Домой » Апрель » «ТЕМПЕРАТУРА» ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

«ТЕМПЕРАТУРА» ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

В своем выступлении на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития, оценке хода экономических реформ в 2001 году и задачам на 2002 год, Президент страны выразил озабоченность слабым притоком прямых иностранных инвестиций в экономику республики. На их долю в 2001 году приходилось лишь 13,4 процента от общего объема инвестиций. Многие все еще стремятся заручиться гарантией правительства. Но для того, чтобы создать совместное предприятие под правительственную гарантию, большого ума не требуется, подчеркнул глава нашего государства. Привлечение же прямых иностранных инвестиций (ПИИ) требует постоянного внимания, кропотливой работы и больших усилий.
Какие же факторы являются наиболее привлекательными для инвестора, решившего вложить свои деньги в экономику того или иного государства? Для этого рассмотрим подробнее кругооборот международного капитала. Запасы мировых инвестиций огромны и имеют тенденцию к увеличению. К середине 1999 года, например, в Западной Европе, США и Японии имелось запасов банковских кредитов в сумме, эквивалентной 11,6 триллиона евро.
Узбекистан в настоящее время активно сотрудничает с такими международными финансовыми организациями, как МВФ, группами Всемирного банка (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, в последнее время с Международной ассоциацией развития), Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Японским фондом международного сотрудничества и другими. При этом отличительной чертой политики Узбекистана при проведении структурных реформ является то, что страна рассчитывает в основном на собственные силы и внешняя помощь привлекается на решение конкретных задач. В сотрудничестве со Всемирным банком, например,осуществляются проекты, реализация которых крайне необходима и невозможна без привлечения внешних средств — модернизация хлопководства, поддержка фермерских и сельскохозяйственных предприятий, банковского сектора, городского пассажирского транспорта в Ташкенте, защита бассейна Аральского моря, перевооружение Каршинского каскада насосных станций и другие. Недавний визит Президента Всемирного банка Джеймса Вульфенсона в Узбекистан и его встреча с главой нашего государства, новая стратегия сотрудничества на предстоящее трехлетие значительно расширяют горизонты партнерства.
За прошедшие десять лет независимости Узбекистан рационально использовал основные виды международных инвестиций — официальную помощь развития, гранты, займы и кредиты. Зарубежные аналитики, в частности, Софи Оманн (Франция), высоко оценивают результативность Узбекистана в привлечении зарубежных правительственных кредитов и управлении внешним долгом.
Характерный штрих: если в конце 80-х годов частный капитал почти не притекал в страны с переходной экономикой (развивающиеся рынки), то уже в 1994 году его потоки составили 170 миллиардов долларов США и увеличились до 320 миллиардов долларов в 1996 году. Правда, позже, в связи с азиатским кризисом, они упали. Но в этот период, по утверждению бывшего члена правления Дойчебанка профессора Эрнст-Моритц Липпа, — до 150 миллиардов долларов США. Именно прямые инвесторы повели себя довольно активно. В 1998-99 годах они предоставили на долгосрочной основе практически весь общий приток инвестиций в страны с переходной экономикой. И использование этого фактора в национальных интересах республики — насущное требование дня.
При этом нужно учитывать заметно изменившиеся за десять лет структуру и направления финансовых потоков. Займы, в частности, в качестве средств финансирования частично вытеснили кредиты. Евро благодаря своей растущей доле на рынке заметно потеснил американский доллар. Если еще в 1997 году около 60 процентов всех займов выделялось в долларах США, то спустя два года этот показатель сократился до 43,3 процента, освободив нишу для своего европейского конкурента.
Итак, ПИИ в узбекскую экономику составляют, по некоторым оценкам, чуть больше одного процента всего инвестирования в Узбекистане. Как сформировать благоприятный инвестиционный климат и привлечь зарубежные частные капиталы, мигрирующие по своим законам?
