Домой » Апрель » ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

В кабинете духовности и просветительства юнусабадской школы № 257 состоялся такой диалог между педагогами и родителем пятиклассника Стаса.
Педагог: Ваш сын создает нестандартные ситуации на уроках, отвлекает одноклассников, мешает учителю. На переменах курит…
Отец: Ну что с ним делать! Деньги даю на обед, а он, значит, сигареты покупает. Мне грубит… Вот взгрею сегодня…
Педагог: Как «взгреете»?
Отец: Ремешком…
Педагог: Иди, Стас, на урок…
— Такое наказание может озлобить ребенка, — обращается она снова к отцу. — Лучше попытаться найти с ним общий язык. Обратитесь к нашему психологу Юлии Петровне Денисенко. Она поможет понять поведение сына и даст рекомендации, как его скорректировать.
Разговор с отцом мальчика вели заместители директора по воспитательной работе или, как принято сейчас называть, по духовности и просветительству Светлана Васильевна Попова и Клара Бахрамовна Закревская. А мне пояснили: у мальчика сложное положение в семье. Родители разошлись, мать уехала из Узбекистана с новым мужем. И у отца другая семья, двое приемных детей. Очевидно, семейная перестройка, которая произошла всего три месяца назад, дается Стасу нелегко. Он явно испытывает дефицит внимания, нервничает, не может справиться с негативными эмоциями. У него — срыв, он нуждается в помощи. К тому же переходный возраст. С пятого по восьмой класс дети частенько неуравновешенны, иногда даже агрессивны. Нужны совместные усилия родителей и педагогов, чтобы вовремя погасить «взрыв», а внутреннюю энергию, бьющую ключом, направить в нужное русло.
На мой вопрос, каковы способы управления этой «неуравновешенной» армией подростков, Клара Бахрамовна рассказала о комплексной системе воспитательных мер. Система имеет несколько вполне определенных блоков. Один из них — совместная работа педагогов, махаллинского и родительского комитетов с семьями учащихся. Она выражается не только в приглашении пап и мам на школьные мероприятия, но и в корректировке поведенческих мотивов детей. Педагог рассказала, как пример, о выездном заседании в доме ученицы, которая без уважительной причины пропускала занятия. Мать не контролировала ее школьную жизнь, не интересовалась настроением. Почувствовав равнодушие, девочка отреагировала неадекватно, решив, что предоставленная свобода дает ей право делать что вздумается. После визита столь представительной комиссии, дотошно интересующейся условиями учебы, взаимоотношениями в семье, материальным положением, а затем беседовавшей с матерью долго и аргументированно, Настя больше уроков не пропускала, успеваемость ее повысилась. Такая индивидуальная работа через семью ведется с каждым проблемным ребенком.
Чтобы никто из детей не пытался «найти себя» в аномальной среде, организованы 22 кружка по интересам и спортивные секции. В них занимаются 1020 учеников, что составляет 82 процента. Притом все (кроме макраме) бесплатные. Научиться плести макраме стоит недорого — 100 сумов за два часа занятий. Поэтому кружок этот один из многолюдных. Действуют кружки цветоделия, изо, музыкальный, юного бизнесмена и натуралиста, шахматный, стрелковый, волейбольный…
Особой популярностью пользуется школьная театральная студия, руководимая выпускницей Инной Садыковой. Театр называют «Экспромт», но спектакли готовятся тщательно, часто на трех-четырех языках: узбекском, русском, корейском, английском, как это было со спектаклем «Амир Темур», который представили на районный тематический семинар «Наследие веков». В дни премьер в актовом зале школы аншлаг: сидят на приставных стульях в проходах, стоят у входа… Стоит полнейшая тишина, предельное внимание.
С прошлого года действует детская юношеская организация «СЭМ» («Сила — это мы»), которая становится хорошим подспорьем в воспитательной работе коллектива. Ребята проводят рейды по соблюдению чистоты, порядка и дисциплины.
