Домой » Июнь » «ВСЕ НАШЕ ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОЩУЩЕНИЙ»

«ВСЕ НАШЕ ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОЩУЩЕНИЙ»

Именно это изречение, некогда высказанное великим Леонардо да Винчи, стало своеобразным лейтмотивом ее профессиональной деятельности. Без малого тридцать лет отдала она преподаванию, пройдя практически все иерархические ступени этой профессии — от обычного учителя-предметника, завуча до директора лучшего в республике среднего учебного заведения, точнее ташкентской специализированной школы № 50 широкого профиля. Речь идет о педагоге по духу и призванию — Светлане Ивановне Герасимовой, народном учителе Узбекистана. Она стала подлинным «генератором» педагогической технологии, опробованной в школе, где последние пятнадцать лет является бессменным директором. С нового учебного года участниками показательных уроков, проводимых по новой технологии, могут стать педагоги всех школ республики.
ПЕРВЫЙ ВЫБОРНЫЙ ДИРЕКТОР
Даже сегодня, когда занятий в школе уже нет, закончились выпускные экзамены, попасть к директору было не просто, пришлось ждать, пока освободится.Забот и в летние каникулы хоть отбавляй — нужно договориться с ремонтниками, утрясти с практикой для ребят из спецклассов, а также тех, кто должен пройти «трудовой семестр» в школе, встретиться со спонсорами, принять родителей, да и самих школьников, выкроить время на общественные дела. У каждого свои, неотложные проблемы…
— Не устаете?
— За многие годы привыкла, да иначе и не мыслю свою жизнь,- говорит Светлана Ивановна. — Представьте, не надоедает, наоборот, работа с людьми нравится, она «живая», не однообразная. Смотришь в глаза собеседнику — взрослому или ребенку — и видишь, искренний это человек или хитрец…
Проблемы с выбором профессии не существовало. В семье не было ни учителей, ни филологов, я первая. Дома мой выбор полностью одобряли. Сколько себя помню, любила литературу, много читала, обожала изложения и сочинения. Все давалось легко, а мое школьное «творчество» зачитывали перед классом, ставили в пример. Вспоминаю об этой поре с трепетом и с особым почитанием думаю об учителях, которые не только поддерживали мои увлечения, но и помогли в выборе профессии.
Без труда поступила на филфак в ТашГУ.После студенческой скамьи сразу пошла преподавать русский язык, литературу, а потом и эстетику сначала в 187-й, затем в 64-й школах Ташкента.
В пятидесятую пришла спустя пять лет. Вела там уроки русского языка и литературы в старших классах, потом была завучем. Я оказалась первым ее директором, который занял этот пост в 1987 году не по назначению «сверху», а в результате открытых выборов в коллективе. Для того времени этот шаг был необычным. На должность директора претендовали три достойные кандидатуры. Со значительным перевесом голосов я вышла вперед.
Да, был и такой момент в жизни коллектива. А вообще «биография» одного из старейших средних учебных заведений страны очень богатая. Школа по праву гордится не только своими выпускниками, среди которых немало заслуженных людей, крупных ученых и государственных деятелей, врачей и педагогов, экономистов и юристов, есть даже космонавт. В ее стенах зарождались интересные идеи, проводились эксперименты, школьная база не раз принимала участников республиканских и городских олимпиад по различным предметам. Была она и первой в стране гимназией…
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
Сегодня 50-я получила статус специализированной школы широкого профиля, работающей по таким направлениям, как физико-математическое, химико-биологическое, экономическое и банковское дело. Эти предметы, начиная с восьмого класса дети изучают по специальным, углубленным, а порой и авторским программам, что, несомненно, помогает в выборе профессии.
Но специализация — лишь одна сторона образовательной «медали», на которую ориентируется творческий коллектив. Не менее важное, а может быть, и большее значение здесь придается интеллектуальному развитию ребенка, формированию личности, эстетическому воспитанию. Эти моменты стали главными в коллективе школы, где трудятся свыше восьмидесяти учителей разного возраста и квалификации. Светлана Ивановна как лидер сумела направить творческий задор и энергию молодых вкупе с мастерством старшего поколения в нужное русло. Так была разработана «Педагогическая технология эстетического воспитания на основе личностной ориентации педагогического процесса».
— Это многолетний коллективный труд, вобравший в себя творчество практически каждого учителя школы,- поясняет Светлана Ивановна.- Мне удалось свести воедино все разделы, разработанные коллегами, обобщить их и собрать в пособие.
