетельствует и новейшая история Центральноазиатского региона. Тот факт, что лидер узбекского народа, с первых лет независимости настойчиво проводивший идею региональной интеграции, стал председателем организации Центральноазиатское сотрудничество, говорит о закономерном результате его усилий.
Напомним, что также по инициативе Узбекистана в конце 1995 года было создано Международное общественное движение «Ассамблея культур народов Центральной Азии» со штаб-квартирой в Ташкенте. В учредительном курултае, проходившем во Дворце «Туркистон», участвовали около 300 делегатов из пяти государств региона — видные деятели литературы, искусства и науки.
Президент ассамблеи Чингиз Айтматов в своем письме Президенту Республики Узбекистан так охарактеризовал значение деятельности возглавляемой им организации:
«Уважаемый Ислам Абдуганиевич! Созданное несколько лет тому назад по Вашей инициативе и с одобрения Ваших коллег — президентов региона общекультурное международное альянсное движение Ассамблея культур народов Центральной Азии — АКНАЦАЗ со штаб-квартирой в Ташкенте успешно функционирует, способствуя интеграции и взаимодействию национальных культур целого региона. За короткий срок АКНАЦАЗ и созданный при нем Фонд содействия провели целый ряд международных мероприятий с привлечением широкого круга творческой интеллигенции, пропагандирующей и раскрывающей культурные и духовные ценности братских народов Центральной Азии. Они были направлены на развитие и укрепление уз дружбы, согласия и сотрудничества между народами на пути мира и спокойствия в регионе.
Свидетельством широкого признания международной общественностью ассамблеи как уникального явления мировой культуры стала проведенная презентация АКНАЦАЗ и ее Фонда в штаб-квартире ЮНЕСКО, в Париже (Франция). На презентации в Париже международная конференция высоко оценила деятельность АКНАЦАЗ, то, как мы пытаемся самосохраниться, духовно кооперироваться перед лицом всенивелирующей массовой культуры, перед воздействием безоглядно потребительской, рыночной стихии, от нашествия которой спасения в наше время не может быть, кроме как противостоянием и развитием современных форм национальных культур в их подлинной ценности и самобытности».
Роль и значение ассамблеи в укреплении культурно-интеграционных процессов признано широкой мировой общественностью. В своем письме депутатам парламента Узбекистана Чингиз Айтматов писал 19 августа 1999 года: «Так осуществляется выход наших культур в мировое пространство, так налаживаются новые сферы взаимодействия обогащения, так культивируется разнообразие культур».
Анализ шестилетней деятельности ассамблеи показывает, что несмотря на объективные и субъективные трудности, она сыграла определенную положительную роль в укреплении интеграционных процессов среди творческой интеллигенции и улучшению взаимопонимания между народами региона.
В активе международного общественного движения Ассамблея культур народов Центральной Азии — проведенные конференции, симпозиумы, творческие встречи писателей, поэтов и ученых. В орбиту наших интересов входит также организация художественных выставок, фестивалей, конкурсов молодых талантов и т.д. Добавлю, что сближению и взаимообогащению культур братских народов служат издаваемые нашим движением печатные издания «Культура Центральной Азии» на узбекском, русском, киргизском, казахском и таджикском языках.
На новом витке истории взаимоотношений центральноазиатских стран историческая миссия узбекского народа и его лидера, на наш взгляд, состоит в углублении интеграционных процессов также и в сфере культуры. Дальнейшее объединение культурно-творческих сил региона диктуется самой жизнью. Мобилизация интеллектуальных и творческих возможностей братских народов для участия в совместных проектах и гуманитарных акциях, единение культурных потенциалов народов Центральной Азии выведет независимые государства региона на новый уровень цивилизованных отношений. Примерно так это происходит сегодня в развитых странах Западной Европы.
Фазлиддин Хамраев.
Вице-президент международного общественного движения «Ассамблея культур народов Центральной Азии».