27 августа в Наманганской области вступил в эксплуатацию хлопковый терминал «Интер-тола», рассчитанный на единовременное хранение 10 тысяч тонн хлопковолокна. С помощью этого сооружения, оснащенного по последнему слову техники, будет осуществляться экспорт волокна со всех хлопкозаводов Ферганской долины.
В Узбекистане формируется мощная современная инфраструктура для экспорта хлопкового волокна. Значение этого трудно переоценить — ведь удобству и скорости доставки грузов сегодня придается едва ли меньшее значение, чем качеству самого товара. И если сам хлопок не нуждается в особом представлении на мировом рынке, то вторая составляющая успешного экспорта — отлаженная и эффективная транспортная система — до недавнего времени нуждалась в серьезной модернизации.
Надо сказать, что проблема доставки хлопкового волокна на международные рынки для Узбекистана, являющегося в мире одним из основных его производителей и экспортеров, всегда стояла довольно остро. Не секрет, что республика не имеет прямого выхода к морским путям. Все узбекские внешнеторговые грузы по дороге в любой порт транзитом пересекают территорию по меньшей мере двух государств, что весьма ощутимо влияет на конечную стоимость продукции.
Но это далеко не весь перечень «неудобств». Дело в том, что при перевозке в железнодорожных вагонах хлопок нередко попадает под дождь, снег, пачкается и портится, что заметно сказывается на его качестве и цене. Кроме того, в морских портах продукция хранится на складах, дожидаясь своей отгрузки. Все это приводит к дополнительным транспортным издержкам.
В связи с этим руководство республики с первых лет независимости поставило ответственную задачу — максимально снизить транспортные издержки при экспорте хлопка. Для ее решения специалисты Министерства внешних экономических связей (МВЭС) Узбекистана приложили немало усилий, в результате которых были снижены транзитные тарифы, проработаны и опробованы десятки новых транспортных маршрутов.
Особое место в этой работе отведено созданию в Узбекистане сети хлопковых баз-терминалов. На этих современных складах хлопок может храниться, сертифицироваться, оформляться и отгружаться зарубежным потребителям в страны Европы, Азии и Америки. Международные хлопковые трейдеры через терминалы могут продавать хлопок прямо из Узбекистана, минуя хранение в портах и перевалочных пунктах. Более того, когда проданный хлопок хранится на территории республики, это дает дополнительные валютные поступления в бюджет. По оценкам специалистов, такой доход колеблется в размере от 15 до 45 долларов за тонну.
По решению правительства республики, организация создания и функционирования специализированных хлопковых терминалов возложена на МВЭС.
В Наманганской области открыт хлопковый терминал «Интер-тола», ориентированный на экспорт волокна практически всех хлопкозаводов Ферганской долины.
Размеры сооружения солидны. Оборудованный по последнему слову техники, такой склад занимает территорию в 7,5 гектара. Площадь крытых навесов позволяет единовременно хранить хлопковое волокно в объеме до 10 тысяч тонн.
Здесь работают высокопроизводительные автопогрузчики. На территории построен железнодорожный подъездной путь.
Надо сказать, что «Интер-тола» — третий хлопковый терминал на территории Узбекистана. Аналогичные уже действуют в Бухарской и Сырдарьинской областях.
Бухарский терминал обслуживает хлопкозаводы Бухарской, Навоийской и Самаркандской областей. Он рассчитан на единовременное хранение более 8 тысяч тонн хлопкового волокна, однако объемы экспорта волокна намного превышают этот показатель. Так, если в 2000 году через базу было отправлено за рубеж около 14 тысяч тонн хлопка, то в 2001 году — вдвое больше.
Хлопковый склад в Бухаре аналогично наманганскому оснащен современным оборудованием. В его функции входит прием и хранение кип, предоставление возможности инспекции хлопкового волокна иностранными покупателями, тестирование с помощью специализированного оборудования и определение сорта по международным стандартам, проведение фумигационного и фитосанитарного контроля, а также отгрузка на экспорт.
Самым большим хлопковым терминалом в Узбекистане сегодня является Ак-Алтинская база хлопковой продукции, расположенная в Сайхунабадском районе Сырдарьинской области. Общая вместимость его крытых ангаров составляет 50 тысяч тонн хлопка. Более чем на 18 гектарах здесь расположено 45 складов общей площадью 70,2 тысячи квадратных метров. Через Сырдарьинский терминал осуществляется экспортная обработка хлопкового волокна из Ташкентской и Сырдарьинской областей. В 2000 году через него было переправлено 83 тысячи тонн хлопка, а в 2001 эта цифра составила 93 тысячи тонн.
На Сырдарьинской хлопковой базе также используются современные контейнеропогрузчики. Здесь действуют таможенный пункт, пункт сертификации продукции, представительство центра «Сифат» («Качество») и другие.
Помимо современных условий хранения и оформления хлопковой продукции, создание терминала позволило — правда, пока в порядке эксперимента — отправить специализированные скоростные контейнерные поезда в иранский порт Бандар-Аббас. Состав достиг цели за 7-8 суток, тогда как обычному составу для этого необходимо почти вдвое дольше. Таким образом подтвердились реальные возможности не только для сокращения сроков доставки хлопка до морского порта, но и более эффективного использования парка контейнеров, а также увеличился объем перевозки грузов.
Наманганский и Сырдарьинский терминалы имеют лицензии для работы в таможенном режиме «свободный склад», позволяющем предоставлять международным трейдерам весь комплекс логистических услуг, а для тех, кто приобретает узбекский хлопок на условиях ExW, FCA, оказывать дополнительные услуги по хранению с оплатой в СКВ. Сейчас к функционированию в этом режиме практически готов и бухарский терминал.
Хранение хлопкового волокна на территории Узбекистана даст возможность экспортерам предлагать широкий спектр базисных условий поставки, а также внедрить систему электронной торговли, предлагая хлопок через специальные электронные торговые площадки на аукционной основе.
Как видим, с открытием «Интер-тола» сеть хлопковых терминалов охватила уже три региона Узбекистана — столичную и прилегающие к ней области, Ферганскую долину и крупнейшие промышленные регионы на западе страны. Готовится создание хлопковых терминалов в Каракалпакстане и на юге страны — в Кашкадарьинской области. Они откроют ворота для производителей и экспортеров хлопка на мировой рынок и позволят еще больше увеличить экспортный потенциал страны.
Владимир Дубов.