В чем же суть технологии?
Квинтэссенция его в обычной фразе: «Творчество не есть дополнение к образовательному процессу. Творчество лежит в основе образования». Разумеется, не в ущерб основным и профилирующим учебным предметам — математике и физике, биологии и химии, экономике и банковскому делу, литературе и черчению, истории, иностранному и родному языкам. Практически каждый из уроков здесь стараются проводить неординарно, с выдумкой, чтобы заинтересовать ребенка,сделать его участником учебного процесса, а не простым слушателем.
— Понаблюдайте сегодня в обществе, поглощенном проблемами рыночных отношений,- отмечает директор,- дети или не хотят заниматься вообще, или увлечены компьютерными программами, с головой уходят в точные науки и мало времени уделяют духовному развитию. Вот мы и задумались над тем, как выстроить систему воспитания ребенка, чтобы пробудить в нем интерес и к образованию, и к культуре, и к духовности. А это — основание «пирамиды», на которой держится вся система эстетического воспитания школьника. Педагогическая технология учитывает интересы, вкусы, способности каждого ребенка.
ПОД ЗНАКОМ БОГИНИ КАИССЫ
— Говорят, нет бездарных детей, есть педагоги, неспособные разглядеть, развить в ребенке задатки таланта, — говорит Светлана Ивановна. — Мы пытаемся отыскать эти ценные крупицы в каждом новичке, который приходит в школу. Это помогает воспитать в ребенке образное мышление, развить в нем скрытую неординарность, такие качества, как смелость, взаимовыручка, умение слушать и слышать, находить выход из сложных ситуаций, воспринимать окружающий мир более чутко и тонко. Согласитесь, такое услышишь не часто.
И, как правило, это получается, подбирается «ключик» практически к каждому питомцу. Выбор кружков огромный — художественной самодеятельности, танца, театральный, изокружок, рукоделия, шахматный… Есть даже малая школьная академия «Умид» (для старшеклассников) с секциями химии, биологии, физики, математики, информатики, где ребята занимаются научно-исследовательской работой.
Все первоклашки, к примеру, помимо алфавита, математики, родной речи, письма, осваивают здесь… шахматную науку. Постигают секреты древней игры, которую по праву называют и спортом, и искусством. Конечно, не все из юных поклонников Каиссы достигнут мастерского рубежа, тем более получат титул гроссмейстера, хотя среди бывших воспитанников 50-й есть три шахматиста, покоривших эту заветную ступень мастерства. Важно другое, большинство ребят научатся логическому мышлению, умению просчитывать свои действия на несколько «шагов» вперед.
В школе разработана своя концепция по эстетическому обучению и воспитанию детей, созданы авторские программы по изобразительному искусству, над которыми трудились заслуженные учителя Узбекистана Бронислава Валерьяновна Пионтик, Ахмат Икрамович Иногамов, и музыке (Жанна Михайловна Карачун), уроки танцев ведут Неля Зуфаровна Нурмухамедова, Ирина Дмитриевна Зиновьева, Владимир Алексеевич Ворошилов, драматическое искусство преподает Светлана Александровна Курышева, мировую культуру — Светлана Витальевна Жильцова.
ОТ «КОЛОБКА» ДО «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»
— По долгу памяти и в благодарность хочу вспомнить о заслуженном учителе Узбекистана Брониславе Валерьяновне Пионтик, отдавшей педагогике более полувека,- говорит Герасимова. — Основательница школьной изостудии, она первой подготовила авторскую учебную программу, которая вводила детей в мир красоты и гармонии, помогала сначала смотреть и слушать, а уж потом рисовать. Первой использовала принцип увлекательной и познавательной игры: сочетала чтение былин, сказок, стихов с музыкой. На этих уроках воспитано не одно поколение творческих людей, прошедших ее школу доброты, любви и красоты.
Считают, картина живет, пока ее видит зритель. Работы воспитанников изостудии часто можно увидеть на конкурсах детского рисунка, специальных выставках. А местом их постоянных экспозиций стали школьные коридоры, которые напоминают постоянно действующие картинные галереи. В частности, здесь демонстрируются работы юных художников семьи Юлдашевых — Асаль, Азизы и Рустамбека, Сергея Касимовского, Джасура Каримова, Влада Бондаренко. Это ли не дань памяти истинному педагогу.
