Домой » Культура » ВЪЕДЛИВОСТЬ, СТАВШАЯ ПРИТЧЕЙ ВО ЯЗЫЦЕХ

ВЪЕДЛИВОСТЬ, СТАВШАЯ ПРИТЧЕЙ ВО ЯЗЫЦЕХ

Об операторах пишут мало. Объясняется это тем, что в их деятельности много специфических особенностей, связанных с техникой. На самом деле, многое сближает оператора с художником. Только вместо холста он имеет дело с живой многоликой реальностью, которую «ловит» светом, ракурсом, игрой бликов и теней.
Не раз приходилось мне видеть, какой огромный объем физической нагрузки выполняет оператор на сьемочной площадке, по существу, деля вместе с режиссером все тяготы и радости рождения фильма. Именно благодаря таким волшебникам света, как Д. Демуцкий, М. Краснянский, Х. Файзиев наше узбекское кино обрело свое неповторимое национальное лицо, выдвинуло на авансцену великих актеров. Среди тех, кто в последние годы умножает тайны этого удивительного ремесла, талантливый оператор Марат Салиев — выпускник ВГИКа, работающий на студии «Узбектелефильм».
Как-то, просматривая телевизионные документальные ленты, я «наткнулся» на фильм, посвященный творчеству художника. Его эстетика поразила меня. Без всякого традиционного текста, неизбежных пояснений тема раскрывалась путем сложного соединения изображения, световых композиций, выразительной музыки. Динамика и пластика определяли объемность и правду создаваемого на экране образа.
А ведь это была не первая картина М. Салиева. Как самостоятельный и интересный художник он заявил о себе уже в дипломной ленте «Кинь в меня яблоком» (режиссер Ш. Джунайдуллаев), не раз показанной по центральному телевидению. Светлая лиричность, темпераментность, свойственные дебюту Марата в художественном кино, получают новый импульс в документалистике, в таких картинах, как «Батыр Закиров», «Бахтиер», «Казим Каюмов, «Онажон». И всюду почерк оператора органичен, не контрастирует с литературной основой, жанрово определен. С первых же шагов проявляются и личностные качества молодого специалиста — производственная мобильность, физическая выносливость, надежность… и вьедливость, ставшая притчей во языцех. В процессе съемок он принципиален, готов спорить, утверждая свое видение.
— Для меня «лицо», — любит повторять Марат, — не набор каких-то специфических приемов, а нечто другое. Оператор обязан любить природу, истинное искусство. Знать психологию людей, иметь свое мировоззрение.
К сожалению, не всегда легко складываются отношения оператора с режиссером. Зависим он и от уровня драматургической основы. Все сложности профессии особенно выпукло выявились на сьемках последних его работ в художественном кино. Искренность повествования, точность сюжетной композиции получили замечательное визуальное отражение в картинах «Бойчечак» (режиссер С. Бабаев), «Лафз» (режиссер Б. Ахмедов). Иное, более сложное и противоречивое отношение критики вызвали другие произведения — «Внимание, мотор!», «Сад», Кайтмас», где дали знать о себе погрешности сценария.
Он и у своих учеников, студентов института искусств, требует особой четкости в обращении с камерой, ответственности перед зрителем. Уже маститый специалист Салиев не забывает советы педагога, известного оператора В. Нахабцева — одного из авторов популярнейших картин «Ирония судьбы…» и «Служебный роман», который не раз «гонял» его на практических занятиях ради достижения емкости кадра. И это закономерно — фильм тогда побеждает, когда он будит воображение зрителя, его чувства и разум, способен обогатить личным опытом и знаниями художника.
У Сомерсэта Моэма есть удивительная по глубине мысль о том, что в отличие от любителя, профессионал способен расти. Творчество Марата Салиева может быть образцом постоянного совершенствования, творческого роста художника, оператора взыскательного, ищущего, ответственного за свое дело.
Джура Тешабаев.