К сожалению, в оценке этого вопроса встречается поверхностный подход. Нередко аналитики увлекаются единичными, пусть даже удачными примерами деятельности предприятий с иностранными инвестициями без учета тенденций и анализа. В ряде публикаций механически сравниваются отдельные льготы и привилегии для иностранных инвесторов в Узбекистане с аналогичными показателями других стран. В других приток капитала увязывается с наличием или отсутствием полной конвертации. Все эти условия, безусловно, важны, являясь одним из необходимых «рамочных условий», оценивающим инвестиционную привлекательность той или иной территории. Но отметим только одним. Общий комплекс критериев насчитывает 15 пунктов, которые дают в сумме 100 баллов (полную картину). Эта оценка на основе так называемого индекса «БЕРИ» (Business environment risk index). Он традиционно используется аналитическими службами Германии, Швейцарии и других развитых государств.
Думается , заблуждаются те, кто считает конвертацию национальной денежной единицы панацеей от всех экономических проблем. Капитал перетекает туда, где выгоднее и безопаснее. И если представить себе компоненты индекса «БЕРИ» в виде пирамиды, то основание ее составляет такой фактор, как политическая стабильность с удельным весом 12 процентов. Именно она в первую очередь притягивает или отталкивает зарубежный капитал. Не случайно в 90-е годы западные эксперты отводили последние места в рейтингах Грузии, Молдове, Таджикистану, где велись военные действия или наблюдалось обострение внутренней обстановки.
Выше следуют два других важных компонента — темпы экономического роста и конвертируемость национальной валюты. «Право голоса» каждого из них на решение потенциального инвестора о вложении средств составляет 10 процентов.
Следующий блок критериев включает такие показатели, как расходы на заработную плату и производительность труда; возможности краткосрочного кредитования; возможности долгосрочного кредитования; условия внесения иностранным инвестором своей доли в капитал. Анализ этих компонентов обеспечивает восемь процентов по каждому согласно вышеназванной методике.
В середине пирамиды находится сразу пять условий, также влияющих на решение инвесторов (по шесть процентов). Это отношение в стране к иностранным инвестициям и прибыли; состояние платежного баланса; девальвация денежной единицы. Сюда же входят пункты, учитывающие вероятность национализации, возможности экспроприации и преимущества резидентов, а также возможности реализации договора.
Часто приходится слышать сетования на засилье бюрократического аппарата. Между тем, согласно этому индексу, решение инвестора о вложении средств в ту или иную национальную экономику зависит от этого критерия на четыре процента. Таков же удельный вес компонентов, рассматривающих местное управление и партнерство, организацию транспорта и связи.
И наконец, вершину пирамиды венчает такой критерий, как возможности использования экспертов и услуг (два процента).
Таков общий очерк международных стандартов «БЕРИ» по оценке инвестиционной привлекательности той или иной территории. Возможно, он не является идеальным, но, думается, сможет послужить базой для собственной оценки.
Изучение показывает, что процессы привлечения зарубежных инвестиций в экономику Узбекистана носят объективный характер. В числе плюсов нашей политики — сохранение управляемости со стороны государства с учетом национальных интересов. Попытки форсировать эти процессы, победить в споре за мировые инвестиции, как видно на примере отдельных стран, уже нанесли ущерб их перспективам развития.
Привлечение иностранного капитала в первую очередь в локомотивные отрасли экономики, как показывает практика, — не самоцель и даже не цель. Скорее всего этот процесс нужно рассматривать как инструмент, средство для ускоренного развития экономики, повышения благосостояния народа, скорейшего выхода капиталов и субъектов национальной экономики на внешние рынки, полноценного участия Узбекистана в процессах международной миграции капитала.
Из сказанного ясно, что предстоит дальнейшая совместная работа и координация законодателей, ключевых экономических министерств и ведомств, местных органов власти по улучшению инвестиционного климата и условий для бизнеса.
Для этого в республике многое делается. В 2000-2001 годах проделана большая работа по либерализации экономики и валютной политики (процедурные вопросы участников внешнеэкономической деятельности, стимулирование экспортеров, унификация обменных курсов). Определенные изменения внесены в налоговый режим, таможенную политику, улучшение геополитического положения Узбекистана. Действуют положения новой редакции Закона «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан». Логика рынка подсказывает, что эти изменения плюс проекты Инвестиционной программы-2002 должны лечь в основу наступательной информационной стратегии на потенциальных инвесторов. Как это предписывает постановление Кабинета Министров республики от 6 января 1999 года « О мерах по совершенствованию информационного обеспечения привлечения иностранных инвестиций».
biz7
Убайдулла Надырханов.
Кандидат экономических наук.