Немало лестных слов сказано о системе музыкально-эстетического обучения, состоящей из двух этапов. Первой ступенью является сам урок, где ребенок получает представление о музыке, ее истории и различных жанрах. Второй этап — лекции и концерты филармонического оркестра, походы в концертные залы консерватории, школу имени Успенского. Проводят здесь и анкетирование, определяя общий уровень музыкальной культуры, вкусы и запросы детей. Выяснилось, что параллельные циклы лекций по музыке, литературе и живописи помогают глубже осваивать разделы литературы.
В школе действует свое «Литературное общество» во главе с преподавателем Светланой Постновой, работает кружок «Юный журналист», которым руководит журналист по образованию Елена Михайловна Фролова. Юные филологи и внештатные корреспонденты ведут странички в газетах «Классики» и «Класс».
Есть в пятидесятой и театральная студия, а вернее три ее ступени. Для детей начальных классов здесь создана студия «Колобок», ребята среднего возраста занимаются в «Топольке», старшеклассники в «Ас-Студии». Душой и сердцем всех трех детских коллективов является Светлана Александровна Курышева, не устающая повторять: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь огнем настоящего творчества, научив поддерживать этот огонь на протяжении всей своей жизни».
На школьной сцене под ее руководством поставлен не один спектакль, начиная со сказки «Колобок» до таких классических произведений, как отрывки из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, «Пигмалион» Бернарда Шоу. Силами юных актеров и участников художественной самодеятельности пишутся сценарии к праздничным и выпускным вечерам, устраиваются красочные мюзиклы, концерты…
ПО ПРИЗВАНИЮ «МИРОТВОРЕЦ»
— На девяносто процентов наш коллектив состоит из женщин, профессионалов, преданных своему делу специалистов. И все же в женском коллективе всегда сложнее,- улыбается Светлана Ивановна.- Чаще приходится пускать в ход искусство «миротворца». Нахожу такие слова, чтобы примирить, казалось бы, непримиримые стороны. Словом, прибегаю к некоторым хитростям, которые требуются в кадровой политике. Если вижу хоть мизерное «зерно» в работе педагога, которое обязательно даст добрые всходы, всегда поддерживаю начинание. И коллеги отвечают мне взаимностью, называя «миротворцем». Так шаг за шагом общими усилиями создаем ансамбль единомышленников.
Немало добрых слов заслуживают все без исключения коллеги, поддержка которых помогает мне справиться с «грузом забот». Это — завучи Елена Кушнер, Светлана Постнова, Светлана Жильцова.
Не умаляя достоинств остальных учителей, назову Татьяну Дмитриевну Соловьеву, недавно награжденную орденом «Мехнат Шухрати». После окончания ТашГУ бывшая выпускница нашей школы вернулась в родную «альма матер» и вот уже почти четверть века преподает физику в классах с углубленным изучением этого предмета. Или Наталья Алексеевна Сон, учитель с большой буквы, человек творческий и талантливый, ею создана оригинальная методика, включающая решение задач повышенной сложности, взятых из заданий олимпиад. Один из ее нынешних учеников, выпускник Алексей Пак, стал недавно победителем международной математической олимпиады в Омске. Сейчас он в составе сборной Узбекистана отправляется на состязания математиков в Глазго. Незаурядному математику предоставлено право выбора любого вуза нашей страны, куда он будет зачислен без экзаменов.
Или взять уроки Валентины Петровны Зобневой, увлекающие малышей начальных классов в мир путешествий и фантазии, с элементами музыки, живописи, театра.
Список этот можно продолжать и продолжать. Главное, что есть у педагогического коллектива, лидером которого является Светлана Ивановна, творческий потенциал, стремление создать детям максимум условий для самовыражения.
Пятидесятую школу по праву можно считать одной из технически обеспеченных. Помимо государства, ей помогают спонсоры, подлинные друзья, шефы. В частности, классы экономики и банковского дела открывали сотрудники Ассоциации банков Узбекистана. И сейчас они под их опекой. Большую техническую и материальную помощь оказывают шефы — коллектив Министерства энергетики.
В заключение назовем еще одну характерную для 50-й школы деталь: процент выпускников, поступающих каждый год в вузы страны и зарубежья, здесь составляет 92-98! Такой завидной результативностью может похвастаться не каждая школа страны. Думаем, что и за нынешних одиннадцатиклассников, а их сегодня 75, в том числе пять золотых медалистов, учителям не придется краснеть.
shkola50
Таисия Голубкина.