Часто организуются общешкольные КВНы, конкурсы, дебаты, дни открытых тематических классных часов.
Девиз педагогов здесь «От творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу». Делается все, чтобы не отступить от выбранного постулата.
— Умение созидать, концентрировать свои способности на творческом процессе дает человеку ощущение самодостаточности, духовного наслаждения и чувства полноценности жизни, — говорит директор школы Татьяна Константиновна Болелая. — В школе есть неплохие условия для реализации творческого потенциала учителей и учащихся. Ведь дарование «заразительно». Если наставник талантлив, то и питомцы заряжаются его созидательной энергией.
С обретением страной независимости школьные коллективы, движимые идеей совершенствовать обучение на самой ранней стадии развития человека, активно стремились приобрести для своих учебных заведений статус гимназии или лицея. Это было не данью моде, а стремлением сделать обучающие программы сложнее, шире и, главное, целенаправленнее в смысле их специализации.
Новый Закон «Об образовании» отменил статусы. Однако прогрессивность веяний первой пятилетки независимости нашла свое продолжение в классах с углубленным изучением конкретных предметов, и в школах по привычке называют такие классы гимназическими. В школе № 257 тоже есть такие классы. В них углубленно изучаются предметы гуманитарного цикла: эстетика, литература, изобразительное и декоративное искусство, государственный, английский, немецкий, корейский языки.
Учительский коллектив складывался все 16 лет существования школы по главному принципу директора и ее команды: педагог должен любить и уважать ученика. Если педагог холоден и скуп душой, отрицает партнерство в общении с ребенком, он не может стать членом школьного коллектива.
Высоко ценится мастерство учителя, урок которого — истинно тонкий инструмент обучения и воспитания. Учителей «от Бога», по выражению Татьяны Константиновны, в коллективе много. Они известны в районе и городе своим новаторством. На уроках английского Натальи Ивановны Словецкой раскрываются характер, культура, самобытность народов, говорящих на этом языке. Урок — настоящее путешествие в далекие заокеанские страны. Робия Абдукадыровна Джапарова, учитель государственного языка, создала творческую лабораторию «Гульзор», в которой собраны лучшие разработки уроков, богатейший фактический и дидактический материал.
Занятия по литературе Людмилы Алексеевны Полонской — настоящий театр одного актера. Она умеет не просто раскрыть тему, а увлечь и зажечь любовью к писательскому и поэтическому мастерству.
Многие дети увлекаются изобразительным искусством, декоративным оформительством под влиянием учителя изо Елизаветы Дмитриевны Ким.
В газетной статье трудно назвать всех педагогов, работающих нестандартно, по-настоящему творчески и тем увлекающих детей в свою область знаний, формирующих у них широту взглядов и культуру поведения. Главное, что это стержневая задача данного школьного коллектива. Эту особенность замечают в районо, гороно. Ее оценили и японские представители в Узбекистане, которые выделили школе солидный грант. Средств хватило на приобретение компьютерного класса, оборудование швейной и столярной мастерских, где проходят уроки труда, оснащение современным инвентарем спортивного и тренажерного залов.
— Татьяна Константиновна, что для учителя труднее — обучение или воспитание детей?
— И то, и другое — части процесса формирования личности. Они неразделимы, — отвечает директор. — Ведь цели у каждого урока две: раскрыть учебную тему и решить с помощью практических примеров жизненные ситуации. Так что взаимопроникновение обучения и воспитания происходит ежедневно…
— А если у педагога не хватает мастерства, если ведет он учеников по страницам учебника как бы формально…
— Такой педагог не пользуется уважением класса, на уроках возникают конфликты между ним и ребятами. Мы, разумеется, принимаем меры к нарушителям дисциплины, но это не выход. Мы требуем, чтобы прежде всего сам учитель изменил свой стиль работы. Ведь ученик начинается с учителя. Здесь в школе педагог для ученика — и папа, и мама, и друг. Такая позиция единственно верная для учителя.
Элла Хохрова.