Домой » Культура » Трагифарс продолжается, или Показательные похороны «маленького человечка»

Трагифарс продолжается, или Показательные похороны «маленького человечка»

В столичном Доме кино прошла премьера нового фильма киностудии «Узбекфильм» «Товарищ Бойкенжаев».
Режиссер-постановщик фильма Юсуф Разыков совместно с создателем одноименной пьесы Абдухаликом Абдураззаковым представили на суд зрителей курьезную историю, которая в действительности происходила в 80-х годах прошлого века в одном из уголков нашей страны.
Высокий чиновник из столицы высказывает мнение, что неплохо бы представителей разных национальностей, но единых по советскому духу, хоронить на интернациональном кладбище. Сказав такое, он тут же умер. Но местный начальник (Ульмас Алиходжаев) воспринял эти слова как последнюю волю усопшего, а также как руководство к действию. А посему поручил осуществить задуманное некоему Бойкенжаеву. Человек без роду и племени, воспитанник детдома, он жил в общежитии. Его привязанностью были кухарка и воспитанница того же детдома. Сам же он подвизался в художественной самодеятельности. Но отличался тем, что мог с огромным энтузиазмом и талантом обставлять дела, за которые брался. Приказывает начальство заплакать «на заказ» — буквально в считанные секунды на глаза Бойкенжаева наворачиваются слезы. Не велят нашему герою надевать рыжие штиблеты к черному костюму, когда изображает вождя народов на грузовике в праздничный день — так он остается в носках. Ведь предоставленная новая черная пара обуви оказалась безнадежно мала.
Гордый, неподвижный Бойкенжаев в неповторимом образе, проплывая мимо трибуны местного руководства, вдруг сложился в услужливой позе, подобострастно заулыбался, затем, чуть проехав, вновь застыл. Вот он — наш местный колорит и менталитет.
Строительство кладбища под названием «IV Интернационал» благодаря бурной деятельности Бойкенжаева успешно завершено. Благоустроенная территория в виде «звезды» имела дорожки, освещение, даже заранее (!) были вырыты могилы. Осталась самая малость — открыть кладбище показательными похоронами, желательно, чтобы кандидатура была лицом местной национальности. Вот такой указ от руководства получил Бойкенжаев.
Но вот досада — никто не хочет быть похоронен на новом кладбище. По этой причине даже опустела реанимация местной больницы. А родные умершего старика пошли дальше: чтобы ввести в заблуждение прибывшего с определенной целью Бойкенжаева, посадили несчастного покойника в центре семейного застолья, а для пущей достоверности вложили в руки усопшего пиалу и лепешку.
Но данное начальству обещание Бойкенжаев выполнил — нашел необходимого кандидата. Для этого он просто пришел домой, лег и умер. Вот так история создания этого странного сооружения — интернационального кладбища — поглотила судьбу не менее странного человека — товарища Бойкенжаева.
Фильм интересен трагедией личности, фарсом ситуаций. Вот почему и получился трагифарс. Наш зритель, поднаторевший за последнее время на просмотре боевиков в иностранных кинолентах, отвык видеть на экране такое необычное по жанру зрелище. И по этой причине не все присутствующие на показе поняли и приняли образ «маленького человечка». Как и в чаплинских фильмах, здесь сквозит и проявляется щемящее чувство одиночества и обреченности вот таких маленьких исполнительных «винтиков» общества. Что еще прискорбнее — так это до боли узнаваемые ситуации. Тот, кто оценил своеобразный юмор, понял связь с нашим временем, от души смеялся и аплодировал.
Несомненной удачей можно назвать исполнение роли Бойкенжаева Фархадом Абдуллаевым. Кстати, накануне Дня независимости ему присвоено звание заслуженного артиста республики.
Хотелось бы отметить и еще двух исполнителей ролей. Новая, неожиданная грань высветилась в творчестве Матлюбы Алимовой: привычный образ привлекательной, коварной женщины в ранних фильмах гармонично сменился на холодный, рафинированный персонаж партчиновницы. Гибкий на театральных подмостках Сейдулла Молдаханов здесь предстал жестким, решительным, со своими амбициями героем. Запомнился он и тем, что был контрастом многим изнеженным, расплывчатым, в том числе и по форме тела, представителям «сильной половины» на нашем национальном экране.
Примечательно, что создатели ленты — режиссер Юсуф Разыков и оператор-постановщик Хотам Файзиев, не впервые выступающие в соавторстве, нашли новые мазки, тональность художественному воплощению произведения. Без особой лирики и привычной многоплановости камера выхватывает с особой скрупулезностью характерные поведенческие линии и внешние атрибуты того времени. В этом немалая, я думаю, заслуга и художника-постановщика Бабура Исмаилова.
Особо стоит упомянуть работу композитора Джамшида Изамова. Не раз звучавшая «Аппассионата» Бетховена резонировала с саркастическим наигрышем, сквозившим на всем протяжении фильма.
Парадоксально звучит прозвучавшая в фильме фраза: «От захороненных в «IV Интернационале» людей будет радостно на душе!» Тут прослеживается не только сарказм, но и образ мышления, поведения целого поколения людей, продолжающих и сегодня жить в том же духе в нашем обществе. Так что фильм — повод для размышления, анализа. Ведь действие не закончено, трагифарс продолжается.
Муяссар Максудова.